kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Для детей 5-6 лет «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Для детей 5-6 лет «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №24 «СВЕТЛЯЧОК»

г. Мичуринска, Тамбовской области











КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

Для детей 5-6 лет

«Неделя по приобщению

дошкольников к истокам

русской культуры»

Составители:

Воспитатель Мещерякова Светлана Олеговна



2021 год

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!


Н. Рубцов.



























Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.


Технологическая карта проекта


Содержание

Пояснение

Название проекта

«Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».


Тип проекта

Групповой, краткосрочный, творческий


Направления развития

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Участники проекта

Педагоги, дети, музыкальный руководитель, родители


Целевая группа

5-6 лет


Сроки реализации (длительность)

С 15 марта по 19 марта 2021 г.


Основание для разработки проекта

Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.

Цель


  • Воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; 

  • создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи

  • Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

  • Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

  • Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

  • Воспитывать уважение к культурам других народов.

  • Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

  • Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

  • Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

  • Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

  • Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту;

  • Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

  • Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Планируемые

результаты

  • Расширение представлений детей об окружающем мире.

  • Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

  • Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.

  • Знание правил народных игр, умение в них играть.

  • Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.





1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Ситуативные разговоры, свободное общение:

  • «Традиции русского народа»;

  • «О русских народных промыслах»;

  • «Русская матрёшка»;

  • «Устное народное творчество в России»;

  • «Русские народные музыкальные инструменты».

Коммуникативное развитие (развитие речи):

  • Составление рассказов по пословицам и поговоркам.

  • Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.

  • Пересказ русских народных сказок.

  • Викторина по русским народным сказкам.

Разучивание:

  1. Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».

  2. Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «К нам гости пришли»;

  • «Ярмарка».

Дидактические игры:

«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,


Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».


2. Познавательное развитие.

Беседы:

  • Народные обряды и обычаи встречи весны;

  • «Исконные символы России»;

  • «Чудо-чудное, диво-дивное»;

  • «Как раньше в гости ходили».

Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.


Презентации:

  • «Быт и предметы утвари»;

  • «Русская народная кукла».


  1. Художественно-эстетическое развитие.

Чтение:

  1. Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».

  2. Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Предметы художественных промыслов:

  • Предметы городецкой росписи;

  • Филимоновские дымковские игрушки;

  • Загорские и Семёновские матрёшки.

Репродукции картин художников:

А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина».


Книги энциклопедического характера:

  1. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.

  2. «Русские художественные промыслы».

  3. Альбом «Народная игрушка».

  4. Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».

Иллюстрации:

  • О праздниках на Руси;

  • Устройство русской печи;

  • Иллюстрации старинных предметов;

  • Иллюстрации художника Ю.Васнецова к сказкам.

Музыка.

Попевки:

«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.

Слушание:

П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.

Пляски и игры:

  • «Заинька», обр. С.Кондратьева;

  • «Кострома» и «Казачок», обр. М.Иорданского;

  • Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;

  • Игры с деревянными ложками.

Пение:

  • Заклички, приговорки, прибаутки.

  • Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».

Изобразительная деятельность.

Декоративное рисование:

«Знакомство с русским народным костюмом»,

«Русская матрёшка»


Лепка: «Пряники печатные».


Самостоятельное художественное творчество:

  1. Изготовление масок животных к русским народным сказкам.

  2. Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.

  3. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».

  4. Пение русских народных песенок и попевок.

  5. Придумывание пословиц и поговорок.

  6. Инсценированное чтение потешек.

  7. Рассказывание сказок по ролям.

Центр театрализованных игр:

Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.


  1. Взаимодействие с семьёй:

  1. Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».

  2. Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».

  3. Приобщение детей к семейным традициям.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ


  


Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Понедельник

ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА

Познавательно-исследовательская деятельность. ООД «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»

Музыка. ООД «Знакомство детей с русским народным музыкальным творчеством»

Беседа «Народные традиции встречи весны»

Прогулка. Экскурсия в краеведческий музей «Как жили люди на Руси?»

Русская народная игра «Колпачок»

Рассматривание энциклопедии для малышей «Чудо-всюду».


Чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева). Рассматривание иллюстраций.

Вторник

ПРЕДМЕТЫ ИЗ

БАБУШКИНОГО СУНДУКА

ФЭМП. ООД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений» 

Художественная деятельность. Рисование. ООД «Знакомство с русским народным костюмом»

Физическая культура. ООД «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».

Беседа «Исконные символы России»

Д/и «Реставраторы», «Что лишнее»

«Предметы старины в загадках русского народа» - отгадывание загадок.


Путешествие в прошлое предметов (утюг).

Презентация «Русская народная кукла»

среда

ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ

Познавательное развитие. ООД «Талант наших мастеров».

Музыка. ООД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».

Художественная деятельность. Рисование. ООД «Русская матрёшка»

Подгрупповое занятие «Путешествие в историю народной игрушки»

Беседа о русских народных игрушках «Чудо-чудное, диво – дивное»

Просмотр мультфильма «Каменный цветок» (по произведению П.Бажова). Свободное рисование по мотивам сказки.

С/р игра «Ярмарка»- учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Д/и «Народные промыслы»

четверг

РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ

Развитие речи. ООД «Народные праздники на Руси»

Художественная деятельность. Лепка. ООД «Пряничные посиделки»



Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили». Знакомство с пословицами: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей».

Прогулка «Белая берёза»

Конкурс «Коса - девичья краса»

Подвижные игры: "Бабка - Ёжка", "У дедушки Трифона".

пятница

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Развитие речи. ООД «Жанры народного фольклора»

Физическая культура. Интегрированная ООД «Колобок».



Литературная викторина «Наши любимые сказки»

Изготовление шапочек зверей для театрализованной деятельности. Инсценировка потешек: «Тень-тень - потетень…» (под фонограмму)

Выставка рисунков в групповой раздевалке «Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»

Игры-ситуации: «Поём колыбельные песни». 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мещерякова Светлана Олеговна

Дата: 25.04.2021

Номер свидетельства: 579262


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства