Просмотр содержимого документа
«"Ковровская глиняная игрушка"»
Технологическая карта.
Тема: «Секреты ковровской глиняной игрушки»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Задачи: познакомить детей с народным промыслом, Ковровской глиняной игрушкой, её особенностями и способом изготовления; воспитывать чувство гордости за людей творчества нашего города; развивать эмоциональную отзывчивость при общении с произведениями искусства.. Формировать представление о необходимости труда гончара, его социальной значимости. Вызвать желание самостоятельно вылепить глиняную игрушку. В ходе самостоятельной продуктивной деятельности развивать мелкую моторику рук, мышление, творческое воображение. Развивать умение самостоятельно решать поставленную задачу. Воспитывать организованность поведения, умение готовить место для труда; поддерживать порядок на рабочем месте в ходе деятельности. Воспитывать чувство гордости за работу мастеров народной игрушки. Пополнить экспозицию музея самостоятельно изготовленными глиняными игрушками.
Вид детской деятельности
Содержание
Двигательная
Подвижные игры:
«Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись.
Прогнуться назад, рукиположить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
«Передай ведерко» - развивать скоростно – силовые качества,«Урожайная». - Развивать организованность, способность играть самостоятельно.
Хоровод: «Огородная – хороводная» муз. Б. Можжевеловой, сл. Спасской. - Развитие движения рук, их координации. Развивать чувство ритма, мелодического слуха,
Игра соревнование: «Вершки и корешки» - Продолжать прививать интерес к играм соревнованиям, совершенствовать умение работать в коллективе.
Сюжетно – ролевые игры: « Семья. К м гости пришли и подарки принесли» - Побуждать детей принимать на себя главные роли в играх. Развивать коммуникативные навыки,.
«Не сидим и не зеваем – Урожай мы собираем» - Развивать игровой опыт каждого ребенка; помогать детям, открывать новые возможности игрового отражения мира; пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
«Магазин «Игрушки-сувениры» - закреплять умение детей строить ролевые диалоги, использовать предметы-заместители.
Коммуникативная
Беседа:«Знакомство с ковровской глиняной игрушкой» -.
Эвристическая беседа: «Ярмарка на Базарной площади» - Для изготовления Ковровской глиняной игрушки используется глина, добываемая ручным способом в карьере, находящимся на территории Ковровского района. В работе используется «голубая» глина. Глина сырец увлажняется, затем разминается до нужной вязкости и упаковывается в полиэтиленовые пакеты для «созревания».
При изготовлении изделия мастером используются традиционные приёмы работы с глиной. Весь процесс изготовления глиняной игрушки осуществляется в ручную. Готовое изделие просушивается и обжигается при температуре 850 С.
Изделие расписывается художественными масляными красками, натуральными беличьими и колонковыми кистями ( так же используют водоэмульсионная краска, льняное масло, скипидар, лак ПФ-283 4С).
Для Ковровской глиняной игрушки характерна богатая цветовая гамма, ярко выраженный русский национальный колорит.
Ковровская игрушка - это современная игрушка. При воспроизведения игрушки допускается творческое варьирование, как в лепке игрушки так и росписи. Обратите внимание – вот семья обезьянок, все они разные, нет ни одной похожей, потому что каждый автор в своей игрушке передал своё настроение. А вот семья свинок - они тоже все разные, такие какими их увидели их авторы. Сюжеты игрушек разнообразны – это и сцены русского быта, и мотивы сказок «Рукавичка», «Три медведя » и др.,и игрушки –свистульки в виде персонажей людей, зверей, сказочных героев.
Составление коллективного рассказа на тему:«В мастерской ковровского умельца». Рассматривание моркови - развивать способность внимательно следить за ходом рассказа, добавлять нужное слово; уточнить представления детей о моркови, обогатить их словарь за счёт слов: «красная, твёрдая, хрустит, едят, трут на тёрке».
«Экскурсия в магазин «Овощи - фрукты»» - продолжать учить детей правилам поведения на улице, формировать у детей целостную систему знаний об окружающем мире, взаимоотношениях людей в обществе. Закрепить умение различать и называть овощи и фрукты правильно.
