Просмотр содержимого документа
«Культура здоровья семьи – необходимое условие воспитания культуры здоровья ребенка»
Культура здоровья семьи – необходимое условие воспитания культуры здоровья ребенка Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.
Культура здоровья включает в себя гармоничное сочетание следующих компонентов: образ жизни, социальное благополучие, моральное состояние и факторы окружающей среды. Абсолютно здоровый человек чувствует себя здоровым как в физическом плане, так и в моральном. Как говорится, «в здоровом теле здоровый дух».
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях.
- Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.
В этих целях следует использовать различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, встречи с врачами, анкетирование. На информационных стендах для родителей в каждой группе должны быть рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
Важно, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивно-развлекательных мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта. Это дает возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, помогает более грамотно и цельно заниматься развитием детей, передавать положительный опыт другим семьям.
Воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры для того, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными – это и соблюдения режима дня, правильный подбор мебели, соответственно возрасту ребенка, правильное питание и т.д.
Основные принципы сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников
Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста.
Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.
Принцип 3. Открытость педагога к семье.
Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок.
Родителей необходимо информировать о том, что:
1. Подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе, то и закаливают организм.
2. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др.
3. Совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости, обогащения и оздоровления семейной жизни.
4. Закаливание в домашних условиях приводит к устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных погодных факторов.
5. Совместные спортивные праздники, соревнования, проводимые в детском саду, повышают интерес к спорту, к здоровому образу жизни, сплачивают семью, служат примером и пропагандой здорового образа жизни для других семей.
Родители должны знать, что для нормального развития и укрепления здоровья необходимо создать оптимальные условия дома:
а) режим, который отвечал бы требованиям гигиены;
б) закаливание естественными факторами природы;
в) чистота мест, где отдыхают, занимаются, спят дети;
г) разнообразное сбалансированное питание;
д) контроль соблюдения ребенком правильной осанки.
Родители должны знать основные правила поведения при проведении занятий физической культурой:
а) не настаивать, но создать атмосферу, при которой ребенку самому будет интересно заниматься;
б) занятия утром разбудят тело, а вечерняя гимнастика снимет дневную усталость;
в) необходимо контролировать время занятий физкультурой, т.к. дети не сразу понимают, что переутомились, они очень активны. Норма – от 10 до 20 минут физкультуры;
г) детям свойственна переоценка своих физических возможностей.
При соблюдении всех требований совместные занятия принесут положительные результаты:
- у родителей возникнет интерес к уровню «двигательной зрелости» детей, что будет способствовать развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- улучшится взаимосвязь родителей и детей;
- предоставится возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель личным примером показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- то свободное время, которое мать или отец посвятят ребенку, будут способствовать его всестороннему развитию.
В семейной физкультуре самое главное достижение – дополнительное общение детей и родителей в неформальной обстановке, которое будет способствовать улучшению эмоционального настроения и самочувствия. У детей, которые видят положительный пример родителей, постепенно пробуждается интерес к спорту и здоровому образу жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.