Просмотр содержимого документа
««Квест-игра – как эффективная форма физического воспитания»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 комбинированного вида»
Доклад
«Квест-игра – как эффективная форма физического воспитания»
Подготовил:
Инструктор по физической культуре
Кафидов А. В.
г. о. Саранск 2022 г.
Тема «Квест-игра – как эффективная форма физического воспитания»
В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Ведущих методом при проведении образовательных ситуаций, является игра.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест-технологию, она знакома нам под таким название как игра по станциям или же квест-игра.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников. Необходимо, мотивировать детей в достижении поставленной цели. Как это сделать? Все просто. На финише должен быть приз!
Во время проведения квест-игр мне, как инструктору по физической культуре предоставляется возможность в естественной игровой среде, получить информацию об особенностях личностного развития детей (физического, интеллектуального и эмоционального), их интересах, склонностях и способностях, как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет мне спланировать дальнейшую работу по физическому развитию дошкольников, коррекционную работу (если такова необходима), обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.
Формы проведения таких игр довольно разнообразны. Из своего опыта, могу сказать, что квесты можно организовать абсолютно в разных местах, таких как: в группах и по всей территории детского сада, в специальных помещениях, оборудованных соответствующими декорациями.
Квесты могут задействовать от 2–3 до нескольких десятков человек. Я же устраиваю командные квесты, когда каждая команда на скорость ищет некий предмет или решает определенную задачу. В этом случае квесты становятся еще более захватывающими и интересными, а так же способствуют сплочению коллектива, поднятию командного духа.
Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру, которая представлена на слайде., все сводится к следующему:
Этап
Содержание деятельности
- Хочется обратить внимание на следующие этапы:
Порядок выполнения.
-бонусы
-штрафы
Оценка. Приз. Рефлексия (подведение итогов и оценка мероприятия)
Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:
Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;
Информационная - приобретение детьми нового знания;
Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;
Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.
Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».
Этапы организации:
Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:
- деление детей на группы;
- обсуждение правил квеста;
- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.
Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы и штрафы.
Важной деталью в проведении квест-игры является маршрут для его составления можно использовать разные варианты:
⎯ Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
⎯ «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
⎯ Карта (схематическое изображение маршрута);
⎯ «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
⎯ Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.
Существуют следующие виды квестов
- линейные (Основное содержание такого квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша). Пример такого квеста - Игровой квест на день защиты детей для всех возрастных групп «По страницам русских сказок», а так же, квест «Быть здоровым – это здорово!», приуроченому к всемирному дню здоровья, «ЗНАМЯ ПОБЕДЫ» (квест-игра, посвящённая 77-ой годовщине дня победы).
- штурмовые (С помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи).
- круговые (Тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Чаще всего в своей работе я использую линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и находят разгадку в другой точке, на конечной станции.
При организации и проведении игровых квестов, необходимо учитывать педагогические принципы:
1) Доступность заданий, т.е задание должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям.
2) Системность. Все задания должны быть последовательными, логически взаимосвязанными.
3) Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи спрятаны за игровыми формами и приёмами, использование мультимедийного оборудования, декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
4) Разумность по времени. Необходимо продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес
5) Использование разных видов детской деятельности. Игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкальную.
6) И обязательное наличие конечного результата. Найти клад или спасти доброго персонажа от злого, собрать карту, схему…
Работая с квест-игрой уже больше года могу сделать вывод, что квест – это не только развитие, но море эмоций и это именно та форма организации образовательной деятельности, которая приносит большую пользу как взрослым, так и детям:
• Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом незабываемые впечатления.
• Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг другу в выполнении заданий.
• В конце игры мы учим детей поздравлять друг друга с победой и благодарить. Для детей важно признание другими участниками своего вклада в общую победу, а это способствует развитию веры в себя.
И в заключении, хочу отметить, что квесты – эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении и семьи. Такие игры помогают каждому из участников раскрыть свой потенциал. Любая победа даже в игре – это способ выработать у себя привычку к успеху. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.