Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее наглядное пособие»
Коррекционно-развивающее наглядное пособие
«Учимся играя»
С поступлением ребенка в школу снижение познавательной активности и отсутствие мотивации к учебной деятельности вырастают в серьезную проблему для него самого и его родителей. Такие дети оказываются «выброшенными» из учебного процесса, что ведет к неуспеваемости, нервно-психическим перегрузкам. Поэтому одним из важнейших направлений коррекционной работы по развитию речи является формирование у них познавательной активности. Эта работа тесно связана со всеми сторонами коррекционного воздействия: с развитием мышления, памяти, внимания, восприятия, совершенствованием речи и стабилизацией змоционально-волевой сферы. Педагог должен видеть ребенка не только на специальных коррекционных занятиях, но и в свободной деятельности: как он строит самостоятельные игры, взаимодействует со сверстниками и т.п.
Ребенка с речевыми нарушениями нужно грамотно «подталкивать» к появлению новых интересов, игр, занятий. Работая в специальной группе с детьми с нарушением речи мною, совместно с родителями было создано коррекционное панно «Учимся играя», которое прошло успешную десятилетнюю апробацию. Рада поделиться нашей работой с коллегами. Панно изготовлено из высококачественной фанеры (размер 145/120см, толщина 10мм) и прочно прикреплено к стене. Оно имеет форму домика, на котором расположены часы с двигающими стрелками, механические счеты с фигурками-белочек (пять серых и пять рыжих), дорожки различной конфигурации с подвижными бегунками красного, синего, желтого и зеленого цвета, шестнадцать окошек «кармашек», конструктор «Геометрик», речебуквенный тренажер на «липучках», магнитная доска. Для детей небольшого роста предусмотрена специальная переносная лесенка. Работать с панно могут воспитатели, учителя-дифектологи, учителя-логопеды, психологи. Пособие может быть использовано как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях различной направленности. Главное – научить детей переносить умения и навыки, полученные на занятиях, в свободную игровую деятельность.
Цель коррекционной работы с панно – расширение образовательного пространства. Основные задачи:
*повышение познавательной активности; *развитие сенсорного восприятия; *коррекция и двигательный тренинг мелкой моторики рук (использование бегунков, механических счетов, речебуквенного и счетного тренажеров, геометрических фигурок-вкладышей); *формирование и умение элементарных математических умений и навыков (счет, счетные операции, сравнение множеств, умение узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры, знакомство с часами); *совершенствование речевых возможностей (расширения словарного запаса, закрепление обобщающих понятий, предложно-падежных конструкций, развитие связной речи);
*закрепление знаний по обучению грамоте, тренировка навыков самостоятельного послогового и слитного чтения; *обучение играм на развитие памяти, внимания, логического мышления («Четвертый лишний», «Кто за кем?», «Что изменилось?», «Кого не стало?»); *расширение диапозона учебно-игровых умений.
Игровые задания для работы с коррекционным панно
«Учимся играя»
Упражнения с часами
1.Зафиксировать одну стрелку на часах и предложить ребёнку показать другой стрелкой цифру 2 (5,8 и т.д.).
2.Зафиксировать одну стрелку на часах и предложить ребёнку показать другой стрелкой подряд две-три цифры.
3.Предложить показать стрелками две цифры. Одну – маленькой (часовой), другую – большой (минутной).
Упражнение со счётами и бегунками
Отложить на счётах заданное число белочек (от 1 до 10). Пройти бегунком столько «горок» (зигзагов), сколько белочек отложено на счётах «от одной до пяти».
Одному ребёнку предложить отложить на счётах несколько белочек, а другому сосчитать их и пройти бегунком столько же горок.
Собрать на свободную дорожку все красные (зелёные, жёлтые, синие) бегунки.
Собрать Бегунки в заданном порядке: синий, красный, зелёный, жёлтый.
На первую дорожку поставить два синих и два красных бегунка, а на вторую – два зелёных и два жёлтых.
Упражнение с окошками и вкладышами
Открыть в четвёртом ряду третье окошко (в первом ряду второе окошко и т.д.).
Открыть окошко в первом ряду между вторым и четвёртым окошками и т.д.
Открыть окошко перед вишней (окошко с картинкой вишни), за вишней, над вишней, под вишней.
Назвать какое из четырёх открытых окошек лишнее, и объяснить почему.
(Использовать подобные задания на выделение четвёртого лишнего можно не только по обобщающим понятиям, таким как дикие животные, насекомые, деревья, ягоды, но и по всем возможным признакам: цвет, величина, форма, назначение, а также с геометрическими фигурами и цифрами).
Сравнить предметы (два открытых окошка) между собой. Назвать как можно больше отличительных и сходных признаков (игра «Чем отличаются и чем похожи?»).
Придумать предложения с одним, двумя, тремя заданными словами (открываются соответственно одно, два или три окошка).
Упражнения на буквенном тренажёре «Найди букву»
Назвать звук, с которого начинается слово, обозначающее предмет, на открытом окошке, найти соответствующую букву. Поставить её в правый (левый) верхний (нижний) угол прямоугольника.
Поставить заданную букву в центр прямоугольника, расположить следующую заданную букву слева (права) от первой. Прочитать получившийся слог.
«Заколдованное слово». Педагог объясняет, что слово нужно заколдовать, т.е. превратить в другое слово. Пока дети делают несколько энергичных взмахов руками, «заколдовывая» слово, педагог закрывает его экраном и меняет буквы. Убирает экран, предлагает прочитать новое слово (бак-бык-бок; сыр-сын-сор; бок-сон-сок; жук-лук-сук; сон-сом-дом; мот-дом-дым; дом-ком-лом; мак-бак-рак).
Выкладываем первые буквы названных слов, чтение получившегося слова (книга, обруч, тарелка-кот).
«Буква убежала». По просьбе педагога дети выкладывают слово, а потом закрывают глаза. Одна буква убирается, а оставшиеся буквы сдвигаются, чтобы не было пробела. Нужно догадаться, какая буква убежала, и найти её место. Более сложный вариант: в слове недостаёт одной буквы. Нужно найти её и поставить на место. Сначала подбираются слова из трёх (рот, нос, душ, кот). Затем из четырёх букв (рыба, дыра, сода, рука, мука, шуба, утка, игра, мост, волк, куст, крот, парк, брат и т.д.).
6.«Буквы рассыпались». Дети выкладывают слово, читают его. Затем закрывают глаза, а педагог перемешивает буквы. Детям нужно восстановить слово.
Упражнения с тренажёром «Геометрик»
Каждая фигура имеет отверстия. Круг – одно; прямоугольник – два; треугольник – три; квадрат – четыре.
- фигуры с одним (двумя, тремя, четырьмя) отверстиями.
2. Составить число по количеству дырочек (отверстий) на фигурах и определить, с помощью каких ещё фигур его можно составить. (Так, число «четыре» может быть представлено квадратом с четырьмя отверстиями, или двумя прямоугольниками с двумя отверстиями в каждом, или кругом с одним отверстием и треугольником с тремя отверстиями).
3.«Попробуй, собери». Выкладывание по заданию педагога различных построек из геометрических фигур; самостоятельное творческое конструирование.
занятия в подготовительной к школе группе для детей с речевым нарушением
Цель. Развивать познавательную активность с опорой на наглядно практическую деятельность.
Задачи. Воспитать умение высказывать и обосновывать собственные суждения, грамматически правильно оформлять распространённые предложения; закреплять умение ориентироваться в числовом ряду; совершенствовать слуховое и зрительное восприятие, внимание, словесно-логическое мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование. Коррекционное панно «Учимся, играя», пять-шесть стульчиков (по количеству детей), расположенных полукругом.
Ход занятия.
Педагог предлагает детям подойти ближе и объясняет: сегодня им предстоит пройти испытания в «Клубе знатоков».
Педагог: Кто такие знатоки? Это люди, которые много знают, умеют думать и отвечать на разные сложные вопросы. А что такое клуб? Это собрание, объединение людей, которые занимаются одним делом. Например, бывают спортивные клубы, туристический, шахматный. А в клубе знатоков собираются люди, которые любят много читать, узнавать что-нибудь новое, интересное и играть в умные игры – давать правильные ответы на вопросы и отгадывать слова. Вот и мы с вами сегодня попробуем поиграть в «Клуб знатоков», а поможет нам вот этот домик. Если вы сможете выполнить все задания, то станете знатоками.
Педагог с детьми подходит к коррекционному панно.
Упражнение «Открой окошко».
Педагог. Своё место займёт тот, кто откроет третье окошко в первом ряду, четвёртое окошко во втором ряду, второе окошко в третьем ряду и т.д. (Дети по очереди открывают названные окошки и садятся на стульчики).
Назовите все картинки в открытых окошках. (Волк, белка, медведь, заяц, стрекоза). Кто лишний и почему? Стрекоза, так как это насекомое, а остальные животные – лесные звери. Закрывается окошко с изображением стрекозы. Кого теперь можно назвать лишним и почему?
Принимаются все варианты ответов, если они обоснованы: медведь, потому что он зимой спит, а остальные животные – нет; белка, потому что она скачет по деревьям, а остальные животные не скачут и т.д. Педагог поощряет нестандартные ответы.
Игровое упражнение «Кто больше?»
Педагог предлагает детям сравнить белку и волка (открытые окошки): назвать как можно больше отличительных, а затем сходных признаков. Отличия отмечаются переводом стрелок на часах; сходства откладываются на счётах.
Варианты ответов: «Белка живёт в дупле, а волк в логове. Этим они отличаются», «Волк – дикое животное, и белка дикое животное. Этим они похожи» и т.д. В конце упражнения дети подсчитывают, сколько всего отличительных и сходных признаков они назвали.
Упражнение «Бегунок»
Педагог предлагает детям пройти бегунком столько горок – зигзагов, сколько одинаковых звуков в слове «волк» и «белка» (два зигзага, выполняется на верхней дорожке).
Упражнение «АБВГДейка» (с использованием буквенного тренажёра)
Педагог. Какой буквой обозначаются звуки «л» и «ль»? А звуки «к» и «кь»? Поставьте букву К в правый верхний угол прямоугольника. Поставьте букву Л в левый нижний угол прямоугольника. Поставьте букву Л в центр прямоугольника, а букву К справа от буквы Л. (Дети по очереди подходят к панно, выполняют задание.)
Какое слово получится, если между ними поставить букву А? (Лак).
Давайте заколдуем слово. (Дети делают несколько энергичных взмахов руками, закрывают глаза; педагог меняет букву А на букву У). Какое слово получилось? (Лук.) Лук –это что? (Это овощ.)
Физкультминутка. Дети берут вкладыши с изображением овощей и фруктов. По команде педагога «Овощ!» подпрыгивают те, у кого вкладыши-овощи, по команде «Фрукт!» - те, у кого фрукты.
Упражнение «Найди всё красное»
Педагог. Каким звуком заканчивается слово «лук»? (Звуком «к».) Название какого цвета начинается на звук «К»? (Красный.) Посмотрите внимательно на наш домик и назовите все предметы красного цвета. (Педагог поощряет наблюдательных детей и предлагает ребёнку перевести красные бегунки на свободную дорожку, а остальным детям выбрать из конструктора «Геометрик» фигуры красного цвета и назвать их.)
Упражнение «Кто быстрее?»
Педагог. На своё место поставит фигуру тот , у кого фигура с тремя углами (четырьмя углами, без углов); задание – ловушка: поставить на место фигуру с двумя углами.
В конце занятия педагог объявляет: все дети справились с трудными заданиями, поэтому приняты в «Клуб знатоков» и теперь могут самостоятельно играть в новую игру. Детям выдаются значки членов клуба.