Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная образовательная практика "Игры с блоками Дьениша"»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 203», г. Перми.
Принято Утверждено
Методическим советом МАДОУ Заведующий МАДОУ
«Детский сад № 203», г. Перми____________ Л.В. Фрейман
Протокол №______ от «_____» _________2018г. Приказ №______ от «_____» _________2018г.
Краткосрочная образовательная практика
«Игры с блоками Дьенеша»
Автор: воспитатель
Шишкина Юлия Александровна,
Пермь, январь 2019г.
Содержание:
Аннотация для родителей:
Детей младшего дошкольного возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.
Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Цель:Закрепить математические представления детей по разделам "форма" "величина", "цвет". Продолжить знакомить детей с блоками Дьенеша.
Задачи: 1. Формировать представления детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
2. Учить анализировать свойства предметов; соотносить предметы по форме, цвету, размеру.
3. Развивать у детей внимание, логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику рук.
4. воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
Количество встреч: 2.
Количество часов краткосрочной образовательной практики: 1 час.
Максимально допустимое количество участников: 14 человек.
Перечень материалов и оборудования для проведения КОП:
Наборы блоков Дьенеша;
Схемы для наборов;
Фигуры: круг, квадрат, треугольник;
Волшебные мешочки;
карточки с изображением геометрических фигур, карточки - схемы.
Предполагаемые результаты: Дети научаться производить простой анализ, различать предмет по размеру, цвету, форме (круг и квадрат). Дети помогают убрать лишний блок из предложенных воспитателем.
Тематический план встреч.
Тематический план занятий.
№ 1 Встреча.
Задачи Содержание.
«Знакомство»
Задачи: Занятие: «Знакомство с блоками Дьениша. Третий лишний: размер».
Задачи: Познакомить детей с блоками Дьениша; продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине.
Ход занятия: Рассматривание блоков. Деление на группы по величине. Физкультминутка. Игра «Третий лишний». Подведение итогов.
Познакомить детей с блоками Дьениша, как правильно с ними работать.
№2. Встреча.
Задачи и содержание.
«Занятие: «Третий лишний: цвет».
Задачи: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету.
Ход занятия: Рассматривание блоков. Деление на группы по цвету. Физкультминутка. Игра «Третий лишний». Подведение итогов.
Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме (круг и квадрат).
Ход занятия: Рассматривание блоков. Деление на группы по форме (круг и квадрат). Физкультминутка. Игра «Третий лишний». Подведение итогов.
Краткий конспект встреч.
Конспект встречи 1.
Педагог загадывает загадку про геометрические фигуры.
Педагог читает сказку русскую народную «Снегурочка». Ребята вместе с педагогом украшают ёлочку в группе.
Далее педагог предлагает детям перейти к знакомству с блоками Дьениша. Дети рассматривают схемы, которые приготовил для них воспитатель, рассказывают какие цвета и на какие фигуры похожи детали из набора.
Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.
Конспект встречи 2.
Основная часть
Рассматривание блоков. Деление на группы по цвету. Физкультминутка. Игра «Третий лишний». Подведение итогов.
Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме (круг и квадрат).
Ход занятия: Рассматривание блоков. Деление на группы по форме (круг и квадрат). . Физкультминутка. Игра «Третий лишний». Подведение итогов.
Игра «Третий лишний» Выложите три фигуры, две из которых объединены одним признаком. Попросите ребёнка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.
-Давайте снимем второй мешочек с дерева и посмотрим, что в нем есть. Ребята здесь карточки с изображением животных. Давайте из геометрических фигур соберем новых друзей для лисы!
-Дети выкладывают фигуры на карточки. Лиса подходит к детям спрашивает у кого какое животное, какого цвета ушки, какой формы голова, хвостик и т. д.
-Ребята, как много друзей у меня появилось! Спасибо вам, ребята, теперь мне стало весело, пойдемте поиграем?
Список литературы:
1. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.
2. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
3. Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн.2. – 2-е. изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.
4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240 с.