kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Ладушки» Программа духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа Ладушки предназначена для детей дошкольного возраста по формированию духовно-нравчтвенных представлений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Ладушки» Программа духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 муниципального образование Тимашевский район











«Ладушки»

Программа духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)
















Разработчики программы:

Старший воспитатель: Жукова Н.Г.

Мурко Е.В.















Содержание


1 .Пояснительная записка

2. Ориентиры в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей, основаны на их приобщении к истокам русской народной культуры

3 Цель и задачи программы.

4. Принципы организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей

5. Перспективное планирование работы с детьми и родителями

* для младшего дошкольного возраста

* для среднего дошкольного возраста

* для старшего дошкольного возраста

6.Предполагаемый результат.

7. Контроль реализации программы (включая диагностический материал)

8. Перечень использованных источников.








1. Пояснительная записка

Иванушки, Аленушки! Храни вас Бог, храни!

Вы золотые зёрнышки моей всея Руси.

Молчанием иль голосом за вас тревожусь впредь:

Пустым иль полным колосом вы будете шуметь?

М. Сухорукова

Исходная цель благоразумного воспитания детей состоит в постепенном образовании в ребенке четкого осмысления вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Программа «Ладушки» разработана на основе программы А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду».

Почему программа называется «Ладушки»?

Лад - это старинное русское слово. Лад - одно из основополагающих понятий мироощущения Святой Руси.

СинонимыЛад, лажение, прилаживать, налаживать, ладить, лада, ладно, разлад, ладный, ладушки.

Лад в народной жизни - это стремление к совершенству, простоте и красоте в жизненном укладе, труде и быте, целесообразность, красота, мудрость и глубина народных представлений, традиций и обычаев.

Лад - это мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок, гармония. "Лад всего дороже", "Дело пошло на лад"

Лад в человеке – это состояние цельности, единства, покоя и гармонии.

Ладушка - это лад Души.

Программа «Ладушки» направляет первые шаги детей в жизни: учит любви, доброте, милосердию, почитанию и послушанию родителей, уважению старших, прощать и благодарить, преодолевать трудности, бережно относиться к природе, знать и уважать культуру и традиции своего народа, любить свою Родину, жить со всеми в мире и ладе, старается привить иммунитет против зла. Я так хочу, чтобы у детей был лад и гармония в душе, чтобы они жили в ладе с миром, были здоровы и счастливы, но и умели противостоять против всего недоброго! И, кем бы человек ни стал в этой жизни, он всегда должен помнить свои истоки, свои настоящие корни, а это невозможно без воспитания духовности через православную культуру, культуру наших предков.




2. Наши ориентиры в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей, основаны на их приобщении к истокам русской народной культуры.

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа.

  • Устное народное творчество, (фольклор) в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  • Замечательная тарусская вышивка, праздничная дымковская игрушка, яркая русская матрешка, сказочная городецкая роспись, голубая сказка гжели, золотая хохлома, морозный узор вологодских кружев показывают детям Красоту в представлении русского народа, рассказывает о замечательных мастерах, творивших эту Красоту, воспитывает чувство гордости своей Родиной.

  • В народных праздниках и традициях фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Развитие интереса к музыкальному творчеству русского народа, на музыкальных занятиях, развлечениях и праздниках .Вот так все взаимосвязано, потому что русская культура - это синтез искусств, это мудрые истины, дающие образец отношения к матери, семье, роду, Родине, природе, красоте. Эти истины на протяжении многих веков, выработаны, отшлифованы, проверены в личной жизни поколениями.

Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии, поэтому без знания его основ невозможно понять нашу культуру, искусство, традиции, дух народа.

Русская народная культура - это вытекающая из православной культуры, система отношений между людьми в целях совместной жизни, обучения детей, труда и отдыха. Она направлена на воспитание детей и дает возможность комплексно решать задачи духовного, умственного, нравственного, патриотического, эстетического и физического воспитания личности ребенка. Считаю, что нам, педагогам, просто необходимо воспитывать наших дошколят на исконно русских традициях.



3. Цель и задачи программы.

Цель:

Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников, для духовно-нравственного воспитания и успешной социализации на основе приобщения детей к отечественным культурно-историческим традициям.

Задачи программы:

1. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

4. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
5. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

6.Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.


4. Принципы организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей:

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения.

Основные характеристики деятельности:

  • Изложение материала рассчитано с младшего дошкольного восраста, согласно возраста детей..

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод  используется во время

  • чтения педагогом рассказов;

  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

  • проведения дидактических игр;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  • чтения литературных произведений воспитателем;

  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;

  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

  • ответов на вопросы педагога, детей;

  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

  • рассматривания наглядного материала;

  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

  • разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;

  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

Формы работы с детьми:

  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  • Проведение совместных праздников, развлечений.

  • Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Требования к проведению своих занятий:

  • Любовь и внимание каждому ребёнку!

  • Материал для бесед краток, красив и интересен!

  • Все занятия должны учить любви, доброте, милосердию, красоте, миролюбию, радости.

  • Проявление чуткости и внимания к интересам и возможностям каждого ребенка.

