Просмотр содержимого документа
«Кратковременная образовательная практика "Диковинные животные", для детей среднего возраста.»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 203» г. Пермь
КОП
«Диковинные животные»,
для детей средней группы.
Автор:
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 203»
Архидьяконских
Инна Аркадьевна
г. Пермь, 2016г
Название КОП: «Диковинные животные».
Постановка проблемы.
Дети в возрасте от 3 до 4 лет, в большинстве своем не умеют пользоваться ножницами, так как дома родители боятся доверять своим малышам такой опасный предмет. Была проведена диагностика, которая показала, что из 34 детей 20 воспитанника не умеют держать ножницы и пользоваться ими, следовательно, их необходимо обучить этому навыку, объяснить правила работы с ножницами, развивать гибкость кисти.
Актуальность.
Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. И все- таки решение дать совсем маленькому ребенку в руки ножницы требует от педагогов и родителей особой бдительности. Обязательно нужно помнить о технике безопасности.
С какого же возраста можно доверить ребенку, вырезать ножницами? В детских садах вырезать ножницами начинают со средней группы - после четырех лет. Некоторые программы для дошкольных учреждений рекомендуют более ранний возраст - с трех лет.
Педагог (родители) должны ориентироваться исключительно на индивидуальные особенности своего малыша. Если ребенок заинтересовался ножницами гораздо раньше трех лет, значит, наступило время научить его, ими пользоваться. На мой взгляд, чем раньше ребенок научиться, правильно, обращаться с ножницами и применять их в своем творчестве, тем лучше.
Целевые ориентиры.
Цель
Формирование у детей навыка в работе с ножницами.
Задачи
Заинтересовать детей средней группы работой с ножницами с помощью интересных заданий.
Познакомить детей с правилами безопасности при работе с ножницами.
Вырабатывать у детей умение и навык действовать ножницами, правильно держать их, сжимать и разжимать кольца.
Способствовать активному участию каждого ребенка в работе с ножницами.
Совершенствовать умение детей резать ножницами, отрезать полоски от бумаги, резать по прямой.
Организация образовательного процесса.
Периодичность: 1 раз в неделю.
Режимный момент: после полдника.
Длительность: 20 мин.
Количество детей: 17 чел.
Форма организации: кратковременная образовательная практика (КОП).
8. Основные принципы построения краткосрочной образовательной практики:
1. Принцип систематичности и последовательности (устанавливать взаимосвязи, переходить от простого к сложному);
2. Принцип доступности (методы должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей);
3. Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его способностей);
4. Принцип вариативности (вариативность методов, способов деятельности);
5. Принцип активности (активная позиция каждого ребенка).
9. Ожидаемые результаты проекта.
Знание правил безопасности при работе с ножницами. Умение работать с ножницами. Умение резать ножницами и вырезать по- прямой.
Совместная деятельность и поддержка родителей.
Содержание кратковременной образовательной практики
№
Название
Содержание
Результат
1
«Гусеница».
Изготовление поделки из полосок бумаги.
Поделка гусеницы.
2
«Заинька»
Изготовление поделки из полосок бумаги.
Поделка зайки.
10. Инструментарий для организации практики:
1. Ножницы по количеству детей.
2. Листки бумаги.
3. Клей.
11. Методическое сопровождение:
1. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада».
2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
3. Н. С. Астафьева, С. Н. Петрова «Тематическое и перспективное планирование по образовательной области «художественное творчество».
4. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста».
5. Ресурсы Интернета.
12. Результаты практики:
Дети будут:
Знать…правила безопасности работы с ножницами.
Понимать…технику работы с ножницами и бумагой.
Уметь…работать ножницами и бумагой.
Реклама и продвижение проекта (КОП):
Институциональный уровень: объявления и листовки для родителей; информация о практике в группе ВКонтакте и на сайте ДОУ; информация в холле детского сада.
Трансляция проекта (КОП).
Выступление на педагогическом совете коллектива ДОУ.
Выступление на родительском собрании группы.
Участие в городских, краевых, российских конкурсах проектов.
Публикации в педагогических сборниках, размещение информации о проекте и его результатах на сайте ДОУ и на российских педагогических сайтах.
Перспективы развития КОП.
Разработка проекта, по совершенствованию, навыков работы с ножницами, как средство развития мелкой моторики рук, в старшей и подготовительных группах.
Тема № 1. Изготовление поделки из полосок бумаги «Гусеница».
Количество занятий -1.
Цель: освоение технологии нетрадиционной техники аппликации своими руками из бумажных полосок.
Содержание: создание поделки из бумажных полосок.
