kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кратковременная образовательная практика "Занимательные опыты и эксперименты".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кратковременная образовательная практика "Занимательные опыты и эксперименты".»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 203» г. Пермь










Кратковременная образовательная практика (КОП)


«Занимательные опыты и эксперименты

для детей дошкольного возраста».





Составила:

воспитатель I категории

Архидьяконских

Инна Аркадьевна.































г. Пермь, 2016г.


«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.



Пояснительная записка: Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Как?  Ответ прост: зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательный интерес.


Актуальность:

Актуальность практики продиктована многолетним опытом работы, с детьми младшего дошкольного возраста, где особенно важны такие умения детей, как развитие мелкой моторики рук, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям воспитателя.

Познавая различные объекты, события и явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы, выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру путём созидания.

Важным аспектом является и то, что особенностью детей дошкольного возраста, по ФГОС, является создание возможностей для продуктивной деятельности детей, для чего и будут созданы условия.


Цель: развивать у воспитанников наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования и наблюдения; создавать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Задачи:

- расширять представления детей о свойствах окружающего мира;

- знакомить с различными свойствами природных явлений и предметов;

- формировать умение делать выводы на основе наблюдений и опытов;

- участвовать в посильной практической деятельности.


Основные принципы построения краткосрочной образовательной практики:


  1. Принцип систематичности и последовательности (устанавливать взаимосвязи, переходить от простого к сложному);

  2. Принцип доступности (методы должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей);

  3. Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей);

  4. Принцип вариативности (вариативность методов, способов деятельности);

  5. Принцип активности (активная позиция каждого ребенка).


Кратковременная образовательная практика предназначена для детей младшего дошкольного возраста и рассчитана на 4 недели ( 4 занятия), по 15-20 минут.


Планируемый результат:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.


Содержание кратковременной образовательной практики:


Название

Содержание

Результат

1

«Разбегающиеся зубочистки».

* Постановка исследовательской задачи.

* Уточнение правил безопасности.

* Выполнение эксперимента.

* Фиксирование результатов эксперимента.

* Итог практики.

Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

2

«Научи яйцо плавать».

* Постановка исследовательской задачи.

* Уточнение правил безопасности.

* Выполнение эксперимента.

* Фиксирование результатов эксперимента.

* Итог практики.

В соленой воде яйцо останется плавать на поверхности воды

3

«Может ли "кипеть" холодная вода».

* Постановка исследовательской задачи.

* Уточнение правил безопасности.

* Выполнение эксперимента.

* Фиксирование результатов эксперимента.

* Итог практики.

Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

4

«Взрыв цвета в молоке».


* Постановка исследовательской задачи.

* Уточнение правил безопасности.

* Выполнение эксперимента.

* Фиксирование результатов эксперимента.

* Итог практики.

В ходе эксперимента молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!




и:










-

1. Разбегающиеся зубочистки.

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.



2. Научи яйцо плавать 

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.



3. Может ли "кипеть" холодная вода? 

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.

5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.

6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит"). 

Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".


  1. Взрыв цвета в молоке.

Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:
- цельное молоко
- пищевые красители разных цветов
- любое жидкое моющее средство
- ватные палочки
- тарелка.


Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.

План работы:

1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта:
Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко. 




Методическое сопровождение:

  1. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» - Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 333с.

  2. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

  3. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

  4. Ресурсы Интернета.


Результаты практики:

Дети будут:

Знать… правила безопасности при работе с различными жидкостями (вода, молоко, моющее средство, пищевые красители), а также с сыпучими (соль), твёрдыми (сахар рафинад) и хрупкими (яйцо) предметами.

Понимать… технику работы с данными материалами.

Уметь… работать с вышеперечисленными предметами и материалами.

Делать… самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты.

Пополнять активный словарь… «моющее средство», «пищевые красители»

Реклама и продвижение практики:

Институциональный уровень: объявление в группе, реклама для родителей, информация о практике в группе ВКонтакте.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кратковременная образовательная практика "Занимательные опыты и эксперименты".

Автор: Архидьяконских Инна Аркадьевна.

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства