kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лэпбук как средство формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Лэпбук является одним из современных средств инновационной деятельности в  образовательном процессе. Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал. Они посвящаются определенной теме, являясь заключительным этапом ее изучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лэпбук как средство формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет»




Тема: Лэпбук как средство формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет





ВВЕДЕНИЕ

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо искать новые и эффективные средства организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста.  Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Новые приемы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребенка, а также профессиональную самореализацию совместной творческой деятельности. 

Одним из таких современных средств инновационной деятельности в образовательном процессе является лэпбук .Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал. Они посвящаются определенной теме, являясь заключительным этапом ее изучения.

Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал — различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме. Для ребенка лэпбук — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий), которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным при разработке и реализации проекта по формированию навыков самообслуживания у детей 3-4 лет .Информационно-исследовательский проект «Лэпбук как средство формирование навыков самообслуживания у детей 3-4» представляет работу с детьми 3-4 лет в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Актуальность проекта:

К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят и т. д.), считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. Анализ социального паспорта нашей группы показал, что 79% детей являются единственным ребенком в семье. Родителям удобнее сделать за ребенка все самим, чем научить. В связи с вышесказанным встаёт проблема формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет.

Цель проекта: формирование навыков самообслуживания у детей 3-4 лет через использование лэпбука.

Задачи проекта:

  1. Подбор методического материала для создания лэпбука.

  2. Подбор диагностических методик, направленных на выявление сформированности навыков самообслуживания у детей 3-4 лет.

  3. Составление и реализация плана работы по применению лэпбука.

Продолжительность проекта составляет с сентября 2019 года по февраль 2020 года.

В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду.»). Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, он всё так же быстро отвлекается, утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.

При планировании работы по формированию навыков самообслуживания у детей 3-4 лет определено, что возможно использование лэпбука при соблюдении следующих условий:

  • систематическое использование лэпбука в самостоятельной и совместной деятельности детей 3-4 лет;

  • систематическая сменяемость материалов в лэпбуке;

  • при использовании лэпбука предлагать детям задания, направленные на формирование навыков самообслуживание.

Этапы решения задач:

Подготовительный этап - «Информационный»

  • продумать тему будущего лэпбука

  • обозначить цель лэпбука

  • поставить задачи данного лэпбука

  • определить сроки

  • провести вводный мониторинг

Основной этап:

На этом этапе проводиться вся непосредственная работа по изготовлению лэпбука. Также на этом этапе проводилась работа с детьми, как индивидуальная, так и групповая, по повышению уровня навыков самообслуживание. Также проводилась работа с родителями: родительское собрание, консультации, рекомендации, памятки, индивидуальные беседы.

Заключительный этап – «Итоговый»

Проводилась повторная диагностика на выявления уровня сформированности навыков самообслуживания и анализ полученных результатов.

Ожидаемые результаты:

  • Дети и взрослые получат новые знания по самообслуживанию с помощью лэпбука.

  • У детей повысится уровень сформированности навыков самообслуживания.

На первом этапе была проведена диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания методом наблюдения.

За основу данной диагностики по сформированности навыков самообслуживания была взята диагностика Г.А .Урунтаевой. Данная диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания проводилась по следующим показателям:

  • Навыки приема пищи (пользоваться ложкой, салфеткой и т.д.);

  • Навыки умывания;

  • Навыки соблюдения порядка в помещении;

  • Навыки пользования одеждой и ухода за ней. (Приложение1)

По результатам диагностики уровня сформированности навыков самообслуживания сделать вывод, что в данной группе детей в основном преобладает средний уровень (11 чел), два ребенка показали высокий уровень и три ребёнка низкого уровня, которые испытывают трудности. В целях повышения уровня сформированности навыков самообслуживания планируется индивидуальная и групповая работа с детьми данной группы, направленная на повышения уровня сформированности навыков самообслуживания.

Цель этапа: формирование навыков самообслуживания детей 3-4 лет посредством лэпбука.

Задачи:

  • Формировать умение навыков приема пищи.

  • Формировать умение навыков умывания.

  • Формировать умение навыков соблюдения порядка в помещении.

  • Формировать умение навыков пользования одеждой и ухода за ней.

Работа осуществлялась в основном по двум направлениям:

  • Создание лэпбука

  • Работа с детьми, направленная на повышения сформированности навыков самообслуживания детей 3-4 лет, посредством лэпбука.

Для изучения темы «Самообслуживание» были созданы лэпбуки «Мы аккуратные» и «Мы самостоятельные» .

Лэпбук наглядный «Мы аккуратные» состоит из папки формата А3, который оформлен в виде картинок, расположенных в конвертиках. Карточки с потешками, загадками и другие детали с наглядной информацией по теме.

Лэпбук практический «Мы самостоятельные» состоит из папки формата А 4, в которую входят предметы, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания.

Затем осуществилось непосредственно изготовление лэпбука и его содержимого, оказался достаточно трудоёмким и затратным по времени. 

Для изготовления лэпбука и его содержимого понадобилось: плотный коробочный картон, самоклеющаяся плёнка разного цвета, двусторонний и прозрачный скотч, линейка, ножницы, цветная бумага, принтер с цветной печатью, выход в интернет, ксероксная цветная бумага.

В интерактивной тематической папке «Мы аккуратные»  хранятся следующие отделы: алгоритм одевания, алгоритм раздевания, алгоритм умывания, алгоритм сервировки стола и схема дежурства, алгоритм пользования носовым платком, алгоритм чистки зубов, алгоритм уход за волосами. Все алгоритмы оформлены в виде картинок, расположенных в кармашках. Каждый этап сопровождается последовательной иллюстрацией, что помогает ребятам быстрее запомнить последовательность.

Загадки и потешки на одевание, умывание, приём пищи, которые используются в режимных моментах.

Чтение художественной литературы «Мойдодыр», «Федорино Горе»

Дидактическая игры «Одень куклу Сашу и Машу». (Приложение2)

В практическом лэпбуке «Мы самостоятельные» хранятся следующие отделы:

  • Завязки, чтобы дети научились завязывать и развязывать завязки.

  • Молния, для того, чтобы дети научились застегивать молнию.

  • Пуговицы с петельками, чтобы дети научились расстегнуть и застегнуть их.

  • Шнуровка, чтобы дети могли зашнуровать обувь.

  • Расческа с волосами, чтобы дети учились обращаться с расчёской.

  • Ложка, салфетка, чтобы дети учились пользоваться ложкой и салфеткой.

  • Зубы, щётка, паста и стаканчик, чтобы дети умели правильно чистить зубы.

  • Различные ремни, чтобы дети учились расстегивать и застегивать их.

  • Предметы для сервировки стола, чтобы дети учились накрывать на стол. (Приложение 3)

На этом этапе проводилась работа с детьми, как индивидуальная, так и групповая, по повышению уровня навыков самообслуживание, был составлен перспективный план по формированию навыков самообслуживанию детей 3-4 лет посредством лэпбука. (Приложение 4)

Так же проводилась работа с родителями. Были проведены: родительское собрание, консультации, беседы, даны рекомендации. Родители совместно с детьми изготовили лепбуки. Семьи проявили фантазию, креатив, заинтересованность, а результат освоение навыков самообслуживания детьми.(Приложение5).

С целью распространения своего опыта работы по созданию лэпбуков и демонстрации применения новых технологий в условиях ФГОС ДО выступила на педагогическом совете, познакомила педагогов с этапами изготовления лэпбуков и последовательностью работы с ними и лэпбуки. Участвовала во Всероссийских и Международных конкурсах.(Приложение 6)

Таким образом, на протяжении шести месяцев проводилась целенаправленная систематическая работа по повышению сформированности навыков самообслуживания детей 3-4 лет посредством лэпбуков «Мы аккуратные» и «Мы самостоятельные». Все формы работы с детьми, используемые в данных лэпбуках, способствовали формированию навыков самообслуживания детей 3-4 лет.

После окончания основного этапа была проведена повторная диагностика.

Цель: выявление уровня сформированности навыков самообслуживания и анализ полученных результатов.

Данный этап исследования проходил на третьей недели февраля 2019 года с детьми в количестве 16 человек.

Повторная диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания детей 3-4 лет проводилась по той же диагностике. (Приложение 6)

Результаты повторной диагностики свидетельствуют о положительной динамике уровня сформированности навыков самообслуживания у детей данной группы: на 12,4 % повысился высокий уровень и на 6,4 % повысился средней уровень, что подтверждает эффективность проделанной работы, которая  оказалась весьма эффективной и способствовала повышению уровня сформированности навыков самообслуживания детей 3-4 лет.

Таким образом, анализ результатов исследования на контрольном этапе показал, что использование такой формы работы как лэпбук, является эффективным средством для развития навыков самообслуживания детей 3-4 лет. (Приложение 7)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом проекта «Лэпбук как средство формирование навыков самообслуживания у детей 3-4» является создание условий для формирования навыков самообслуживания с помощью лэпбука. В нем раскрываются основные направления деятельности педагогов и родителей; представлена методика работы по формированию навыков самообслуживание через лэпбук; дана методика привития детям навыков самообслуживания. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы. Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, которые направлены на удовлетворение повседневных личных потребностей. 

Использование лэпбука в формировании навыков самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Лэпбук как новое современное средство позволяет вызвать интерес у детей 3-4 лет к выполнению действий, формирующих навыки самообслуживания, желание всё делать самим. Таким образом, поставленная цель и задачи исследования достигнуты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2.От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика- Синтез, 2014. — 368 с.

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf- дата обращения 12 декабря 2018г.

4. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Веракса Н. Е., Веракса А. Н. — М., 2006.

5. Зебзеева, В.А. Организация режимных моментов в ДОУ [Текст] / В.А.Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 80с.

6. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Маркова Т.А. – М.: Просвещение, 1991. – 112с.

7. Началова, Е.М. Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста [Текст] / Началова Е.М. //Дошкольное образование – 2010 - № 5.

8.Паунова, С.Г. Гигиенические навыки с малых лет [Текст] / С.Паунова // Дошкольное воcпитание. – 1993-№11. – с.67-69.

9.Селевко, К.Г. Современные образовательные технологии [Текст] / В.Г.Селевко. - М.: Высшая школа, 1998. - 456 с.

10. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности [Текст] / Титаренко В.Я. – М., 2007.
11. Урунтаева, Г.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия.1997. – 128с.
12.Рыкова А. Что такое лэпбук? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/chto-takoe-lepbuk- дата обращения: сентябрь 2018 г.

Приложение № 1.

Таблица 1.Уровень сформированности навыков самообслуживания детей 3-4 лет на начальном этапе работы.

п/п

Имя ребёнка

Навыки приема пищи  включают умение

Навыки умывания  включают умение

Навыки соблюдения порядка в помещении

Навыки пользования одеждой и ухода за ней  включают умение

Уровень сформи-рованности




Держать ложку

Не крошить хлеб

Не разговаривать за столом

Благодарить

Пользоваться салфеткой

Закатать рукава

Смочить руки

Взять мыло, намыливать до появления пены

Мыть руки

Смыть мыло

Умыть лицо

Сухо вытереть руки, лицо

Расстегнуть пуговицы

Застегнуть молнию

Снять платье, футболку

Аккуратно повесить

Снять обувь

Снять колготки, носки

Дарья

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

3

2

2

33(с)

Михаил

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20(н)

Денис

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

2

2

2

32(с)

Милана

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

3

1

2

34(с)

Сергей

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

3

2

2

33(с)

Александр П.

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

3

2

2

33(с)

Евгения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

3

1

2

34(с)

Александр Д.

2

2

3

3

2

2

2

3

2

2

3

3

3

2

2

2

3

3

3

47(в)

Алексей

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20 (н)

Дмитрий

2

2

3

3

2

2

2

3

2

2

3

3

3

2

2

3

3

3

3

48(в)

Елизавета

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

2

2

2

32(с)

Артём

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

20(н)

Виктория

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

3

1

2

34(с)

Анастасия

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

3

2

2

33(с)

Артём

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

2

2

2

32(с)

Алина

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

3

1

2

34(с)


Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за правильно выполненное действие он получает - 3 балла.

Действие, выполненное с небольшими неточностями, с помощью воспитателя - 2 балла.

Неумение выполнять действие (полностью помогает воспитатель) - 1 балл.

Уровни сформированности навыков самообслуживания детей 3-4 лет:

Высокий уровень (36-50 балла) - все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (21-35 баллов) - один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;

Низкий уровень (0-20 баллов) - один и более навыков не сформирован.







Приложение 2





































































































Приложение 3

















































Приложение 4

Перспективный план по формированию навыков самообслуживанию детей 3-4 лет посредством лэпбука

Месяц

Цель.

Работа с лэпбуком

Работа с родителями

Сентябрь

Проведение диагностики.

Цель: выявление уровня сформированности навыков самообслуживания у детей 3-4 лет


Родительское собрание «Лэпбук как средство формирование навыков самообслуживания у детей 3-4» (показ презентации)

Октябрь

Закреплять последовательность мытья рук(знакомство с алгоритмом умывания)


Обогащать знания детей об одежде, познакомить с алгоритмом одевания.


Закрепить навыки и умения правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно кушать, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, благодарить за пищу.


Формирование навыка завязывания шапки

Использование наглядного лэпбука



Использование наглядного лэпбука



Использование практического лэпбука







Использование практического лэпбука.

Памятка для родителей «Алгоритм умывания детей»





Рекомендации для родителей «Правила поведения за столом»

Ноябрь

Формирование навыка шнурования обуви


Формирование умения детей пользоваться столовыми приборами (учить правильно держать ложку)



Учить застёгивать и растёгивать пуговицы и молнии

Использование практического лэпбука.

Использование

практического лэпбука.




Использование практического лэпбука.

Использование практического лэпбука.

Консультация «Учим ребенка завязывать шнурки»



Рекомендации для родителей «Как научить ребенка справляться с различными застежками»

Декабрь

Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи)


Учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду


Учить пользоваться детей индивидуальной расчёской


Формирование навыка застегивание пуговиц.

Использование практического лэпбука





Использование наглядного лэпбука


Использование практического лэпбука.

Использование практического лэпбука.








Консультация«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»

Январь

Закрепить навык одеваться и раздеваться


Формирование навыка застегивания замков-молний


Формировать умения детей пользоваться столовыми приборами (учить правильно держать ложку)


Закрепить навыки шнуровки обуви, застёгивания пуговиц. Замков и липучек, завязывания шапки.

Использование наглядного лэпбука.

Использование практического лэпбука.

Использование практического лэпбука.






Использование практического лэпбука.

Памятка для родителей «Алгоритм одевания и раздевания »







Индивидуальные беседы «Приучаем детей к самостоятельной шнуровки обуви, застёгивания пуговиц»

Февраль

Проведение повторной диагностики.

Цель :выявление уровня сформированности навыков самообслуживания у детей 3-4 лет






















Приложение 5

Родительское собрание «Лэпбук как средство формирование навыков самообслуживания у детей 3-4 лет» (показ презентации)

1слайдЛепбук как средство формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет

2 слайд Освоение навыков самообслуживания приобретает важнейшее значение для ребенка 3-4 лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится стать независимым, все хочет делать сам. Только освоив навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность. Поэтому одна из важнейших задач работы с детьми этого возраста сформировать навыки самообслуживания, которые очень важны для полноценного развития ребёнка.

3 слайд Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя. Умывание, одевание, прием пищи, соблюдение порядка

4 слайд В условиях реализации ФГОС дошкольного образования необходимо искать новые и эффективные средства организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Одним из таких современных средств образовательной деятельности детей дошкольного возраста является лэпбук.

5слайд Так как лэпбук - это не просто книжка или папка с картинками, а в первую очередь учебное пособие; он должен развивать и заинтересовывать детей. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности; свободное общение и перемещение детей во время деятельности.

6 слайд Хочу представить вашему вниманию 2 лепбука на тему «Самообслуживание»

7 слайд Первый лэпбук называется «Мы аккуратные»в нем расположены кармашки с различными алгоритмами и схемами. Каждый этап сопровождается последовательной картинкой, что помогает ребятам быстрее запомнить последовательность.

8 слайд Алгоритм чистки зубов и алгоритм ухода за волосами

9 слайд Схема мытья рук и схема как пользоваться носовым платком

10 слайд Схема дежурства и схема накрываем на стол

11 слайд Алгоритм одевания

12 слайд Игра «Одень Сашу и Машу»

13 слайд Игра «Наводим порядок»

14 слайд Чтение художественной литературы «Мой Додыр», «Федорино Горе»

15 слайд Загадки и потешки на одевание, умывание, приём пищи, которые используются в работе с лепбуком и режимных моментах.

