Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Огород на подоконнике»
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Огород на подоконнике»
Формирование экологических представлений детей об овощных культурах в процессе выращивания из семян, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Огород на подоконнике»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» г. Волгодонска
Краткосрочный познавательно-исследовательский
проект в подготовительной к школе группе
№7 «Дельфинчик»
«Огород на подоконнике»
Воспитатель: Краева А.В.
Пояснительная записка
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: групповой, краткосрочный (февраль – март 2017г.)
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группы (6-7 лет);
- воспитатели - Краева А.В.;
- родители воспитанников.
Актуальность: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель: Формирование экологических представлений детей об овощных культурах в процессе выращивания из семян, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура: строение, польза, уход за ними. 2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. 3. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений. 4. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода). 5.Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности. 6. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия). 7. Разъяснять значимость труда. 8. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества. 9. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами. 10.Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям. 11.Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей. 12. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Гипотеза: В условиях группы можно вырастить урожай на окне. Проблемная ситуация: Недостаточные знания детей об овощных культурах, способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, недостаточно практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.
Предполагаемый результат:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян. 2. Развитие познавательных и творческих способностей. 3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. 4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях. 5. Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.
Работа с родителями:
- Обсудить цели и задачи проекта. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
- Организовать сбор посадочного материала.
- Подготовить контейнеры и землю для посадки.
- Подготовка информации для родительских уголков
- Привлечение к сбору информации (картинки, рисунки, рецепты)
- Консультация для родителей: «Помощь ребенка на огороде».
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях). • Составление плана работы над проектом. • Сбор материала необходимого для реализации проекта. • Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами). • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта. • Изготовление дидактических игр и пособий.
2 этап. Реализация проекта:
- беседы: «Что такое огород и что на нём растёт», «Что такое «Огород на окне», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Овощи и фрукты», «Полезные продукты», «Огород на окошке»;
- просмотр с детьми мультфильма «Чиполино»;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах;
- рассматривание семян (дать детям понятие о том, что форма и размер у разных растений разные);
- посадка семян огурцов, укропа, лука, петрушки, моркови в землю;
- опыт «Наблюдение за ростом лука в различных условиях» (вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука);
- практическая деятельность на «грядке»: продолжать учить детей правильно ухаживать за посаженными растениями;
- сбор коллекций семян;
- отгадывание загадок про овощи и фрукты;
- чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»;
- опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Рост и развитие растений», «Вода и росток», «Солнце и росток», «Проращивание семян»;
- лепка овощей из пластилина;
- дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»;
- Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин»;
- Наблюдение за ростом растений, полив и уход;
- составление описательного рассказ детей на тему: «А у нас в огороде»;
- проведение опытов и экспериментов с целью установления связи: растения – вода, растения – почва, растение – тепло;
- заполнение календаря всходов и роста растений: на протяжении проекта;
- Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
Заключительный этап: Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательскойдеятельности. Сбор урожая, употребление зелени в пищу во время обеда.
Вывод: В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений. В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений, увидели многообразие посевного материала, более бережнее стали относиться к растительному миру.