Экскурсия в детском саду - «В гостях у «Сентябринки»». – Расширять знания детей о фруктах и овощах, развивать сенсорные чувства, речь, внимание, развивать умение объединять плоды по исходному признаку.
Познавательно - исследовательская
Экспериментирование: «Определи на вкус» - продолжать формировать обобщенное представление об овощах, фруктах, их многообразии, развивать умение определять свойства фруктов и овощей на вкус.
Опыт:Сравнить огурец, картофель, морковь, капусту, яблоко, грушу. - Развивать умение детей, сравнивать овощи и фрукты, используя модели, (форма, цвет, характер поверхности, вкус, среда обитания – сад, огород).
Ознакомление с художественной литературой и фольклором.
Петр Синяков.
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные-
Хохотушки вятские-
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские,
Дымковские барышни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни
Кавалеры наши.
Мы игрушки знатные.
Складные да ладные
Мы повсюду славимся
Мы и вам понравимся.
В. Сутеев «Мешок яблок». Донести до детей познавательную, нравственную, эстетическую сущность произведения
Ю. Тувим «Овощи» - развивать умение детей различать, называть и группировать овощи и фрукты, после прослушивания стихотворения перечислить овощи, о которых в нем рассказывается; развивать образность.
речи.
В. Куприн «Отцовское поле». – Знакомство с писателем и его произведением.
Киреева Варвара Ефимовна Сказка «Горошинка» - познакомить с новой сказкой и её автором Владимирской писательницей Киреевой Варварой Ефимовной. Активизировать словарь детей, продолжать совершенствовать связную речь детей.
Симонов Иван Алексеевич сказка «Бабье лето» из сборника сказок «Солнечные терема» - продолжать знакомить детей с произведениями писателей Владимирщины и их произведениями.
Юрий Синицын Стихи «Вот так дождик» - учить наизусть стихи Ковровского поэта. Добиваться выразительного чтения.
Элементарная трудовая деятельность
Работа на огороде - «Огород сажаем сами, угощаемся с друзьями» - продолжать формировать умениеправильно выполнять соответствующие трудовые операции по уходу за овощами, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.
Работа по сбору урожая, выращенного своими руками - «Урожай у нас на славу – угощайтесь, папа с мамой!» - Продолжать знакомить детей с сельскохозяйственным трудом. Развивать чувства уважения друг к другу, к родителям, поддерживать интерес к трудовой деятельности.
Конструирование из различных материалов
Конструирование «Забавные овощи». - Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах. Развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить детей узнавать овощи на ощупь и на вкус. Совершенствовать конструктивные умения. Развивать мелкую моторику, тактильное, вкусовое восприятие, внимание, способности обследования и анализа.
Оригами «Петушок – золотой гребешок»
Задачи:
Образовательные:
Обучать разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;
Закрепить технику складывания квадрата и ромба.
Продолжить расписывать ярким узором фигурку петуха, использовать теплую цветовую палитру; в узоре - элементы ковровской росписи – оживки, пропись травок, цветы, листочки, орнамент в полосе; выполнять работу в указанной последовательности.
Развивающие:
развитие мелкой моторики
Развивать умение рисовать всей кистью и концом.
Развитие памяти, внимания в процессе изготовления модели;
Развитие кругозора; творческого воображения, фантазии, чувства вкуса при создании композиции
Воспитательные:
Формировать эстетическое отношение к народному декоративно-прикладному искусству.
Формировать интерес у детей к искусству оригами.
Воспитывать у ребят чувство аккуратности и бережливости во время выполнения работы.
Изобразительная
Коллективная работа «Ярмарка»
Задумал дедушка Ковров с помощниками отправиться на ярмарку, да не успел он к сроку расписать игрушки, вылепил одни только заготовки. Давайте, ребята, поможем дедушке раскрасить игрушки.
Помогите мастеру приготовить красивые глиняные игрушки на ярмарку. Учтите, что ваши работы должны быть сделаны по мотивам Ковровской игрушки.
Аппликация
«Ковровские лошадки»
Задачи:
- воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту ковровской игрушки, радость от созданного своими руками;
- обращать внимание на основные цвета и элементы узоров, украшающие игрушки, вызвать желание украшать игрушку аппликативным способом;
- продолжать формировать интерес к аппликации.
Лепка «Ковровская свистулька»
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами пользуются мастера (глина, печь);
- учить детей лепить скульптурным способом, создавать выразительные образы фигурки кота.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, глазомер (моделировать пальцами рук: раскатывать шар, вытягивать и заострять, вдавливать и сглаживать);
- синхронизировать движение обеих рук;
- развивать способности к формообразованию.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров, любовь к народному творчеству.
Музыкальная
Песня про ковровскую игрушку
Игрушку мы слепили,
Раскрасить не забыли,
Мы сделали нарядной
И праздничной её.
На ярмарку готова,
Подарок из Коврова.
Всем детям, взрослым
Радость принесет.
Ковровские игрушки,
Свистульки и избушки,
Научимся мы делать,
Здесь все по силам нам.
Ведь мы не первоклашки
И скажем без натяжки:
Тут каждый может
Научиться сам.
Шуточный мини-спектакль «Как овощи попали на стол»
Развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другие.
Развлечение «Ах картошка , ты картошка» - создать обстановку общей радости, хорошего настроения. Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле; познакомить детей с историческими сведениями о картофеле; развивать коммуникативные качества; воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
приложение
Ковровская глиняная игрушка.
Ковровская игрушка самая молодая, родилась она в конце XX века в городе Коврове. Основателями этой игрушки стали преподаватели и учащиеся Ковровской художественной школы.
Мастера лепят игрушки из местной речной, серой глины (шамотная).Форма игрушек монолитная, силуэты фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.
Любят мастера сочетания синих, голубых, оранжевых, розовых, малиновых, желтых, зеленых цветов (многоцветие). В росписи изделий применяется прием в сочетании с тычком. Преобладает растительный орнамент.
Мастера возродили традиционное ремесло. Глиняная Ковровская игрушка завоевала сердца людей, покоряя мир своей красочностью, разнообразием сюжетом, добрым юмором.
Ковровская глиняная игрушка Ковровская глиняная игрушка – народный промысел, образовавшийся в районе города Коврова, на берегах Клязьмы. Изделия мастеров-игрушечников отображали многообразные сценки русского быта, а также персонажи русских сказок. Нарядная барыня встречает гостей хлебом-солью. Весёлый скоморох что-то наигрывает на балалайке. Девушки в ярких сарафанах водят хороводы. Бабушка и дедушка стоят у расписной печи и любуются на озорного колобка. Другое семейство занято важной работой – надо вытянуть репку. Этот удивительный мир наполнен солнечным светом и добрым юмором. Ковровские игрушки возвращают нас к истокам, к природе, к национальным корням.
Ковров – районный центр Владимирской области. Согласно преданию возник в XII веке как деревня Елифановка, называвшаяся по имени её основателя зверолова Елифана. В XVI веке село принадлежало князьям Ковровым, от чего и получило название "Коврово". В 1778 году село получило статус уездного города.
Берега реки Клязьмы богаты месторождениями уникального природного материала – красной и голубой глины. Наличие глины способствовало развитию "глиняного промысла".
Об этом свидетельствуют результаты предпринятых в 1925 году археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII-XVI веков.
Наряду с глиняной посудой, местные мастера изготавливали игрушки – свистульки и фигурки, изображавшие людей, животных и птиц. Краеведам удалось выяснить, чем ковровские игрушки отличались от дымковских и филимоновских. Оказалось, что ковровские мастера создавали не только фигурки животных и сказочных героев, но и бытовые сценки из русской жизни и с предельной четкостью выписывали все детали. У глиняного сарафана всегда были глиняные завязочки, у глиняной барышни – глиняные сережки, а в глиняной печке – глиняные пирожки.
Во II-й половине XIX века гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил новое развитие. Этому способствовало расширение торговли и обновление технологического процесса. Изделия начали изготавливать из голубой глины, затем обливать их суриком; а красная глина использовалась для выделки дна посуды или в качестве связующего вещества.
В этот период, как и в прежние времена, в дополнение к производству посуды небольшими партиями лепились игрушки. Предназначались игрушки для крестьян или городских мещан. На протяжении XIX – начала XX веков игрушки продавались только во Владимирской губернии. Постепенно промысел пришёл в упадок.
Возрождаться традиционный промысел в новом качестве на Ковровской земле начал лишь спустя столетие,в конце XX века. Красочность, самобытность, тщательная проработка деталей и утонченная роспись ковровских игрушек дала им новую жизнь. В настоящее время она заслуженно встала в один ряд с лучшими художественными промыслами России. Современная история ковровской глиняной игрушки ведётся с 1993 года. "Глиняный промысел" сегодня представляет ООО "Фабрика «Ковровская глиняная игрушка»"
Во II-й половине XIX века гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил новое развитие. Этому способствовало расширение торговли и обновление технологического процесса. Изделия начали изготавливать из голубой глины, затем обливать их суриком; а красная глина использовалась для выделки дна посуды или в качестве связующего вещества.
В этот период, как и в прежние времена, в дополнение к производству посуды небольшими партиями лепились игрушки. Предназначались игрушки для крестьян или городских мещан. На протяжении XIX – начала XX веков игрушки продавались только во Владимирской губернии. Постепенно промысел пришёл в упадок.
Возрождаться традиционный промысел в новом качестве на Ковровской земле начал лишь спустя столетие,в конце XX века. Красочность, самобытность, тщательная проработка деталей и утонченная роспись ковровских игрушек дала им новую жизнь. В настоящее время она заслуженно встала в один ряд с лучшими художественными промыслами России.
Современная история ковровской глиняной игрушки ведётся с 1993 года. "Глиняный промысел" сегодня представляет ООО "Фабрика «Ковровская глиняная игрушка»".
Ковровская глиняная игрушка является "визитной карточкой" города Ковров. А теперь -немного о технологии изготовления этой игрушки.
Изготавливается игрушка из голубой глины, добываемой на территории Ковровского района. Знание о том, где находится месторождение глины, передается мастерами из поколения в поколение. Говорят, что у каждого мастера есть своя заветная копанка. Глина вручную выбирается из копанки, тут же вычищается и собирается в мешки, в которых хранится в течение года. В таком виде она уже готова к применению.
Каждый лепщик доводит глину до определённой степени вязкости в зависимости от того, какие именно изделия собирается лепить. Мастер формует глину, раскатывая её скалкой на плоскости. Маленькие фрагменты раскатываются пальцем на ладони.
Вышедшие из рук лепщика изделия выдерживаются при комнатной температуре в течение 3-5 дней. За это время они затвердевают. В процессе естественной сушки происходит диффузия. Как говорят мастера "глина в глину входит". Далее изделия подсушиваются в течение 2 суток при более высокой температуре – до 30°С (игрушки ставятся на батарею или помещаются в полуостывшую печь). И только после этого абсолютно сухое изделие подвергается обжигу в печи в течение 8 часов. Затем остывшие изделия вынимаются из печи и поступают в цех росписи. Художественный образ игрушки создается совместным трудом мастера, вылепившего игрушку, и художника, расписавшего её.
Для росписи применяются масляные художественные и темперные краски. Стилистические особенности ковровской игрушки – яркая, сочная цветовая гамма, сюжетное многообразие, тщательная тонкая проработка деталей.Основные образы ковровской игрушки – мать, кормящая или купающая младенца, персонажи русских сказок, жанровые сценки русского быта (печка, русское подворье, русская баня, парочка у плетня, ярмарка, чаепитие). Лепят на фабрике и шкатулки-игрушки – масленица, дровосек, барышня с сундучком, купец с баранками, купчиха, коробейник и др. Множество сюжетных композиций способны многое рассказать о жизни наших древних предков: об их обрядах и быте.