Кроссворды и ребусы — как средство обучения грамоте и развития речи детей
Кроссворды и ребусы — как средство обучения грамоте и развития речи детей
На сегодняшний день проблема использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов в работе с детьми дошкольного возраста недостаточно изучена, поэтому и является актуальной. Детские кроссворды и ребусы притягивают детей тем, что позволяют им делать "открытия". Каждое разгаданное слово воспринимается ребенком как достижение, как доказательство того, что он взрослый.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кроссворды и ребусы — как средство обучения грамоте и развития речи детей»
Кроссворды и ребусы — как средство обучения грамоте и развития речи детей
На сегодняшний день проблема использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов в работе с детьми дошкольного возраста недостаточно изучена, поэтому и является актуальной. Детские кроссворды и ребусы притягивают детей тем, что позволяют им делать "открытия". Каждое разгаданное слово воспринимается ребенком как достижение, как доказательство того, что он взрослый.
Я начинаю учить разгадывать ребусы с самых простых (доскажи словечко) затем усложняю: заменяем буквы по правилу. Потом разбираем ребусы с предлогами, с запятыми.
Решая ребус, ребёнок проводит звукобуквенный анализ в уме, определяя количество, место, порядок нужной буквы (букв) в слове.
Кроссворды, как и ребусы, требуют от ребёнка достаточного словарного запаса и проведения звукобуквенного анализа. Кроссворды я даю от простых (вписать буквы) потом с пересечением (по горизонтали и вертикали). Кроссворды и ребусы можно начинать разгадывать с 4-5 лет. Сначала устно, как загадки. Как только ребёнок освоит названия букв можно уже писать (печатать). Так дети быстрее запомнят графическое изображение букв и быстрее научатся читать (вижу пишу говорю)
Для того чтобы кроссворды выполняли развивающую функцию, нужно непременно делать их тематическими.
Так как темы, доступные для детей, подразумевают сравнительно небольшой объём слов, сначала можно применять разновидность кроссворда, имеющую только одно пересечение. Затем можно предлагать и задания, над которыми придётся поломать голову.
Ребусы, головоломки, кроссворды относятся к игровым и в то же время к проблемно-поисковым методам обучения детей, а старший дошкольный возраст является благоприятным для обучения детей разгадыванию игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок.
Кроссворды активизируют у ребёнка умственную деятельность, развивают логическое мышление, память, внимание, помогают узнать больше об окружающем мире, обогатить словарный запас; формируют орфографическую зоркость; развивают мелкую моторику, усидчивость, умение добиваться результата, создают положительный эмоциональный настрой, формируют навык самоконтроля, необходимый в будущей учебной деятельности.
В детском саду с детьми старшего дошкольного возраста кроссворды можно использовать как часть образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности, на итоговых мероприятиях и в развлечениях. Также кроссворды можно использовать в работе с родителями для закрепления знаний детей по определённым темам.