kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционные занятия по преодолению страха, застенчивости, тревожности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционные занятия

по преодолению страха, застенчивости, тревожности.

Страх – отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.).

Игры на расслабление. Эти игры помогут создать атмосферу доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционные занятия по преодолению страха, застенчивости, тревожности.»














Коррекционные занятия

по преодолению страха, застенчивости, тревожности.











Подготовила психолог: Евмушкова О.Ю.










Коррекционные занятия

по преодолению страха, застенчивости, тревожности.


Страх – отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д.).

«Страх» - это слово, которое появляется снова и снова в процессе обсуждения застенчивости чаще всего застенчевые люди боятся:

  • негативной оценки со стороны окружающих;

  • отказа в чем-либо;

  • расширяться и не знать, что сказать или сделать в данной ситуации.

Ситуации, вызывающие застенчивость:

  • пребывание в центре внимания большой группы людей;

  • более низкий статус по отношению к окружающим;

  • ситуации, требующее от человека уверенности в себе;

  • новая обстановка;

  • ситуация, в которой оценивают;

  • уязвимость (потребность в чужой помощи).

Застенчивость вызывает огромное количество неприятных последствий, как для взрослых, так и для детей:

  • боязнь общения с новыми людьми;

  • неумение бороться за свои права;

  • неумение четко мыслить и излагать свои мысли;

  • негативнные переживания – депрессия, беспокойство, низкая самооценка и одиночество.

В работе с тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт, упражнения на растягивание и релаксацию, на отработку технки глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела.

Цели коррекционно-развивающих занятий:

  • гармоничное развитие личности и ее самоактуализация;

  • преодаление застенчивости, нерешительности, замкнутости, страха и тревожности;

  • развитие коммуникативных способностей и воспитание доброжелательного отношения и окружающих;

  • снять эмоционального и мышечного напряжения;

  • снизить тревогу, агрессию;

  • развивать навыки взаимодействия друг с другом.

Задачи:

  • расширять эмоциональный опыт;

  • создать для ребенка атмосферу безопасности;

  • понимать и принимать его мир;

  • поощрять выражения эмоционального мира дошкольника;

  • создать ощущение рамок дозволенности, позволять делать выбор;

  • привить навыки эффективного межличностного общения со сверстниками и взрослыми;

  • облегчить принять решений;

  • снижить уровень тревожности, используя психологические методы.

предлагаются для примера несколько занятий.


Занятие №1.


Упражнения на релаксацию и дыхание.

  • Упражнение “Драка”.

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

“Вы с другом поссорились. Вот - вот начнется драка. Сделайте глубокий вдох, крепко – накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив несколько секунд. Затайте дыхание на несколько секунд. Задуймайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”.

Это упражнение полезно для тревожности, и для агрессивных детей.

  • Упражнение “Воздушный шарик”.

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Психолог дает инструкцию: “Представбте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Сделайте вдох, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличивается, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представлю ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их дург другу”.

Упражнение можно повторить 3 раза.

  • Упражнение “Корабль и ветер”.

Цель: настроить уставших детей на рабочий лад.

“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощьветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!”

Упражнение можно повторить 3 раза.

  • Упражнение “подарок под елкой”.

Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг глаз.

“Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Подходите к елке, крепко – крепко зажмуриваете глаза и делайте глубокий вдох. Затаите дыхание... Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь?”

После выполнения упражнения можно поговорить о том (если дети захотят, кто и о чем мечтает.

  • Упражнение “Дудочка”.

Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ.

“Давайте поиграем на дудочке. Сделайте неглубокий вдох, поднесите дудочку к губам. Начните медленно выдыхать и на выдохе попытайтесь вытянуть губы трубочкой. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”.

Все перечисленные упражнения можно выполнять в группе, сидя на ковре или стоя за столами.


Занятие №2.


Упражнения на расслабление мышц

(эти упражнения полезны разным детям:

тревожным, аутичным, агрессивным).

  • Упражнение “Сосулька”.

Цель: расслабить мышцы рук.

“Дети, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька. Преставим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Я буду читать им загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью и четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!”.

  • Упражнение “Шалтай - Болтай”.

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

“Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай – Болтай”

Шалтай – Болтай,

Сидел на стене.

Шалтай – Болтай

Савлися во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо, влево руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” резко наклоняем корпус тела вниз”.

  • Упражнение “Винт”.

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

“Давайте попробуем превратиться в винт. Для этого пятки и носки поставьте вместе. По моей команде “Начали!” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в поле же направлений. Начали! Стоп!”.






Занятие №3.


Игры на расслабление.

Эти игры помогут создать атмосферу доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом.


  • Игра “Танцующие руки”.

Цель: дать детям особенно огорченным, неспокойным дать возможность пояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

“Разложите большие листы обертоной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу, так чтобы руки, от нести до локтя, находились над бумагой. Закройте глаза и, когда начнется музыка, обеими руками рисуйте по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что получилось.” (2-3 минуты). Игра проводится под музыку.

  • Игра “Слепой танец”.

Цель: развивать доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение.

“Разбейтесь на пары. Одному из вас глаза завяжут – он будет водить “слепого”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку.”

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1-2 минуты). потом дети меняются ролями. если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настайвайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаться по помещению.

  • Игра “Водопад”.

Цель: помочь расслабиться.

“Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почуствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслаляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение и она тоже становится мягкой и расслабленной.

Свет течет по вашей груди, по животу – вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдохнуть и выдохнуть. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, ладоням, пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается и вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы безмятежно и с каждым вдохом и выдохом все больше расслабляетесь и наполняетесь свежими силами (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.”

После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.


Занятие №4.

Игры, направленные

на формирование чувства доверия

и уверенности в себе.


  • Игра “Гусеница”.

Цель: учить доверять друг другу.

В игре партнеров не видно, но слышно. успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с усилиями остальных участников.

“Сейчас мы с вами станем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи стоящего впереди. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до него строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутыз руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы должны пройти по определенному маршруту.”.

  • Игра “В гостях у морского царя”.

Цель: корректировать психоэмоциональное состояние детей, способствовать снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создать радостное настроение средствами свободного движения и воображения.

Психолог выясняет у детей, что они знают о подводном мире. Спрашивает, какие движения характерны для морских обитателей, сравнивает эти движения с движениями существ, живущих на суше. Предлагает изобразить движения какого-либо морского изображенного. Затем под разную музыку дети изображают обитателей моря. В ходе занятия психолог интересуется, что нового дети узнали на занятии. Звалит их за достижения.

  • Игра “Рисование вдвоем”.

Цель: развивать умение понимать себя и других, снять психическое напряжение, создавать возможность для самовыражения, учить совместной продуктивной деятельности.

Материал: лист бумаги (формат А3), краски, карандаши.

Психолог рассказывает детям о предстоящем задании, о том, что от них требуется (соответственно задачам). Дети начинают выполнять задание, но это отводится 20-25 минут.

После окончания работы организуется выставка работ и обсуждение нарисованного, чувств и действий во время рисования



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Коррекционные занятия по преодолению страха, застенчивости, тревожности.

Автор: Евмушкова Олеся Юрьевна

Дата: 22.05.2019

Номер свидетельства: 511786


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства