Понятий в педагогике очень много, но воспитание является одним из ведущих Эстетическое воспитание является частью педагогической науки. Эстетическое воспитание определяется в педагогике как развитие способности чувствовать, воспринимать, видеть прекрасное в жизни и в искусстве, а также как воспитание стремления человека участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Эстетическое образование - приобщение людей к сокровищнице народной культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.
С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих способностей, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.
Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы, кино и фотографии в книгах. Со старшего дошкольного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны достигнуть определённого уровня культуры личности.
В области эстетического восприятия искусства и действительности:
видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);
знать имена и некоторые произведения 2 - 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;
знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;
знать и называть произведения народного искусства: 2 - 3 народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 - 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
В эстетическом развитии дошкольников действуют стандартные методы народной педагогики:
убеждения;
приучения;
проблемных ситуаций;
побуждения к сопереживанию;
просьба;
совет;
намек;
рассказы;
пример;
упражнение;
показ;
наблюдение;
воспроизведение;
сравнение;
знакомство с традициями;
осознание традиций;
имитация;
соревнование;
награда;
упрек.
К концу старшего дошкольного возраста дети могут более сосредоточенно рассматривать произведения изобразительного искусства, слушать литературные и музыкальные произведения, а также, воспринимать их более глубоко, осуждать зло, сочувствовать и сопереживать доброму, положительному. У детей развивается поэтичный и музыкальный слух. У них проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам изобразительных, литературных и музыкальных произведений.
Происходит активное развитие художественно-творческих способностей, дошкольники сами сочиняют стихи, придумывают песни, сказки, загадки, рисуют, создают аппликации. У них возникает оценочное отношение к своим собственным творческим проявлениям, а также к проявлениям своих сверстников.
Благодаря обучению, постепенно у малышей формируется эмоциональная отзывчивость на разные выразительные средства в их сочетании, на самые простые художественные образы. Дошкольники уже не только видят, но также осознают первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они уже замечают более тонкие различия, делают более тонкие сравнения, находят выразительные слова.
Дошкольники используют в речи различные поэтические образы, которые запоминают из художественных произведений. У детей происходит формирование интереса к красивому в окружающей жизни и искусстве, к разным видам игровой и художественной деятельности [Бочарова, 2012].
У дошкольников заметно яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного персонажа, хотя дети еще и не осознают скрытые мотивы его поведения. Существенный вклад в эстетическое воспитание дошкольников также вносят их творческие способности, которые проявляются не только при занятиях ручным трудом, но также и в процессе различных развлечений и представлений.
Развлечения - одна из форм активного отдыха, они становятся радостным событием для малыша, они поднимают настроение, благоприятствуют проявлению у ребенка положительных эмоций.
Многие музыкальные и поэтические произведения, которые подобраны по темам, к примеру, о природе родного края, могут составить содержание лирических концертов («Зимушка-зима», «Березонька моя»), на которых ребята еще раз встретятся с песнями и стихами, которые они раньше слышали или уличи на занятиях. У маленьких зрителей узнавание произведений каждый раз вызывает чувство радости.
Но самый богатый эмоциональный опыт дети получают из природы. Каждый может почувствовать красоту природы и увидеть в ней поэтическое начало, этому помогут лирические стихи, в которых художественный образ создается при помощи таких изобразительно-выразительных средств, как рифма и ритм стиха. Данные средства для создания образа нуждаются в определенном отборе слов с учетом их эмоциональных ассоциаций, звучания и смысла.
Эстетическое воспитание старших дошкольников намного шире, оно затрагивает и художественное творчество, и эстетику отношений, труда, поведения, быта. Эстетическое воспитание использует для формирования ребенка все эстетически значимые явления и предметы, в том числе и искусство как его самое мощное средство. Используя для своих целей художественное воспитание, эстетическое воспитание развивает ребенка преимущественно не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Главным является воспитание и развитие таких качеств, таких способностей, которые дают возможность личности старшего дошкольника не только достигнуть успеха в какой-то деятельности, но также быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Выделяют такие структурные составляющие эстетического воспитания старших дошкольников:
1) эстетическое образование, которое закладывает ценностные и теоретические основы эстетической культуры личности;
2) художественное воспитание в его художественно-практическом и образовательно-теоретическом выражении, которое формирует художественную культуру личности в единстве ценностных ориентаций, знаний, вкусов, навыков;
3) эстетическое самовоспитание и самообразование, которые ориентированы на самосовершенствование личности;
4) воспитание творческих способностей и потребностей [Шоргинан, 2003].
К концу пребывания в дошкольном учреждении ребята должны достигнуть конкретного уровня культуры личности.
В области эстетического восприятия действительности и искусства:
1) видеть, отмечать красоту произведений искусства (изобразительного, музыкального, архитектуры, литературы, различных видов народного искусства), природы, окружающих предметов, а также проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство радости, удовольствия, выражать стремление любоваться ими);
2) знать имена, некоторые произведения нескольких художников и композиторов; знать фамилии 2-3 детских писателей, быть способными привести примеры их произведений;
3) знать, применять в своей творческой деятельности главные выразительные средства искусства: в изобразительном искусстве – цвет, композиция, форма, линия; музыке – динамика, темп, ритм; игре-драматизации – голос, движение, поза, жесты, мимика;
4) знать, называть произведения народного искусства: несколько народных песен, закличек, поговорок, пословиц, загадок, сказок, потешек.
В области художественно-творческой деятельности:
1) у дошкольников должен быть сформирован интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положительное отношение к предложениям воспитателя заниматься художественно-речевой, музыкальной, изобразительной деятельностью, а также к предложению рассматривать произведения архитектуры, народного декоративно-прикладного, изобразительного искусства; уметь слушать музыку и пересказывать произведения фольклора и детской литературы;
2) у дошкольников нужно сформировать различные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;
3) также следует сформировать умение и желание создавать, что возможно, своими руками (поздравительную открытку для родителей или воспитателя; игрушку на подарок младшим сестрам, братьям, другу; изготовить настольно-печатную или дидактическую игру, оформить праздник и т.д.).
К концу пребывания в дошкольном учреждении ребята должны уметь эстетически оценивать результаты собственной деятельности и деятельности ровесников, по возможности приводить аргументы этой оценке.
Дошкольники должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.
В области музыки:
1) проявлять интерес, желание слушать музыку, петь естественным голосом, спокойно, отчетливо произносить слова, брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Петь с и без инструментального сопровождения; прислушиваться к голосу других, согласовывать собственные действия с окружающими;
2) проявлять интерес к русской народной песне;
3) выражать стремление слушать русские народные песни, петь их;
4) выделять выразительные средства музыки: различать ритм, высоту звука (низкий-высокий), динамические оттенки музыки (тихая - громкая).
5) эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера (плясовую, маршевую и пр.);
6) различать грустную и веселую мелодию;
7) проявлять интерес к классической и народной музыке;
8) проявлять творческую активность в движении под музыку, в пении;
9) уметь назвать отечественных композиторов-классиков (С.С.
Прокофьева, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского) и зарубежных композиторов (Шопена, Моцарта);
10) знать традиции своего народа, народностей своего края;
11) проявлять желание слушать различную музыку и определять ее характер (маршевая, песенная, торжественная, танцевальная, веселая, спокойная, грустная);
12) уметь петь легко, напевно, выразительно, брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, отчетливо произносить слова, петь согласованно в хоре;
13) уметь петь с и без музыкального сопровождения, сохраняя ритм и темп произведения;
14) уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.
Таким образом, старший дошкольный возраст - это особенный возраст для развития эстетического восприятия, где главную роль играет воспитатель. Пользуясь всеми методами и приемами, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством развития в дошкольниках эстетического восприятия заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Конечная цель эстетического воспитания методами народной педагогики заключается в формировании гармоничной личности, всесторонне развитого человека, высоконравственного, прогрессивного, образованного, обладающего желанием творить, умением трудиться, понимающего красоту жизни и красоту искусства.