Просмотр содержимого документа
«Кружковая деятельность»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЖАВОРОНОК»
Утверждена
на Педагогическом совете
от 01.09.2020г.
Протокол № 1
Утверждена приказом
заведующего МБДОУ
«Д/с «Жаворонок»
от 02.09.2020г.
Приказ № 63-ОД
Программа по дополнительному образованию
«Здоровячок»
для детей младшей группы «Капитошки»
общеразвивающей направленности
Воспитатели: Огнева А.В.1кв.категории
Капчигашева Н.В.1кв.категории
г. Абакан, 2020-2021 г
Согласие на посещение кружка «Здоровячок»
№
Фамилия Имя ребенка
Фамилия Имя Отчество родителя
Согласие
Подпись
1
Аева Алиса
Аева А.А..
2
Байкалова Маша
Вольская Р.Н.
3
Бунина Соня
Бунина К.С.
4
Бауэр Юля
Бауэр Е.Я.
5
Васильев Ростислав
Васильева О.В.
6
Девяшин Макар
Девяшина Н.Н.
7
Дроздов Егор
Дроздова Н.С.
8
Ежова Ксения
Ежова А.И.
9
Жилинский Матвей
Жилинская Е.Н.
10
Илюшкина Даша
Епишина Е.В.
11
Иванов Даниил
Иванова Ж.С.
12
Костякова Соня
Костякова А.А.-ооловна
13
Королёва Вика
Королёва С.В.
14
Корнаев Дима
Корнаева Е.В.
15
Кадышева Юля
Астанаева Н.В.
16
Калепка Ева
Калепка Ю.Г.
17
Лукиянченко Катя
Немкова О.С.
18
Логинов Миша
Логинова В.В.
19
Мамытов Марсель
Чокморова А.К.
20
Малахова Кристина
Малахова В.В.
21
Мамышева Даша
Баргоякова Л.Д.
22
Майнагашева Алина
Майнагашева И.А.
23
Нербышева Таня
24
Попов Миша
Боярова Т.А
25
Роговская Мирослава
Роговская А.Н.
26
Русскова Ксюша
Русскова С.В.
27
Саая Арслан
Саая С.А.
28
Смирнова Алиса
Смирнова Д.В.
29
Тюркин Максим
Тюркина Л.М.
30
Теленга Арина
Теленга Н.В.
Пояснительная записка.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В. А. Сухомлинский
Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Система дошкольного образования обладает достаточным потенциалом для реализации основ воспитательной системы индивидуально – творческой ориентации ребёнка на процесс здоровье сбережения. Поэтому необходимо в дошкольном учреждении создание программы по сохранению здоровья ребёнка.
Дошкольнику необходимо познать особенности собственного организма, основы управления здоровьем. Он должен иметь основы знаний, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Организован кружок «Здоровячок».
Занятия проводятся с младшей группой «Капитошки» с 3- 4 лет. Программа предполагает проведение два занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы клубного часа рассчитана на один год обучения. Продолжительность занятий не более 15 мин.
Цель: Воспитание у детей валеологической культуры; создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
1. Воспитывать валеологическое сознание детей.
2. Учить детей использовать валеологические знания для своего здоровья.
3. Воспитывать оценочные суждения о факторах, ухудшающих или улучшающих здоровье.
4. Способствовать пониманию детьми сущности здорового образа жизни.
Методы:
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии; групповая работа, практическая работа, экскурсии, индивидуальный подход к ребёнку.
1. Доступность (соответствие учебного материала возрасту детей)
2. Наглядность (использование методических пособий и атрибутов)
3. Развивающая и воспитательная направленность содержания
4. Индивидуализация деятельности
5. Позитивность.
6. Целостное развитие.
7. Совместная творческая деятельность.
Ожидаемые результаты:
1. Владение навыками здорового образа жизни (чистить зубы утром и вечером; выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу; выполнять правила безопасного поведения на улицах города, на дорогах, на природе, в повседневной жизни; жить в гармонии с собой и окружающим миром);
2. Создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
3. Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
4. Повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.
Диагностика проводится 2 раза а год по методике В. Г. Кудрявцев.
Структура
1.Развивающая среда: аудиозаписи с разными звуками; рисунки о строении уха; картинки с изображением животных,тела, здорового питания и т.д. Презентации «я человек, «мое тело», картотека дыхательной гимнастики.
2.Материально техническое телевизор, магнитофон, цветные картинки, музыкальные инструменты
3.Календарно тематическое планирование
ЛИТЕРАТУРА
• Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.
• 4»Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган.ИМЦ: 2002. – 72с.
• Программа «Здоровячок». – Курган,ИМЦ: 2002. – 72с.
• Тарасова Т. А., Власова Л. С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
• Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников». Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера». 2002. – 56с.
• Холден А. «Это Я!» Серия «Веселые уроки» - М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век». 2001. – 31с.
• Шишкина С. Е. «Я и мое тело». Пособие. – М.: «Школьная пресса». 2004. – 48с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей «Условияздорового образа жизни в семье»
1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда)
2. Используете ли полученные знания в воспитании Вашего ребенка? (Да, нет, иногда)
3. Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым? (Да, нет, иногда)
4. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику? (Да, нет, иногда)
5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? Обозначьте их (Да, нет)
6. Как Вы организуете питание в Вашей семье? (полноценное, питание, предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно)
7. Как воздействует на вашего ребенка климат в семье? (положительно, отрицательно, не воздействует)
8. Что вы считаетездоровым образом жизни?(Дайте своё определение)
9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (Да, нет)
10. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет)
11. Как закаляется Ваша семья?
воздушные ванны (прогулки, проветривание)
контрастные обливания
хождение босиком
другое
12. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми (Да, нет, иногда)
13. Сколько времени Ваша семья ежедневно проводит на свежем воздухе?
14. Озеленён ли Ваш дом? (да, частично, нет)
15. Каким видом спорта занимается Ваша семья (Перечислите подробно)
16. Есть ли в семье спортивный уголок (да, нет, хотелось бы)
17. Какой спортивный инвентарь есть в семье? (Перечислите)
18. Часто ли болеют члены Вашей семьи (Да, нет, затрудняюсь ответить)
19. Часто ли болеет Ваш ребенок (Да, нет)
20. Каковы причины болезни Вашего ребенка (недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность)
21. Считаете ли Вы, что Ваша семья ведёт здоровый образ жизни? (да, нет - обоснуйте)
Дата….
Спасибо!
«Наш организм для 120 лет жизни.
Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма,
а тем, как мы с ним обращаемся»
К. Купер.
Работа с родителями:
- Беседа с родителями настрой на здоровый образ жизни;
- достаточная двигательная активность;
- умение регулировать свое психическое состояние;
- правильное питание;
- четкий режим дня;
- отказ от вредных привычек в семье;
- выполнение гигиенических требований;
- умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Таблица 1
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Оценка индивидуального развития дошкольника первой младшей группе.
№
Ф.И.О.ребенка
Задание 1 н.г к.г
Задание 2 н.г к.г
Задание 3 н.г к.г
Задание 4 н.г к.г
1
Тюркин Максим
2
Байкалова Маша
3
Бунина Соня
4
Бауэр Юля
5
Костякова Соня
6
Королёва Вика
7
Корнаев Дима
8
Калепка Ева
9
Логинов Миша
10
Мамышева Даша
11
Попов Миша
12
13
14
15
№
Н.г.
К.г.
1
2
3
1- не сформирован
2- в стадии формирования
3- сформирован
Диагностика индивидуального развития В. Г. Кудрявцев:
Задание1. Знать и называть основные системы организма человека.
Задание2. Иметь представления о том, что полезно и вредно для здоровья.
Задание 3. Знать о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье.
Календарно - тематическое планирование
Октябрь
Дата
Тема
Цель
01.10.20
06.10.20
«Я-человек»
Создать условия и познакомить детей о функции органов, - формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно чтобы жить»; «я отличаюсь от животных». «из каких частей состоит моё тело?»;
- закреплять понятие «один – много»);
08.10.20
13.10.20
«Я-человек»
Создать условия и познакомить детей о функции органов, - формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно чтобы жить»; «я отличаюсь от животных». «из каких частей состоит моё тело?»;
15.10.20
20.10.20
«Все люди разные»
Формировать представления детей о том, что все люди отличаются друг от друга: по полу, росту, весу, возрасту; близкие родственники похожи (мама, дочка); активизировать в речи детей новые слова: высокий, низкий, тяжёлый, лёгкий, худощавый, полный; воспитывать навыки культурного поведения.
22.10.20
27.10.20
«Кто – я?»
Создать условияу детей различать свой пол, чем отличается мальчик от девочки; называть свои имя, фамилию;
- активизировать в речи детей знакомые слова: шорты, платье, рубашка, сарафан и другие;
- развивать мышление (сравнение);
- воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу.
Ноябрь
29.11.20
03.11.20
«Мои ручки»
Рассказать о значении рук для человека (о пальцах и об их именах), учить упражнениям для развития пальчиков);
обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действие, развивать внимание;
- воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и к окружающим, культуру поведения.
05.11.20
10.11.20
«Как ухаживать за руками?»
формировать представления детей о правильном уходе за своими руками, используя вопросы: «Зачем мы моем руки?», «Что такое микробы». «Как обработать ранку?», развивать речь: учить отвечать на вопросы воспитателя, расширять словарный запас: микроб, рана, вата и др., воспитывать чувство взаимопомощи, культурно-гигиенические навыки.
12.11.20
17.11.20
«Сохрани свое здоровье сам»
Создать условия и ответственное отношение к своему здоровью; привычку соблюдать правила личной гигиены; потребность употреблять в пищу полезные для здоровья продукты. Формировать представления о здоровом образе жизни. Прививать интерес физическим упражнения, самомассажу, пальчиковой гимнастике.
19.11.20
24.11.20
«Я здоровье сберегу и другим я помогу»
Закрепить с детьми знания о том, как заботиться о своём здоровье; формировать привычки здорового образажизни; развивать способность к умозаключениям; воспитывать у детей стремление быть здоровым.
26.11.20
«Я здоровье сберегу»
«Как следует питаться?»
Декабрь
01.12.20
03.12.20
«Таблетки растут на грядке»
Уточнять и расширять представления о том, что овощи можно есть в сыром и вареном виде, воспитывать интерес к своему здоровью, желание поддерживать и беречь его, уточнить представления детей о пользе овощей для организма человека.
08.12.20
10.12.20
«Мои ноги, как беречь ноги».
Формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ногами;
- учить упражнениям для предупреждения плоскостопия;
- учить составлять и повторять предложения по картинкам, соотносить действия со словами зарядки;
- развивать двигательную активность;
- воспитывать культуру поведения, доброе отношение к животным.
15.12.20
17.12.20
«Что и как нужно есть»
Каша – сила наша. Расширить знания детей о продуктах питания, воспитывать желание быть аккуратным при приеме пищи.
22.12.20
24.12.20
«Наши глаза – зеркало души»
Глаза главные помощники человека. Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека, познакомить детей со строением глаза, привести к пониманию, что зрение необходимо беречь.
29.12.20
31.12.20
«Правила гигиены и безопасности»
Создать условия подвести к пониманию, что зрение необходимо беречь.
Январь
12.01.21
«Мои уши, как беречь уши»
Формировать представление об органах слуха – ушах, о значении ушей для человека;
- учить не только узнавать разные звуки, но и называть их (хрум – хлюп – бум);
Оборудование: аудиозаписи с разными звуками; рисунки о строении уха; картинки с изображением животных.
15.01.21
17.01.21
«Уход за ушами»
Создать условия дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, тембр звука, дать знания о правилах ухода за ушами.
22.01.21
24.01.21
«Что могут наши уши»
Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.
29.01.21
31.01.21
«Мой рот и язычок, мои зубы».
Создать условия и формировать представление детей о том, что у каждого человека есть рот, для чего он нужен и как его беречь;
- активизировать в речи детей слова: рот, губы, язык, зубы;
- учить правильному звукопроизношению, различать и называть разные эмоции;
- воспитывать культурно – гигиенические навыки.
Февраль
02.02.21
04.02.21
«Чтобы зубы были здоровыми»
Познакомить детей с методами ухода за зубами, учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.
09.02.21
11.02.21
«Что может нос?»
Способствовать формированию у детей представлений о строении и функциях носа; продолжать знакомить с правилами профилактики заболеваний органов дыхания; помогать овладению навыками дыхательной гимнастики; развивать обонятельное восприятие.
16.02.21
18.02.21
«Мой нос»
- формировать представление детей о том, что такое нос, как его беречь и как за ним ухаживать;
- учить дыхательной гимнастике;
- воспитывать культурно – гигиенические навыки.
25.02.21
02.03.21
«Что может язык»
формировать представление детей о том, что у каждого человека есть рот, для чего он нужен и как его беречь;
- активизировать в речи детей слова: рот, губы, язык,
Март
04.03.21
09.03.21
«Мои глаза»
формировать представление детей о глазах человека, о том, как за ними ухаживать и беречь;
- вызывать положительные радостные эмоции;
- воспитывать культурно – гигиенические навыки, доброе отношение к окружающим.
11.03.21
16.03.21
«Как беречь глаза?»
формировать представление детей о глазах человека, о том, как за ними ухаживать и беречь;
18.03.21
23.03.21
«Осанка - стройная спина!»
Создать условия для детей следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату.
25.03.21
30.03.21
«Мышцы, кости и суставы»
Скелет — наша опора. Продолжать формировать у детей элементарные знания о строении человеческого тела, познакомить детей со строением скелета и его основной функцией. Закрепить понятия «скелет», «череп», «грудная клетка», «осанка». Прививать детям осознанное отношение к своему здоровью, закрепить правила правильной осанки.
Апрель
01.04.21
06.04.21
«Спорт — это здоровье»
Закрепить знания о различных видах спорта, учить пантомимой изображать знакомые виды спорта, развивать интерес к видам спорта, желание заниматься спортом.
08.04.21
13.04.21
«Как сделать сон полезным»
Сон лучшее лекарство. Объяснить детям значение сна в жизни человека
15.04.21
20.04.21
«Вредные привычки»
Формировать у детей , какой вред здоровью могут принести вредные привычки,
выяснить у детей, все ли они делают для того, чтобы сохранить свое здоровье.
22.04.21
2.04.21
«Чтобы нам не болеть»
Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о нашем здоровье, формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов.
29.04.21
«Друг заболел»
Создать условия для детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь. Формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему другу.
Май
04.05.21
06.05.21
«Зачем я должен спать?»
формировать представления детей о том, что такое сон и зачем надо спать; какие бываю сны, ознакомить детей с новым стихотворением, проводить упражнение на релаксацию.
11.05.21
13.05.21
«Зачем я должен спать?»
формировать представления детей о том, что такое сон и зачем надо спать; какие бываю сны, ознакомить детей с новым стихотворением, проводить упражнение на релаксацию.
18.05.21
20.05.21
«Наши сны»
Создать условия для детей зачем надо спать; какие бываю сны, проводить упражнение на релаксацию.
25.05.21
«Изучаем свое тело»
закреплять представления детей о частях тела человека, о различиях между мальчиками и девочками;
- Воспитывать бережное отношение к своему телу и здоровью.
27.05.21
«Опасные предметы в быту»
Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
Конспекты занятий кружка
Тема: Я – человек
Оборудование: картинки, где изображены один человек и много; 3 – 4 картинки с изображением действий людей , игрушка кошка, картонная кукла Дима; набор игрушек.
Ход занятия
Я – человек!
Дети садятся на коврик в кружок рядом с воспитателем.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! И я вам улыбнусь: и Таня, и Ване, и Сережи.
- А как можно назвать Таню? Кто она? (Человек)
- А Дима кто? Тоже – человек. И я человек, и Сережа тоже.
- Все вместе – мы люди!
- Когда один – называют «человек». Когда много – «люди»!
Воспитатель показывает картинки, дети рассматривают и повторяют новые понятия.
Мое тело.
- Ребята, на Земле живет очень много людей. Все они имеют свое тело и похожи друг на друга.
И у каждого из вас тоже есть свое тело. Вставайте, рассмотрим наше тело.
Дети встают напротив зеркал.
- Тело человека состоит из головы, туловища, двух верхних конечностей – это руки и двух нижних конечностей – это ноги.
Дети повторяют названия частей тела и показывают руками.
- посмотрите, мое тело похоже на Танино, на Димино, мы все с вами похожи, потому что мы – люди!
- А теперь, ребята, покажите и назовите части тела у нашего Димы.
Дети подходят, называют и показывают части тела: голова, туловище, руки, ноги.
Приход кошечки. (Тело кошки.)
- Ребята, все люди похожи друг на друга и у нас одинаковое тело. А на животных мы похожи? У них есть тело, как у человека?
Дети затрудняются в ответе.
За дверью раздается мяуканье кошки. Воспитатель приносит кошку, дети здороваются, гладят ее, рассматривают.
- У кошки – лапы, а у человека – руки и ноги.
- Кошка ходит на четырех лапах, а человек на двух ногах.
- У кошки – хвост, а у человека – нет.
- Но у кошки есть голова, и у человека есть голова.
- У кошки – пушистая шерсть, а у человека – гладкая кожа.
- Человек разговаривает, а кошка – мяукает.
- Похожи мы на кошку или нет?
- Конечно, нет. Мы – люди, а кошка – животные. У кошечки свое тело, а у человека свое.
Дети прощаются с кошкой.
Игра «Где наши детки?»
Где наши ручки? (2 раза)
(Дети прячут руки за спину.)
Вот они! (2 раза)
(Дети вытягивают руки вперёд,
Вертят ими и показывают.)
Где наши ножки?(2 раза)
(Дети приседают и закрывают руками ножки.)
Вот они! (2 раза)
(Дети встают и топают ножками.)
Где наши детки? (2 раза)
(Закрывают лицо руками.)
Вот они! (2 раза)
(Открывают лицо и улыбаются.)
Тело нужно, чтобы жить!
- Ребята, а зачем нам нужно тело? (Ответы детей)
- Наше тело действует, как чудесная машина, которая умеет смеяться, плакать, ходить, бегать, а также играть, любить, рисовать, кушать кашу.
- Посмотрите на эти картинки. Что делает мальчик? Что делает девочка?
- Давайте проверим, что умеет тело каждого из вас.
Воспитатель предлагает детям набор предметов и игрушек для совершения с ними различных действий: машина на веревочке, мяч, большая пирамида, книга с картинками, бумага и карандаши и др.
- Вот видите, ребята, как много умеет ваше тело.
Итог занятия.
- Как можно назвать Диму? (Человек.)
- А когда нас много? (Люди.)
- Какие части тела вы уже знаете? (Голова, туловище, руки, ноги.)
- Зачем нам нужно тело? (Ответы детей.)
