Кружок как форма организации художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Кружок как форма организации художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В условиях обновления общества, возрождение нашей культуры ориентация на творческое развитие личности является мировоззренческой
основой современного воспитания и образования. Проблема своевременного выявления интересов, способностей и наклонностей детей, формирование творческой личности уже с первых лет жизни воспитанника на современном этапе крайне актуальна, следовательно, организация разнообразных кружков в ДОУ требует отдельного внимания со стороны заведующего, методиста и воспитателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок как форма организации художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Сторожук Елена Анатольевна
Старший воспитатель
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад комбинированного типа №170 города Донецка»
КРУЖОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В условиях обновления общества, возрождение нашей культуры ориентация на творческое развитие личности является мировоззренческой
основой современного воспитания и образования. Проблема своевременного выявления интересов, способностей и наклонностей детей, формирование творческой личности уже с первых лет жизни воспитанника на современном этапе крайне актуальна, следовательно, организация разнообразных кружков в ДОУ требует отдельного внимания со стороны заведующего, методиста и воспитателей.
Ключевые слова:кружковая деятельность, дети дошкольного возраста, дошкольники, художественно-эстетическое воспитание, образовательный процесс
Основной текст. Потребностями современности продиктовано необходимость теснее интегрировать семейный и общественный эмоциональный опыт ребенка; создавать условия для художественно-эстетического воспитания и развития с опорой на образное мышление. Для реализации этого процесса предстоит обрести отдельное (дополнительное) место, которым может стать кружковая работа с детьми.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе должно способствовать развитию их природных способностей, воображения, фантазии, формировать творческую личность ребенка. Реализовать эти задачи необходимо на основе интеграции различных форм работы с детьми (занятия, самостоятельная художественная деятельность, праздники, развлечения, кружковая работа). Особое внимание следует сосредоточить на комплексном использовании произведений музыкального, театрального, изобразительного искусства в смысле общечеловеческой и национальной культуры, организовывая целенаправленное педагогическое общение детей в среде искусства (живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и т.д.) [5, с.82].
Реализация такого подхода будет способствовать обогащению опыта детей относительно эстетического видения окружающей действительности, активизации детского творчества в процессе художественно-практической деятельности путем поэтапного наблюдения объектов, явлений окружающей среды, рассматривания произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, дальнейшего ознакомления через музыкальные и литературные произведения и обыгрывания накопленных знаний, впечатлений. Завершающим этапом этого интегрированного процесса эстетического познания мира должно стать практическая художественная творческая деятельность детей дошкольного возраста.
Организация воспитательно-образовательного процесса проходит в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № I-233П-НС от 19.06.2015) [1, с.82], Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Донецкой Народной Республики (приказ МОН ДНР № 287от 04.04.2018) [2, с.31].
Типовая программа развития ребенка дошкольного возраста "Растим личность" предусматривает изменения подходов к организации жизнедеятельности детей, что обеспечиваются путем насыщения интересным содержанием бытия детей совместно с взрослым в специально созданном развивающем пространстве [3, с.64].
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, разностороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника [3, с.5].
Образовательный процесс должен соразмерно включать в себя различные виды детской деятельности (в частности и кружковой работы), адекватные возрасту воспитанников, в первую очередь те, в пределах которых происходят важные возрастные новообразования, и благоприятные для дальнейшего развития каждой маленькой личности во всех сферах жизнедеятельности. От педагогов требуют свободно владеть широким арсеналом организационных форм, средств, методов и приемов образовательного влияния на воспитанников.
Организованная познавательная деятельность в дошкольном учреждении – это целенаправленный двусторонний процесс, в котором органично сочетаются педагогические влияния с активностью самих детей в процессе познания мира. Если организация обучения дошкольников происходит в совместной деятельности педагога с детьми, то эта деятельность требует руководства, направление со стороны взрослого, а именно:
определения целей;
прогнозирования ожидаемых результатов;
мотивации познания;
выбора содержания и определение его объемов;
создания развивающей среды;
придание познавательной деятельности положительно эмоционального характера;
регулирования процесса познания и направление его на достижение положительных результатов;
оценивания индивидуальных достижений ребенка.
В воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения используют такие организации детей: специально организованную образовательную деятельность (занятие), игры, самостоятельную деятельность детей (художественную, двигательную, речевую, игровую, трудовую, исследовательскую и др.), индивидуальную работу, наблюдения, экскурсии, праздники и развлечения, кружки и т.д. Их можно организовывать фронтально, а также индивидуально - в зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения заведения, профессионального мастерства педагога.
Кружок является дополнительной организационной формой образовательного процесса. Его цель - удовлетворять потребность и любопытство ребенка к определенному виду деятельности, развивать ее природные способности, а также общие и специальные; активизировать детское творчество, своевременно выявлять одаренность [5, с.12].
Возможно разное профильное направления кружков: эстетического цикла (изобразительной деятельности, художественной труда, игры на музыкальных инструментах, хореографические, вокальные, театральные), спортивные (гимнастике, акробатике, ритмической гимнастики, плавание, настольному теннису и т.п.), иностранного языка и др. Их организуют с учетом интересов и способностей самих воспитанников, запросов родителей, имеющихся материальных условий и кадрового обеспечения.
Содержание кружковой работы определяют авторские программы, которые составляют руководители кружков на основе собственной педагогической деятельности, изучения опыта инновационной деятельности и обязательно согласовывают с образовательной программой, утвержденной МОН ДНР, по которой работает заведение, и отражают в годовом плане работы.
Кружки занятия проводят во второй половине дня, во время, отведенное для игр и самостоятельной художественной деятельности детей. Их продолжительность соответствует указанным в программе нормам для учебных занятий, а периодичность проведения составляет 1-2 раза в неделю.
В общем расписании кружковых занятий рационально согласовывают занятия кружков различных профильных направлений для детей разных возрастных групп, избегая дублирования тех видов деятельности, на которых базируются учебные занятия в первой половине дня. Другие организационные формы, что присутствуют в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, организуют и проводят в соответствии с определенными действующими программами требований. При составлении расписания занятий следует учитывать их доминирующее нагрузки на ребенка (психическое, физическое, эмоциональное), предусматривать рациональную смену видов деятельности (умственная, двигательная, практически прикладная) на каждом из них и целесообразно использование мест для проведения занятий (в частности, спортивного и музыкального залов, студийных комнат, плавательного бассейна, игровой, спортивной площадок, цветника и т.д.).
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении организовывают в развивающей среде, которая образуется в совокупности природных, предметных, социальных условий и пространством собственного "Я" ребенка. Практические усилия педагогов в создании и использовании развивающей среды подчиняются интересам ребенка. Развивающий характер среды обеспечивают педагогически оправданным использованием ее возможностей и систематическим, целеустремленным ее обогащением. Среда обогащается благодаря не только количественному накоплению, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости к изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и тому подобное. Воспитателям необходимо заботится о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем ее составляющим, умели самостоятельно действовать в ней, соблюдая нормы и правила пребывания и использования материалов, оборудования. Оснащение воспитательно-образовательного процесса рекомендуют осуществлять в соответствии с типовым перечнем обязательного оборудования, наглядных пособий и игрушек в дошкольных учебных заведениях. [8, с.48].
Определяя направление кружковой работы в ДОУ, стоит учитывать несколько факторов, таких как:
- интересы и талант самих воспитанников, чьи предпочтения изучают родители и педагоги во время ежедневных наблюдений за детьми на занятиях, в самостоятельной деятельности, в играх и пр.;
- заказ родителей, которые выявляют благодаря анкетированию, устному опросу, в беседах;
- наличие материальных условий для организации результативной работы (специальных помещений, материалов, оборудования, инвентаря, технических средств обучения);
- кадровое обеспечение (руководителем кружка может быть специалист, которого приглашают для проведения кружковых занятий: хореограф, преподаватель физической культуры, труда, иностранного языка, музыки и пения или педагог дополнительного образования, который работает в ДОУ по штатному расписанию) [8], [7].
К руководству кружковой работой целесообразно привлекать также родителей воспитанников, других взрослых членов семей, которые (по договоренности с администрацией дошкольного заведения и по собственному желанию) на общественных началах могут участвовать в проведении некоторых кружковых занятий. Например: по вышиванию, художественного плетения, оригами и тому подобное. Здесь важно учесть уровень исполнительских умений этих людей, их талант к общению с детьми, интерес, склонность к педагогической деятельности.
Эффективность кружковой работы в значительной степени предопределяется должным программно-методическим обеспечением. Работа кружка строится по авторской программе, составленной его руководителем на основе собственного опыта и заимствованного опыта инновационной педагогической деятельности. Такую рабочую программу следует согласовывать с образовательной программой, по которой работает ДОУ. При этом руководитель кружка не должен копировать ее.
Программы кружковой работы нуждаются в экспертной оценке и утверждении.
Профессиональную экспертизу осуществляют методист и заведующий ДОУ. В случае необходимости к этой работе привлекают и других специалистов соответствующего профиля, а уже после доработки Программу выносят на обсуждение и утверждение на заседание педагогического совета перед началом учебного года.
Таким образом, при организации работы различных кружков, создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала. Постепенно, в процессе активного участия в различных видах деятельности, у ребенка закрепляется интерес к ним и желание ими заниматься.
Дошкольное образовательное учреждение является самым первым значимым звеном в образовательной системе. Кружковая работа – это деятельность, направленная на расширение общих и углубление специальных знаний, удовлетворение индивидуальных интересов и склонностей, развитие творческих способностей.
Список литературы
1. Закон «Об образовании». Постановление Народного Совета Донецкой
Народной Республики № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по