Просмотр содержимого документа
««Квест - технологии в воспитании и образовании дошкольников»»
«Квест - технологии в воспитании и образовании дошкольников»
Автор статьи:
воспитатель старшей группы «Сказка»
МБДОУ д/с №15 «Ручеёк»
Шмелева Светлана Викторовна
Что такое квест – технология? Квест – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.
Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.
Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность инициативность.
Цели и задачи квестов:
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность инициативность. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Виды квест-технологий.
На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником. В общей классификации выделяют следующие:
линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Структура квест-технологии.
Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ученику, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.
Итак, все сводится к следующему:
постановка задачи (введение) и распределение ролей;
список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
конечная цель (приз).
Исходя из этого, нетрудно заметить, что квест-технология для дошкольников или точно такой же процесс для детей постарше совершенно совместимы между собой. Разница может быть лишь в сложности поставленных заданий и методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели.
Принципы организации квестов.
При разработке и проведении квестов с детьми используются следующие принципы:
Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5.Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.
Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3.Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.
Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Задания для квестов.
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
загадки;
ребусы;
игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
пазлы;
творческие задания;
лабиринты;
спортивные эстафеты.
Идеи квестов для дошкольников.
В проводимых мною квестах я чаще использую линейные квесты, где игра построена по цепочке: разгадав одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. В линейных квестах есть условие: задание должны выполнить все дети, от этого зависит результат. Таким образом, у ребят есть мотив - желание помочь герою и условие, выполнение которого требует сплочённости, взаимовыручки, поддержки.
Роль и значение квест – технологий в воспитании и образовании.
Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но ничего хорошего из этого не выйдет. Квест-технология призвана не только улучшить восприятие, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей.