Дети раннего дошкольного возраста в недостаточной степени не имеют представления о растениях и их названиях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель: Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе и умении оказывать посильную помощь воспитателям, родителям, бабушкам и дедушкам.
Задачи: (для детей, педагогов, родителей)
Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности;
Научить детей готовить землю для посадки;
Познакомить с инструментами, материалами для посадки;
Научить с помощью воспитателя сажать семена, растения;
Научить поливать растения под руководством воспитателя;
Дать представления о выращивании растений;
Наблюдать за всходами растений;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;
Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду;
Поддерживать ребёнка в проявлении творческой инициативы, поощрять за проявленную помощь.
Формировать у детей познавательный интерес к растениям;
Организовать художественно – продуктивную творческую деятельность.
Организация проекта:
Создание условий в группе для активной познавательно-игровой и творческой деятельности детей; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми; организация бесед и совместной игровой деятельности воспитателя с ребёнком.
Ресурсы необходимые для реализации проекта:
Рекреационные: групповое помещение ДОУ, музыкальный зал, территория ДОУ.
Кадровые: руководители проекта-воспитатели группы; музыкальный руководитель Быкова Н.И.-подбор музыкального репертуара.
Информационные: для получения достоверной информации приходилось обращаться к литературе и материалам сети Интернет.
Подбор материала для продуктивной и творческой деятельности.
Иллюстрации «Овощи», картинки на тему «Огород», «Домашние животные»
Подбор художественных произведений (сказки и рассказы), сборник стихов.
Конспекты организованной образовательной деятельности с детьми: совместная деятельность по познавательному развитию, беседы.
Музыка: слушание музыкальных произведений про овощи.
Актуальность:
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей группы раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта через исследовательскую деятельность, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни, умении говорить новые слова.
Дети получат представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают;
Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия;
Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям;
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с детьми.
Расширение знаний и интереса детей в процессе бесед об огороде, овощах, животных, в их жизни, при рассматривании иллюстраций, проведении образовательной деятельности, чтении сказок, стихов и просмотра мультфильмов.
Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательную-творческою, исследовательскую деятельность; укреплены семейные связи, совершенствование стиля партнёрских отношений.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: определение целей и задач проекта; составление плана работы по реализации проекта; подбор стихотворений, сказок и песен об овощах; изготовление информационной ширмы для родителей “Полезные овощи”; построение алгоритма проведения каждого дня; предварительная работа с родителями: сбор фотографий “Во саду ли в огороде… ” ,а также привлечение их к участию в обогащении предметно – пространственной среды.
Основной этап: в процессе реализации проекта организовать образовательные ситуации и игры с детьми; рассмотреть семейные фотографии, иллюстрации на темы «Моя бабушка», «Домашние животные», «Овощи»; провести беседы с детьми; каждый день детям читать стихотворения, сказки;; проводить сюжетно-ролевая игра “Семья” и т.д.; познакомить детей с новыми пальчиковыми и подвижными играми; занять детей продуктивной художественной деятельностью ; прослушать песни; провести просмотр мультфильмов; разучить с детьми совместно с музыкальным руководителем песенку «Огород»
Завершающий этап: Анализ полученных результатов.
Подвести итоги тематической недели, подготовить фотоотчет по теме краткосрочного проекта «У бабушки в гостях»», оформить стенгазету “Во саду ли в огороде… ”, оформление зоны для реализации проекта, фото ролик «Наши помощники».
Реализация проекта:
1 этап. Подготовительный.
Подбор методической литературы.
Подбор литературных произведений для чтения с детьми.
Изготовление презентации «Мама»
Организация предметно-развивающей среды; изготовление дидактических игр, раскраски по данной теме, украшение группы, подбор иллюстраций, сюжетных картинок, мультфильмов, музыкальных произведений.
Подбор материалов для творчества.
Планирование и проектирование основного этапа.
Определение цели и задач проектной деятельности.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы - объяснения: • «Что такое огород и что на нём растёт», • «Что такое «Огород на окне», • «Какие растения можно вырастить на подоконнике», • «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Вода и росток», • «Солнце и росток», • «Проращивание семян»,
Наблюдения «Что растет на огороде?».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян, • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
• «Семена», • «Первые всходы», • «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус и запах?», «Что растет на огороде?», «Посчитай, сколько?», «На что похожи овощи?», «Какого цвета овощи?»
Словесных игры с движениями: Игра «Вершки-корешки», игра «Большой — маленький», игра «Назови как можно больше признаков», игра «Узнай, о чем я говорю», игра «Назови ласково» • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи», лото «Свари компот и суп» • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике • Рассматривание различных семян.
6. Художественно - творческая деятельность детей:
• Раскраски : «Овощи» • Лепка «Огурчик»
«Наш лук от всех недуг».
9. Работа с родителями:
«Помощь ребенка на огороде»,
Анкетирование родителей,
Привлечение родителей к сбору материалов.
7. Речевое развитие:
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».