Тема: Все люди разные
Оборудование : куклы Дима (пупс)и Даша(большая кукла), картинки с изображением мальчика и девочки; ростомер; карточки для дидактической игры «Кто это?».
Ход занятия.
Куклы Дима и Даша.
Стук в дверь
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли кукла Даша и её младший братик Дима. Давайте поздороваемся с ними и пригласим их к себе.
Все люди разные.
- Изучая своё тело, мы увидели, что все люди похожи. У нас есть голова, туловище, руки , ноги. (Показ на кукле, а дети называют).
- Но если посмотреть внимательно друг на друга, то мы очень разные. Посмотрите на наших гостей. Чем они отличаются? (Ответы детей).
- Наши гости отличаются по полу: Даша- девочка, а Дима – мальчик.(Картинки с изображением девочки и мальчика.)
- Встаньте мои девочки! (Девочки встают)
- Теперь встаньте ,мальчики! (Девочки садятся, а мальчики встают).
- Чем же ещё различаются наши куклы?
Даша и Дима- разные по росту. Даша- высокая, большая, а Дима- низкий, маленький.
Затем воспитатель по очереди сравнивает детей с собой.
- Я- высокая, а Саша- низкий и т.д.
А теперь измерим ваш рост с помощью ростомера.
- Ребята, но ещё люди отличаются между собой по весу.
- Подержите Дашу. Какая она? (Тяжёлая)
- А Дима? (Лёгкий)
- Есть люди худощавые и полные. (Показывает картинку)
- И у нас в группе есть дети худощавые и полные. Но всё равно все красивые и мы все друг друга любим.
Физкультминутка.
И.п.- основная стойка.
Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием в и.п.
Вырастаем мы большими
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта поднялись,
Три , четы руки вниз.
Д.и. «Кто это?»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать картинки, а вы будете называть тех, кто на них изображён. (Девушка, бабушка, девочка и т.д).
Вот видите, оказывается, люди различаются и по возрасту. Я- женщина, мне 40 лет, а Саша мальчик, ему 3 года, няня наша- бабушка, ей 60 лет.
Итог занятия.
- Почему все люди разные?
- Когда люди бывают похожие друг на друга?
Тема: Кто я?
Оборудование: куклы Дима и Даша; картинки с одеждой, с изображением мужчины и женщины, мальчиков и девочек; бумажный набор одежды для кукол мальчика и девочки – кукол для дидактической игры «Одень куклу»; аудиозапись.
Ход занятия
У нас в гостях куклы Дима и Даша.
Воспитатель демонстрирует детям больших картонных кукол в соответствующей одежде.
- Ребята, посмотрите, сегодня у нас опять в гостях наши друзья Ваня Катя. Поздороваемся с ними.
- Я вам уже рассказывала, что все люди различаются по полу: мальчики и девочки, мужчины и женщины, дедушки и бабушки. Посмотрите на наших гостей. Кто у нас Дима – мальчик или девочка? А Даша кто?
- Да, ребята, Дима – мальчик, а Даша – девочка. Чем же мальчик отличается от девочки? А наш Дима от Даши?
- Мальчики и девочки различаются одеждой.
- Что носят мальчики? (Шорты, рубашки, у них другая обувь.)
- Что носят девочки? (Платье, юбки, сарафаны, красивые кофточки, туфли на каблуках и др.)
- Еще Дима и Даша отличаются прической. Какие у Димы волосы? (Короткие.) А у Даши? (Длинные косы с бантами.)
- Еще девочки (или ваши мамы) носят серьги в ушах, бусы, брошки и др. А мальчики и папы не носят таких украшений.
- Когда ваша мама, стоя перед зеркалом, собирается на работу, что она делает со своим лицом? (Красит губы, глаза, щеки.) А папы этого никогда не делают.
Воспитатель показывает картинку, где изображены мужчина и женщина.
- Теперь встаньте сначала девочки, а потом – мальчики.
Дети по очереди встают.
Игра «Найди девочку» (мальчика)
- Я разложу перед вами картинки с изображением мальчиков и девочек. А вы должны по очереди сначала найти мальчиков и отдать картинки Ване, а потом – девочек и отдать картинки Кате.
Круг доброты.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель предлагает детям встать в кружок, протянуть друг другу ладони и подарить «добро», обняться, погладить по головке, улыбнуться. Затем воспитатель проходит и каждого ребенка называет ласково по имени, одновременно гладя по голове.
- Вот видите, ребята, каждого из вас я назвала по имени. Я не говорила: мальчик или девочка, я называла только ваше имя.
С рождения каждого младенца родители дают имя и только его фамилию.
И сейчас мы с вами поиграем в игру, где будем учиться правильно называть свои имя и фамилию.
Сюжетная игра «Здравствуйте, ребята!».
Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, козлята? (Дети отвечают: «Нет»).
Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, котята? (Нет.)
Здравствуйте, ребята!
Вы. Ребята, поросята? (Нет.)
А кто вы?
Как вас зовут?
Дети называют свои имя и фамилию. Воспитатель помогает.
Дидактическая игра «Одень куклу».
Примечание. В коробке вырезные из картона или бумаги куклы – мальчик и девочка – и набор одежды для них.
- Наши куклы собрались на прогулку, но не знают, что одеть. Помогите им.
Дети одевают кукол, обыгрывают ситуацию.
Тема: Мои ручки
Оборудование: кукла, картинки с действиями детей, ленты, мяч, ложка, шапочки для пальцев.
Ход занятия
Встреча с куклой.
- Ребята, а вы слышите? Кто – то плачет.
Воспитатель с детьми идут на звук, звучит грамзапись плача.
В игровой комнате на кровати сидит кукла.
- Кто это? (Наша кукла Даша.)
- Что же с ней случилось? (У нее сломалась ручка.)
- Давайте скорее поможем Кате.
Воспитатель вместе с детьми прикрепляет руку кукле.
- Как можно Дашу успокоить? (Погладить по головке, обнять ее, сказать добрые слова, что она хорошая, красивая и т. д.)
Дети жалеют куклу и сажают ее рядом с собой на коврике.
Сами дети сидят на подушечках.
Беседа о руках.
- Ребята, а теперь у Даши руки на месте? (Да.)
- У вас есть руки? Покажите. (Дети вытягивают руки.)
- Зачем нужны руки? (Ответы детей.)
- Теперь посмотрите на эти картинки. Что здесь делают дети с помощью рук? (Мальчик рисует; девочки играют с мячом; малыш держит ложку и кушает; девочка одевает сапожки и др.)
- Сейчас поиграем.
Воспитатель подзывает двух детей и связывает им лентой руки. Затем предлагает детям выполнить определенные действия:
- Сережа, принеси мяч.
- Алеша, дай ложку.
Дети пытаются, но ничего не получается. Остальные дети смеются и помогают им.
- Вот видите, ребята, для чего нужны руки, нам без них никак нельзя.
- Сколько у человек рук? (Две руки.)
- На каждой руке по 5 пальцев. Покажите свои пальчики.
- У человека очень хорошо развиты пальцы. Ведь с их помощью мы рисуем, и собираем из деталей конструктора дом, и застегиваем пуговицы, и умываем свое лицо.
- Посмотрите, пальцы у нас разные и имена у них разные.
Воспитатель одевает шапочки разного цвета на каждый палец и объясняет:
- большой палец;
- указательный;
- средний;
- безымянный;
- мизинец.
Во время объяснения каждый пальчик, услышав свое имя, кланяется и здоровается с ребятами (выполняет эти действия учитель).
Пальчиковая гимнастика.
- Чтобы наша голова и наш животик хорошо работали, мы должны делать зарядку для пальчиков. (Рука сжата в кулак.)
- Вставайте и повторяйте за мной:
Этот пальчик – дедушка (поднимается большой палец).
Этот пальчик – бабушка (поднимается указательный).
Этот пальчик –папочка (средний).
Этот пальчик – мамочка (безымянный).
Этот пальчик – я (мизинец).
- Теперь представьте, что вы помогаете маме на кухне готовить обед. Вспомним нашу любимую физкультминутку:
Мы капусту рубим
Мы капусту рубим
(стучат ребрами ладоней по коленям).
Мы капусту жмем
(сжимают и разжимают пальцы).
Мы капусту солим
(имитируют движения).
Мы капусту трем
(сжимают одну руку в кулак и трут им по ладони другой).
Тема : Как ухаживать за руками?
Оборудование : 6 игрушка Айболит; картинка с изображением микробов ; мыло, полотенце, варежки; кукла Даша; зелёнка, вата; доска поставленная на стул; мяч.
Ход занятия.
Доктор Айболит.
Ребята, послушайте про кого я вам сейчас ,прочитаю загадку.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен , знаменит,
Это доктор…(Айболит)
- Сегодня в гости пришёл доктор Айболит. Он будет учить нас ухаживать за руками.
Что такое микробы?
Во время прогулки, когда вы играете с мячом, с песком, с игрушками, вместе с пылью и грязью на руки попадают микробы. Это крохотные, маленькие пылинки, их даже не видно на наших ладонях. Но они очень опасны- это возбудители болезней.
Мыть руки надо несколько раз в день: перед едой, после прогулки ит.д.
Намыливая кожу рук, мы изгоняем микробы, а значит, защищаемся от болезней.
Ещё микробы могут жить под ногтями, поэтому их надо всегда чистить и постригать специальными ножницами.
Айболит показывает ножницы.
Но постригать ногти нужно просить взрослого человека, т.к. вы ещё можете пораниться.
Доктор Айболит приглашает детей в умывальную комнату. Чтобы вымыть руки с мылом.
Моем руки чисто.
Закатаем рукава,
Открываем кран-вода.
Взяли в руки мыло,
Чтоб микробов смыло.
Моем пальцы и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки!
А у нас ладошки!
Чистые ладошки!
Как беречь руки?
- Ребята, а как надо беречь свои пальчики, ладошки зимой?
- Что мы одеваем на пальцы? (Варежки)
- Чтобы наши пальчики не мёрзли. Зимой надо носить варежки.(Показ картинки с варежками)
Раздаётся плач за дверью.
- Доктор Айболит, пойдём посмотрим, что случилось и кто там плачет.
Приносят куклу, у неё на руке ранка. Дети успокаивают и жалеют куклу Дашу.
- Как вы думаете, что с ней случилось ?(Ответы детей).
- Как помочь Даше?
Доктор несёт зелёнку, вату и смазывает рану. Дети дуют на рану, подбадривают Дашу.
Малоподвижная игра «Поймай мяч».
Доска , поставленная на стул, мяч. Один участник игры катит с горки мяч. Другой же ловит его внизу. После игры участники меняются местами.
Тема: Мои ноги. Как беречь ноги?
Оборудование: большая игрушка олененок; картинки с правилами; палки, теннисные мячики, «дорожки»; карточки с изображением предметов для дидактической игры «Что мы надеваем на ноги?».
Ход занятия
Приход олененка.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Олененок.)
- Поздоровайтесь с ним, погладьте его.
- Он принес загадку, послушайте:
Два одинаковых столба
Идут по дороге.
Мне никак без них нельзя,
Ведь это мои… (ноги).
- Покажите свои ноги. Сколько их у вас? (Две.)
- А у нашего олененка есть ноги? (Да.)
- Сколько их? (Много.)
- Ребята, а зачем вам нужны ноги? (Бегать, прыгать, шагать и т.д.)
- Как вы думаете, тяжело жить человеку без ног?
- Конечно, тяжело. Чтобы совершить какое – либо действие, нам всегда нужны ноги: гулять по улице, догнать мяч, принести игрушку и т.д.
- Давайте завяжем бантом Сереже ноги и попросим его что – ни будь принести.
- Получилось у Сережи? (Нет.)
- Вот видите, ребята, без ног человеку никак нельзя.
Зарядка для ног.
Еду, еду к бабе. Деду
(выполняются прямой галоп)
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке (меняют ногу),
В старом лопаточке
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо,
А потом вдруг в ямку – бух!
(Дети приседают.)
Как беречь свои ноги?
- Вы любите свои ножки? Пожалейте их.
- Беречь и ухаживать за ними надо? (Ответы детей.)
- Посмотрите, какие картинки принес нам олененок. Они помогут вам узнать и запомнить правила гигиены и безопасности для наших ног.
. Нельзя ходить босиком по острым и опасным предметам (стёкла, колючки и др.)
. Нельзя носить обувь без каблука.
. Надо держать зимой ноги в тепле.
. Летом надо закалять ножки, бегая по песочку и земле.
. Каждый день надо мыть ноги и ухаживать за ногтями.
. При повреждении ноги обратиться к специалисту врачу- ортопеду.
- Вспомните, какие лекарства нужны для обработки раны на вашей ноге? (Зеленка, йод.)
- Чем прикроете от пыли, грязи рану? (Вата, бинт.)
Упражнения для предупреждения плоскостопия.
- Сейчас, ребята, мы с вами поиграем, будем закалять и оздоравливать наши ножки.
Ходьба на носках. Походим на носках несколько минут по группе.
Ходьба по палке. Ходим по палке, как канатоходцы.
(Палки небольшого диаметра и длиною 50см.)
Мячик. Перекатываем стопой теннисный мячик. (То левой, то правой ногой, 2-3 минуты.)
Дорожки. Ходим босиком по специальным дорожкам.
(На одной пришиты карандаши, на второй – пробки от пластиковых бутылок, на третьей – квадратами вшитый горох.)
Дидактическая игра «Что мы надеваем на ноги?»
Воспитатель предлагает детям из всех карточек выбрать те, на которых изображены предметы обуви. Дети находят и называют.
Тема: Мои уши. Как беречь уши?
Оборудование: аудиозаписи с разными звуками; рисунки о строении уха; картинки с изображением животных.
Ход занятия
Мои уши!
Звучит аудиозапись с разными звуками: пение птиц, плач ребенка, лай собаки. Дети определяют и называют услышанные звуки.
- Как же вы смогли узнать и назвать услышанные звуки? Какой наш орган помог в этом? (Уши.)
- Для улавливания и различения звуков у человека существует специальный орган – уши.
- Покажите свои уши. Сколько их человека? (Два.)
- На самом деле у человека много ушей: по два наружных (ушные раковины), по два средних уха, по два внутренних.
Воспитатель показывает рисунок.
- Уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Закройте свои уши. Вы ничего не слышали? (Нет.)
- Теперь что слышите? (Тиканье часов, лай собаки на улице, песни в музыкальном зале.)
- Звуки и шумы бывают самые разные. Послушайте стихотворение, которое так и называется «Жил – был шум»:
Ел шум: хрум – хрум!
Ел суп: хлюп – хлюп.
Спал так: храп – храп!
Шел шум: бум – бум!
Э. Мошковская
- Еще звуки, которые мы постоянно слышим, бывают громкие или тихие. Поиграем в такую игру.
Сюжетная игра «Громко – тихо».
Воспитатель называет имя любого ребенка сначала шепотом (дети повторяют), затем очень тихо (дети повторяют), дальше чуть громче (дети повторяют), громко и очень громко. Так повторяют несколько раз. Дети учатся различать звуки по громкости и упражняются в речевом дыхании.
Для чего нам уши?
- Для чего же еще нам уши?
- Представьте такую ситуацию: вы сидите с мамой на скамейке и рассматриваете картинки в книге, а на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем уже бежит к вам. Именно уши первые оповещают нас о приближающейся опасности. (Показ рисунка.)
- Если бы не уши, мы не смогли бы разговаривать. Ведь, чтобы научиться разговаривать, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие их люди. Я читаю вам сказки, стихотворения, потешки, вы слушаете, запоминаете, а потом сами уже рассказываете мне.
Слух животных отличается от слуха человека. Лучше всех слышат дельфины, ежи, собаки и другие животные. (Показ картинок.)
Подвижная игра «Ау! Ау!».
Ведущий с помощью считалки выбирает ребенка, который прячется. Спрятавшийся ребенок время от времени говорит: «Ау! Ау!». Другие дети ищут его. Воспитатель читает стихи:
Ау! Ау!
Отгадай, где я стою?
Ты попробуй поищи
И меня скорей найди.
Может, спрятался в шкафу?
Иль залез я за софу?
Может, под столом сижу?
Ты ищи, я подожду.
Примечание. После того как спрятавшегося ребенка находят, прячется тот, кто нашел этого ребенка. Игра повторяется 3 – 4 раза.
Тема: Мой рот и язычок. Мои зубки.
Оборудование: картонная кукла Дима; нарисованный рот из бумаги и фланели; две картинки с изображением эмоций человека (веселый и грустный); рисунок с изображением языка человека; набор продуктов (хлеб, яблоко, кусковой сахар и др.); зубная щетка и паста; картинка с изображением неумытого мальчика.
Ход занятия
Мой ротик!
- Ребята, посмотрите на нашего Диму. Что случилось с его лицом?
- Какой части не хватает? (У него нет ротика.)
- Давайте приставим его ротик на место. Сережа, иди помоги Диме.
- Теперь послушайте мою загадку:
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.
- Что это (Рот.)
- У каждого человека есть рот – это губы, язык, зубы.
Воспитатель показывает на картинке, а дети на себе.
Мои губы.
- Покажите свои губы.
- Для чего они нужны?
- С помощью губ можно понять настроение человека. Посмотрите на эти картинки.
- Где весёлый человек? Почему вы так решили? (Его губы улыбаются, концы губ подняты вверх.)
- А это какой человек? (Грустный.)
- Да, ребята, его губы не улыбаются, а их концы опущены вниз.
- Покажите, как вы улыбаетесь. А когда грустите, как плачете – покажите.
- Сейчас я покажу упражнение, которое называется «Поцелуй». Вытяните губы вперёд, хоботком и представьте, что вы поцелуете маму.
(Дети выполняют упражнение.)
- Ещё губы человека помогают произносить разные звуки. Давайте подойдём к зеркалу и посмотрим, как будут меняться ваши губы.
Дети за воспитателем произносят разные звуки: А, У, О, Ы и другие. Воспитатель ещё раз обращает внимание на то, как двигаются и меняются губы.
Мой язык.
- Покажите свой язычок.
- Зачем нам нужен язык?
- С помощью языка мы можем разговаривать и даже петь.
- Давайте поиграем в такую игру. Я говорю слово, а вы должны правильно его повторить.
- Ещё, ребята, язычок помогает различать вкус нашей пищи: горькая, сладкая, солёная, кислая. А также её качества: холодная или горячая, твёрдая или мягкая.
Мои зубы.
- Теперь покажите свои зубки. Сколько их у человека? (Много.)
- Какие они, наши зубы?
(Дети рассматривают в зеркале.)
- Зубы у человека белые и твёрдые. Для чего они нужны? (Чтобы жевать пищу.)
- Да, ребята, зубы помогают измельчать любую пищу: и конфеты, и хлеб, и мясо.
- Ну а чтобы зубки не болели, надо их чистить зубной щёткой и зубной пастой два раза в день: утром и вечером.
Игра «Что вы съели?».
У детей закрыты глаза. Воспитатель кладёт им в рот кусочек какого – либо знакомого продукта. Прожевав предложенную пищу, дети отвечают на вопрос: «Что вы съели?».
Правила гигиены и безопасности.
- Ну а как беречь свой ротик и ухаживать за ним?
- Вам опять помогут мои картинки.
(Воспитатель показывает картинки и знакомит с правилами.)
Нельзя брать в рот мелкие предметы (пуговицы, бусинки, и др.), потому что случайно можно проглотить пуговицу и сильно навредить своему телу.
Нельзя брать в рот грязные пальцы, и какие – либо предметы. Ведь с ними к нам в рот попадают микробы, и может заболеть живот.
Нельзя кушать немытые фрукты и овощи, потому что может заболеть живот.
После еды всегда надо мыть свой рот, ополаскивать.
(Воспитатель показывает картинку, где нарисован мальчик с грязным ртом.)
- Послушайте стихотворение:
Замарашка рот не мыл,
Месяц грязный он ходил!
Бедный ротик всё молчал,
Даже слова не сказал,
Помоги, малыш, быстрей,
Вымой ротик поскорей!
Т. Смирнова
Тема: Мой нос. Как беречь нос?
Оборудование: картонные куклы Дима и Даша; нарисованные части лица; картинки с правилами; одноразовые салфетки; фланелеграф.
Ход занятия
Мой носик!
В гости к ребятам приходят картонные куклы Дима и Даша, на их лицах нет носиков. Дети здороваются.
- Ребята, посмотрите на Диму и Дашу. Что с ними случилось? (У них нет носиков.)
- Сережа, помоги куклам, найди их носики.
В коробке лежат разные части лица, ребенок должен найти носики и приставить их на место. Одновременно можно закрепить остальные части лица.
- Дима и Даша говорят вам «спасибо».
- Отгадайте их загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
(Нос.)
- Покажите свой носик. Сколько их у вас? (Один.)
- Зачем нам нужен нос?
- С помощью носа мы вдыхаем воздух, необходимый для нашей жизни. Специальные волоски задерживают пылинки и микробы. А еще наш носик помогает различать различные запахи. Понюхайте, чем пахнет?
Воспитатель за ширмой разрезает апельсин.
«Как найти дорожку».
- Ребята, а теперь послушайте сказку, в которой вы узнаете, как важен нос каждому из нас.
Примечание. Можно использовать настольный театр или театр на фланелеграфе.
Чтение отрывка из рассказа В. Берестова «Как найти дорожку».
Ребята пошли в гости к дедушке- леснику. Пошли и заблудились. Стали они к разным зверям обращаться, дорогу спрашивать. Белка посоветовала с одного дерева на другое перепрыгивать. А вот какой разговор произошел с зайцем.
Скачет заяц. Ребята и ему песенку спели.
- Зайка, зайка, расскажи. Зайка, зайка, покажи, как найти дорожку, к дедушке в сторожку.
- В сторожку? –переспросил заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом –заячьей капустой. Так ? потом запахнет лисьей норой. Так ? обскачите этот запах слева или справа. Так ? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка- лесник самовар ставит.
Беседа о прочитанном.
- Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки?
Воспитатель еще раз обращает внимание детей на важность носа.
3.Дыхательная гимнастика.
1.Часики. Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так»(6 раз)
2.Дудочка. сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать выдох с произношением звука « п-ф-ф-ф-ф»(11 р.)
3.Петушок. стать прямо, ноги расставить, руки опустить.
Поднять руки в стороны- вдохнуть, а затем со словами «ку-ка-ре-ку» выдохнуть. (4 раза)
4.Паровозик. Ходить по комнате , делая попеременные движения и приговаривая «чух-чух-чух»(20 секунд)
5.Гуси. медленно ходить по комнате. На вдох- поднимать руки в стороны, а на выдох- опустить вниз с проговариванием длительного звука «гу-у-у-у-у»(1 метр)
6.Весёлый мячик. Стать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком «у-х-х-х».выдох , догнать мяч
Как беречь свой нос?
- Ребята, а как вы думаете, беречь носик надо? А как? (Ответы детей.)
- Пожалейте свои носики.
- Ваня и Катя принесли нам в помощь картинки. Давайте посмотрим.
Воспитатель показывает картинки и знакомит с правилами.
Правила гигиены и безопасности
Нельзя ковыряться пальцем в носу и тем более острым предметом. Можно повредить слизистую оболочку носа, и тогда пойдет кровь.
Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
Во время прогулки надо дышать носом, а не ртом. Через носик поступает теплый воздух, а через рот – холодный, что приводит к болезням.
При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.
Нельзя пользоваться чужим носовым платком. А если нет платка, то можно взять одноразовую салфетку, высморкать нос и выкинуть ее.
Воспитатель раздает салфетки и предлагает высморкать свои носики.
Итог занятия.
- О какой части лица мы сегодня говорили?
- Как надо беречь свой носик?
Тема: Мои глаза. Как беречь глаза?
Оборудование: небольшие картонные куклы – на каждого ребёнка; вырезанные из картона части лица; клей, кисти, разные игрушки, большой платок.
Ход занятия
Мои глаза!
Это очень интересно –
В барабан ли бьёт гроза?
Это, это же чудесно,
Что у всех, у всех детей
И у всех, у всех людей
На лице живут глаза!
Юнна Мориц
- Ребята, о чём это стихотворение? (О глазах)
- У вас есть глаза, покажите.
- Сколько глаз у человека? (Два.)
За дверью раздаётся стук.
- ой, ребята, кто стучится?
Воспитатель подходит к двери и выносит оттуда небольших картонных кукол – мальчиков и девочек (куклы без глаз).
- Что случилось с куклами? (У них нет глаз.)
- Помогите им, ребята. Они не видят ничего.
Дети подходят к столу. Каждый ребёнок ищет среди предложенных картинок с изображением частей лица картинку с изображением глаз. Затем каждый приклеивает глаза своей кукле. Воспитатель обращает внимание детей на то, что оба глаза должны быть одинакового цвета.
- Куклы говорят вам «спасибо». Ведь благодаря вам они увидели окружающий мир.
- Так зачем нужны глаза? (Чтобы видеть.)
Игра «Что ты видишь?».
Предложить детям закрыть глаза ладошками (сопровождая словами: «не видно», «темно»).
- Теперь откройте глаза. Что это? (Воспитатель показывает игрушку).
Дети радуются и называют игрушку.
Как беречь наши глазки.
Как беречь свои глазки, вы знаете?
И опять нам помогут наши любимые картинки.
Воспитатель показывает карточки и знакомит с правилами.
Правила гигиены и безопасности
Осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить глаза (карандаши, кисти, палочки от пирамидок, ложки и т. д.
Нельзя сыпать в глаза песок и тереть их грязными руками.
Нельзя близко смотреть телевизор.
Летом, когда ярко светит солнце, нужно ходить в солнечных очках.
Нельзя лёжа читать книгу.
Каждое утро надо умывать глаза тёплой водой.
Если заболели глазки, нужно срочно обратиться к врачу – окулисту.
Игра «Прятки с платком».
Большим платком накрывают ребёнка.
Воспитатель с кошкой в руках ходит по залу, ищет ребёнка
Я по залу хожу,
Вовы (Тани, Маши…) я не нахожу.
Где же Вова?
Где же Вова?
Где искать, куда пойти?
Помогите мне, ребятки,
Поскорей его найти!
Затем сдёргивает платок с ребёнка, удивляется, радуется, что нашла. Ребёнок гладит кошку.
Воспитатель ещё раз обращает внимание детей на значимость глаз в нашей жизни.
Тема: зачем я должен спать?
Оборудование. Картинка с животным по имени Соня, картинки о снах человека, подушки, музыка для релаксации, маски кота и мышей.
Ход занятия.
У нас в гостях Соня.
- Ребята, посмотрите какой зверёк пришёл к нам в гости. (Воспитатель показывает картинку с изображением животного).
-Его зовут Соня. Сони весь день спят, а ночью ищут себе еду. Зимой они сворачиваются клубочком в своих уютных домиках и погружаются в зимнюю спячку.
- Как вы думаете, что такое сон?
- Сон- это состояние человека, при котором всё его тело замирает (замирает), отдыхает.
Зачем я должен спать?
-Как вы думаете, зачем человек должен спать?
- Во время сна тело работает в ином ритме. Оно отдыхает, набирается сил.(Показ картинки).
Сон позволяет мозгу развиваться, а телу расти.
Глаза слипаются, мы зеваем: пришло время спокойно лечь, чтобы поспать.
Мы не остаёмся в своей любимой позе всю ночь, а бессознательно ворочаемся.(Показ рисунка)
Вам , маленьким деткам, нужно спать и днём и ночью, чтобы лучше расти и не болеть. А чтобы ваш сон был крепким и спокойным, надо перед сном выпивать стакан тёплого молока. Ещё можно лечь со своей любимой мягкой игрушкой.
Когда моя дочка была маленькой, я ей перед сном читала сказку или пела колыбельную песню.
- А вам мама читает сказку перед сном?(Ответы детей)
- А после какой детской передачи вы обычно ложитесь спать?
- Главные герои- это Хрюша, Филя, Степашка, Каркуша.(Показ игрушек).
- Какие слова обычно говорят, когда человек ложится спать?(Спокойной ночи, спокойных снов)
Послушайте стихотворение:
Спать ложатся все:
И бычок, и хомячок, и светлячок.
Спать ложатся пятачки,
Прячут хвостики-крючки.
И не жалко добрых слов
Вам сказать: «Приятных снов».
Е.Еремеев
3.Пальчиковая гимнастика.
Встали пальчики.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик- прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
«Тише, пальчик, не шуми,
Братиков своих не разбуди».
Встали пальчики- «Ура!
В детский сад идти пора!
М.Кольцова
4.Наши сны.
- Когда мы спим ,нам иногда снятся сны. Ведь мозг и ночью остаётся активным. Однако мы не всегда вспоминаем свои сновидения! Бывают сны добрые, хорошие, и нам не хочется просыпаться. (Показ рисунка).А бывают сны, в которых отражаются неприятности, пережитые в настоящей жизни.(Рисунок)
5. Русская народная игра «Кот и мыши»
6. Релаксация.
- Ребята, вы поиграли, устали и вам нужно отдохнуть.
-Возьмите подушки и ложитесь на ковёр.( Звучит спокойная музыка)
- Лягте удобно. Закройте глазки, вытяните ручки и ножки.
Подумайте о тёплом солнышке, о зелёной травке и красивых весенних цветах.
Улыбнитесь весёлым птичкам, ярким бабочкам и жучкам.(Дети отдыхают 2 минуты) Затем воспитатель поёт песенку.
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать.
Наших деток поднимать.
Тема: Изучаем своё тело
Оборудование и материал: две картонные куклы и набор одежды для них; плакат «Человек»; материал для аппликации.
Ход занятия
Сюжетно – ролевая игра «Гости к нам пришли!»
Стук в дверь, воспитатель заносит двух больших картонных кукол Ваню и Катю. Куклы без одежды, в одних трусиках.
- Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришёл.
Дети называют имена кукол и здороваются с ними.
- Наши гости забыли, кто из них мальчик, кто – девочка. А ещё они перепутали всю одежду. Давайте им поможем разобраться.
Воспитатель вызывает одного ребёнка, он показывает на Ваню, говорит, что это – мальчик, и подбирает ему соответствующую одежду. Другой ребёнок одевает Катю.
- Так чем же отличается мальчик от девочки?
- Встаньте только девочки.
- А теперь встаньте мальчики.
- Молодцы, я приглашаю вас поиграть!
Малоподвижная игра «Повторяй за мной»
Звучит негромко бодрая музыка.
Воспитатель предлагает детям выполнять команды.
- Закройте глаза, откройте!
- Поднимите руки
- Помашите головой!
- Покажите нос!
- Возьмите себя за уши!
- Погладьте свои щёки!
- Покажите язык!
- Постучите зубами!
После игры воспитатель предлагает ещё раз повторить по плакату основные части тела человека (туловище, голова, ноги) и части лица (глаза, рот, нос и др.).
Аппликация «Я – человек!»
Воспитатель предлагает фигурки человека (на картинках изображены части: голова, руки, ноги). Дети должны собрать человека на листе бумаги и правильно приклеить все детали тела человека. Девочкам – силуэты девочек (туловище с платьицем), а мальчикам – силуэты мальчиков (шортах).