Гусеница из бумаги. Гусенички на фото выполнены из полос цветной бумаги одинаковой ширины, склеенных колечками. Готовые поделки приклеили на зеленые бумажные листочки. Чтобы создать видимость того, что листья "поедены" насекомыми, при помощи дырокола в них сделали дырочки. Эту поделку из цветной бумаги будет особенно интересно сделать с малышом после прочтения знаменитой книги Эрика Карла "Очень голодная гусеница".
Тема № 2. Изготовление поделки из полосок бумаги «Зайка».
Количество занятий -1.
Цель: освоение технологии нетрадиционной техники аппликации своими руками из бумажных полосок.
Содержание: создание поделки из бумажных полосок.
Распечатайте шаблон. Дайте малышу сначала вырезать все детали поделки, потом раскрасить их (там, где это необходимо). После этого помогите ему склеить поделку из бумаги своими руками.
Дополнительная информация:
Выбираем ножницы для ребенка
К выбору ножниц для малыша нужно подойти со всей ответственностью. Главным критерием должны служить безопасность и удобство. Маленькие и почти игрушечные ножницы с ручками в виде животных для обучения вырезанию не подойдут.
Многие советуют для первого знакомства с ножницами купить в аптеке детские ножницы, предназначенные для подстригания ногтей у малышей. Я этого делать не рекомендую. Почему? А попробуйте сами что-то вырезать такими ножницами и вопрос отпадет сам собой.
Если уж мы решили, что наш ребенок дорос до использования ножниц, то они должны быть самые что не на есть настоящие. Выберете в канцелярском магазине ножницы среднего размера с тупыми концами на лезвиях. Хорошо если ручки у ножниц будут резиновыми - они мягче и не скользят.
Ну и, конечно, колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру малышу. Лучше если одно колечко будет круглое (для большого пальчика), а вот другое удлиненное (для указательного и среднего пальчика). Так ребенку будет легче, иначе пальчики разбегутся во все стороны.
Еще желательно, чтоб ножницы продавались вместе с чехлом.
Первые шаги к умению вырезать ножницами
Казалось бы шаги эти довольно просты. Раз - открыли ножницы, два - закрыли их. Просто и понятно. Но для малыша это самое сложное, нудное и не интересное. Очень часто на этом самом начальном этапе родители терпят поражение и благое начинание откладывается в долгий ящик.
Ведь ножницы нужно не просто открыть и закрыть, их нужно правильно держать. А не умелые детские пальчики так не хотят слушаться. Не получилось раз, не получилось два и малышу становиться скучно. Но ведь если не научить малыша правильно держать ножницы, открывать и закрывать их не меняя положения руки, то вырезать он ни чего не сможет.
Как же преодалеть этот скучный этап на пути к умению вырезать ножницами? Я предлагаю призвать на помощь театр теней и сказку о журавле и цапле. Ножницы будут выполнять роль длинных клювов журавля или цапли. Ну или просто придумайте историю про каких нибудь птиц с длинным клювом, а диалоги можно изобретать на ходу.
Вся фишка в том, что для того, чтобы тень была похожа на клювы птиц, ножницы необходимо держать правильно. А для того чтоб клювы шевелились ножницы придется открывать и закрывать. Ребенок, заинтересованный в конечном результате, будет очень стараться. Если вы проявите фантазию и свой личный интерес, то это занятие точно не покажется ребенку скучным.
Начинаем резать бумагу
Наш малыш научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо. Пора начинать пробовать резать бумагу. Начинать лучше с нарезания полосок. Дайте ребенку узкую прямоугольную заготовку цветной бумаги, сложенную пополам. Пополам сложенная бумага плотнее, а значит ее труднее порвать не правильными движениями ножниц. Затем покажите, как нужно нарезать полоски.
Ребенок должен держать прямоугольную заготовку сгибом к себе. Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами. А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. Так же можно сделать объемную аппликацию травы. Для этого полоску зеленого цвета надрезаем c одного края не до конца и приклеиваем на край альбомного листа. А детали можно дорисовать фломастерами.
Если у малыша не очень хорошо получается нарезать полоски и бумага рвется, то попробуйте сделать тоже самое из плотных обложек журналов. Или же просто дайте ребенку небольшие кусочки журнальных обложек и пусть он режет их как ему угодно.
Первое время можно помогать ребенку справиться с ножницами и бумагой. Посадите своего малыша на коленки и в нужные моменты помогите придерживать бумагу, сделать шаг ножницами. Естественно, если наш всезнайка кричит "Я сам!" помогать ему не стоит. Пусть пыхтит и старается самостоятельно.
Техника безопасности
Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы - это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правилa безопасности использования ножниц:
- Ножницы нельзя брать без разрешения.
- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.
- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.
- Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться.
- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед.
- Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх.
- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться.
- Ножницами нельзя вырезать на ходу.
Это основные правила безопасности, которые педагог и родители должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Взрослые же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.