  • Все дети должны быть активны!

  • Постоянно детям давать повод для размышлений.

  • Не ждать результата, наслаждаться процессом!

  • Поощрять самостоятельность детей!

  • Игры на каждом занятии!

  • Художественная деятельность на каждом занятии!

  • Не скупиться на похвалу, не заставлять, не ругать.

  • Творчеству – зеленый свет!

  • Занятия должны нести детям радость!

  • Занятия должны быть легкие для восприятия детей, короткие, но радостные!

Формы работа с родителями:

  • Анкетирование родителей.

  • Родительские уголки (статьи, папки-передвижки, ширмы и т.д.)

  • Проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, праздников и развлечений).

  • Индивидуальные консультации.

  • Использование наглядности: презентации, информационные стенды, передвижные выставки.

  • Совместные выставки работ детей, родителей, сотрудников детского сада.




5.Предполагаемый результат.


Ребенок дошкольного возраста прошедший полный курс программы «Ладушки»:

  • Приобщится к культурному наследию своего народа, русской Православной церкви.

  • Знать все православные праздники

  • Знать особенности православной культуры

  • Знать герб России, Краснодарского края.

  • Иметь представление о смысле православных праздников.

  • Знать свою малую родину, столицу, страну

  • Иметь представление о нравственных качествах человека (доброта, скромность, честность, трудолюбие)

  • Иметь представление о семье как о главной ценности для человека. Иметь представление о родственных связях.

  • Познакомится с элементами православной культуры (архитектурой, праздниками, духовными ценностями).

  • Научится уважению к старшим, почитанию, любви к родителям.

Научится умению радостно воспринимать красоту и гармонию окружающего мира, бережному отноше­нию к природе.

  • Приобретет умение позитивно относиться к окружающему миру, другим людям и самому себе.



Так хочется воспитать душу ребёнка любящей, доброй, сострадательной, открытой миру!

Так хочется зажечь свечечку духовности и нравственности в сердечке каждого малыша, чтобы выйдя из детского сада, где он защищён, выстоял и не поддался негативным влияниям и соблазнам сего мира!

Очень надеюсь, что ребенок на занятиях кружка усвоит вечные человеческие ценности: любовь, доброту, милосердие, сострадание, почитание родителей, уважение взрослых. Так хочется верить, что зажжённый в детстве Божественный огонёк, будет согревать его душу и сердце всю жизнь!



6.Контроль реализации программы осуществляется путем:

1.Наблюдений за детьми

2. Открытых мероприятий.

3. Бесед с детьми на заданные темы.

4.Выступлений на концертах и праздниках.

5. Диагностический материал для детей дошкольного возраста

7. Перечень использованной литературы:


  1. А.В.Бородина Программа дошкольного образования «Культура и творчество в детском сад}"». Москва, 2015г.

  2. А.В.Бородина, В.А. Бородина. Хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе дошкольного образования «Культура и творчество в детском саду» Москва, 2015г.

  3. В.А.Бородина. Навстречу прекрасному миру (стихи и альбом для творчества детей дошкольного возраста Часть 1) Москва, 2015г.

  4. В.А.Бородина. Навстречу прекрасному миру (стихи и альбом для творчества детей дошкольного возраста Часть 2) Москва, 2015г.

  5. А.В.Бородина Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста по теме: «Основы православной культуры» Часть 1

  6. А.В.Бородина Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста по теме: «Основы православной культуры» Часть 2

  7. А.В.Бородина «Крещение Господне», Москва, 2015г.

  8. А.В.Бородина «Рождество Христово», Москва, 2015г.

  9. А.В.Бородина «Покров Пресвятой Богородицы», Москва, 2015г.

  10. А.В.Бородина «Стретение Господне», Москва, 2015г.

  11. А.В.Бородина «Пасха Христова», Москва, 2015г.

  12. А.В.Бородина «Рождество Пресвятой Богородицы», Москва, 2015г.

  13. А.В.Бородина «Введение во храм Пресвятой Богородицы», Москва, 2015г.

  14. А.В.Бородина «Благовещение Пресвятой Богородицы», Москва, 2015г.

  15. В.А.Бородина «Интересно устроен мир», Москва, 2015г.

  16. В.А.Бородина «Интересные буквы» творческие задания к «Азбуке в стихах» для детей дошкольного возраста, Москва, 2015г.

  17. В.А.Бородина «Азбука в стихах» для детей дошкольного возраста, Москва, 2015г.

  18. Закон Божий для самых маленьких, Паломник, 2013г.

  19. А.Н.Бахметева «Как Небо сошло на землю» Москва, 2011г.

  20. Библия для детей в изложении княгини М.А.Львовой , Москва, 2013г.

  21. Г.П. Блинова «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.

  22. И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.

  23. Г. Дайн «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.

  24. Т.Н.Доронова « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.

  25. М.Б. Зацепина Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.:

  26. Л.А.Лялина «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.

  27. М.С. Харлицкий , Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.

  28. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мурко Елена Викторовна

Дата: 07.05.2021

Номер свидетельства: 579996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства