Кратковременная образовательная практика "Занимательные опыты и эксперименты".
Кратковременная образовательная практика "Занимательные опыты и эксперименты".
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кратковременная образовательная практика "Занимательные опыты и эксперименты".»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 203» г. Пермь
Кратковременная образовательная практика (КОП)
«Занимательные опыты и эксперименты
для детей дошкольного возраста».
Составила:
воспитатель I категории
Архидьяконских
Инна Аркадьевна.
г. Пермь, 2016г.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнаети усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при другихравных условиях будет его творческая деятельность», — писал классикотечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Пояснительная записка: Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Как? Ответ прост: зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательный интерес.
Актуальность:
Актуальность практики продиктована многолетним опытом работы, с детьми младшего дошкольного возраста, где особенно важны такие умения детей, как развитие мелкой моторики рук, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям воспитателя.
Познавая различные объекты, события и явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы, выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру путём созидания.
Важным аспектом является и то, что особенностью детей дошкольного возраста, по ФГОС, является создание возможностей для продуктивной деятельности детей, для чего и будут созданы условия.
Цель: развивать у воспитанников наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования и наблюдения; создавать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи:
- расширять представления детей о свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами природных явлений и предметов;
- формировать умение делать выводы на основе наблюдений и опытов;
- участвовать в посильной практической деятельности.
Основные принципы построения краткосрочной образовательной практики:
Принцип систематичности и последовательности (устанавливать взаимосвязи, переходить от простого к сложному);
Принцип доступности (методы должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей);
Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей);
Принцип вариативности (вариативность методов, способов деятельности);
Принцип активности (активная позиция каждого ребенка).
Кратковременная образовательная практика предназначена для детей младшего дошкольного возраста и рассчитана на 4 недели ( 4 занятия), по 15-20 минут.
Планируемый результат:
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Содержание кратковременной образовательной практики:
№
Название
Содержание
Результат
1
«Разбегающиеся зубочистки».
* Постановка исследовательской задачи.
* Уточнение правил безопасности.
* Выполнение эксперимента.
* Фиксирование результатов эксперимента.
* Итог практики.
Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.
2
«Научи яйцо плавать».
* Постановка исследовательской задачи.
* Уточнение правил безопасности.
* Выполнение эксперимента.
* Фиксирование результатов эксперимента.
* Итог практики.
В соленой воде яйцо останется плавать на поверхности воды
3
«Может ли "кипеть" холодная вода».
* Постановка исследовательской задачи.
* Уточнение правил безопасности.
* Выполнение эксперимента.
* Фиксирование результатов эксперимента.
* Итог практики.
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".
4
«Взрыв цвета в молоке».
* Постановка исследовательской задачи.
* Уточнение правил безопасности.
* Выполнение эксперимента.
* Фиксирование результатов эксперимента.
* Итог практики.
В ходе эксперимента молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
и:
-
1. Разбегающиеся зубочистки.
Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.
2. Научи яйцо плавать
Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
3. Может ли "кипеть" холодная вода?
Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.
1. Намочим и выжмем носовой платок.
2. Нальём полный стакан холодной воды.
3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.
4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.
5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.
6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".
Взрыв цвета в молоке.
Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся: - цельное молоко - пищевые красители разных цветов - любое жидкое моющее средство - ватные палочки - тарелка.
Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.
План работы:
1. Налейте молоко в тарелку. 2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. 3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке! Объяснение опыта: Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.
Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Ресурсы Интернета.
Результаты практики:
Дети будут:
Знать… правила безопасности при работе с различными жидкостями (вода, молоко, моющее средство, пищевые красители), а также с сыпучими (соль), твёрдыми (сахар рафинад) и хрупкими (яйцо) предметами.
Понимать… технику работы с данными материалами.
Уметь… работать с вышеперечисленными предметами и материалами.
Делать… самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты.