Просмотр содержимого документа
«Квест-игра как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника»
Педагогическая технология «Квест игра» как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания. Обращение воспитателей специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания образовательной области «Физическое развитие»
В практике физического развития и воспитания детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые.
Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и спорта.
Своеобразие современного педагогического процесса современного детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Фундаментом своевременного полноценного личностного развития ребенка является физическое развитие в разных видах деятельности, но прежде всего в двигательной и игровой. Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования двигательной культуры, развития физических способностей детей, приобщения к здоровому образу жизни, здоровьесбережения и здоровьеформирования. Среди широко используемых в практике физического воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест-технологию.
Слово «Quest» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.
В квесте всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. Зародилась в Англии в 1970 году. Приемлемый возраст для игры 5 – 7 лет.
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче (пункту). Задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке .
Цель квест-игры: активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закреплять имеющиеся знания, отработать на практике умения детей
Задачи: Образовательные – участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализациядетей. Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
Виды квест-игры:
Квесты по числу участников:
1.Одиночные 2.Групповые
По продолжительности:
1.Кратковременные 2.Долговременные
По содержанию:
1.Сюжетные 2.Несюжетные
По структуре Сюжетов:
1.Линейный – основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, а так пока не дойдешь до финиша.
2.Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
3.Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории, выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
Для того чтобы задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Ни при каких обстоятельствах нельзя унижать достоинство ребенка.
7. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
8. Роль педагога в игре – направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Три основных условия при организации квест - игры :
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Споры и конфликты надо решать только мирным путём.
План подготовки игры - квест включает в себя следующие обязательные пункты:
1.Ведущие мероприятия заранее подготавливают местность к игре. Желательно, чтобы дети об этом не знали
2. Определить цели и задачи;
3. Выбрать место проведения игры;
4. Составить паспорт прохождения игры или карту маршрута;
5. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников);
6. Разработать легенду игры, ее формат и правила;
7. Написать сценарий (конспект);
8. Подготовить задания, реквизиты для игры.
9. Разработать маршрут передвижений:
во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей,
во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными,
в-третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»;
при методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребёнка.
Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.
Достоинства квестов для детей дошкольного возраста:
Квест – это игра;
Они развивают фантазию и творчество;
Квест – путешествие к определенной цели через преодоление трудностей;
Квест представляет возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым;
В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности;
Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей;
Это форма взаимодействия педагога и детей
Целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребенка
Образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер.
Дети учатся оценивать свою работу, работу товарищей, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.
Работа с детьми всегда непредсказуема и если ведущий замечает, что сценарий не работает, он оставляет за собой право изменить ход игры на свое усмотрение для достижения максимально хорошего восприятия и активного участия.
И главное помнить, что сценарии таких мероприятий составляются с учетом различных факторов: возраста участников, поставленных задач и целей игры, материально-технических возможностей, места проведения, а также индивидуальных склонностей и пожелание самих детей. Главное – чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго!
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что квест-игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.