Все это вызывает желание у детей выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

16 слайд Лэпбук «Мы самостоятельные», в который входят предметы, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания.

17 слайд Разделы с завязками, молния, пуговицы с петельками, ремни все это чтобы дети научились расстегнуть и застегнуть их. Шнуровка, чтобы дети могли зашнуровать обувь. Предметы для чистки зубов - макет челюсти, паста, щетка, для обучения как правильно чистить зубы

18 слайд Раздел с искусственными волосами и расческой, для закрепления знаний об уходе за волосами. Накрываем на стол (тарелки, ложки, кружки) закреплять правила сервировки стола. Ложка, салфетка. Эти предметы позволяют закрепить навыки и умения правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно кушать, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, благодарить за пищу. Так же все эти действия сопровождаются чтением стишков и загадыванием загадок.

Лэпбук как средство самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим и проявлять инициативность.

19 слайд Спасибо за внимание



Рекомендации для родителей «Правила поведения за столом»

Правила поведения, за столом, должны соблюдаться и дома и в детском саду. Поэтому я предлагаю Вам примерный список правил, которых мы с детьми придерживаемся в детском саду.

Ваш ребенок достаточно взрослый, для тех требований, которые к нему будут предъявляться. То, чему Вы научите ребенка в раннем возрасте – останется на всю жизнь. Очень важно не упустить момент его очень страстного желания – делать все самостоятельно! Если этот момент упустить и делать всё за ребенка (я делаю аккуратнее и быстрее; он еще очень мал; и т. д.) Вы рискуете, прежде всего, психическим здоровьем ребенка. Упущенный навык в определенном возрасте, создает потом трудности, прежде всего, для ребенка.

Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп.

Мы сели за стол. Прекращаем все игры и разговоры. За столом мы только едим, а не играем.

Спина должна быть прямая. Ребенка нужно учить сразу держать ложку правильно
Нельзя класть локти на стол. Обязательно нужно поблагодарить: спасибо.

Памятка для родителей «Алгоритм одевания зимой»

Детям 3-4 года, безусловно, самостоятельно справиться с одеждой и проследить за полноценным ее составом на себе очень трудно, даже невозможно (конечно, если речь не идет о летних прогулках, когда переодевание, одевание и раздевание сводится к минимуму). Задача родителя – помочь ребенку, но не в форме опеки, а в форме подсказок и игр. Придерживаться алгоритму надевания вещей на картинках важно, но все-таки стремление к самостоятельности необходимо. Чтобы процесс сборов не слишком не затянулся, введите ряд правил для ребенка:

  • Одеваться каждый дошкольник может только возле своего шкафчика.

  • Друг другу надо помогать.

  • О помощи нужно попросить и благодарить за ее оказание.

  • Любая одежда должна лежать на своем месте и желательно должна быть доступна в той последовательности, которой будет соответствовать алгоритм одевания.

  • Доставать из шкафчика ребенок должен только то, что намерен надеть, не сбивая последовательность.

Детям должно быть удобно и весело одеваться на прогулку, ведь им предстоит делать это ежедневно. Необходимо, чтобы навыки ребят имели развитие. Родители вы не должен забывать и о безопасности здоровья своего ребенка – одевшиеся раньше вас, ребёнок может успеть вспотеть и на холодном воздухе простудиться.



Л епбуки изготовленные родителями совместно с детьми

Приложение 6

Приложение 7

Таблица 1.Уровень сформированности навыков самообслуживания детей 3-4 лет на заключительном этапе работы.

п/п

Имя ребёнка

Навыки приема пищи  включают умение

Навыки умывания  включают умение

Навыки соблюдения порядка в помещении

Навыки пользования одеждой и ухода за ней  включают умение

Уровень сформи-рованности




Держать ложку

Не крошить хлеб

Не разговаривать за столом

Благодарить

Пользоваться салфеткой

Закатать рукава

Смочить руки

Взять мыло, намыливать до появления пены

Мыть руки

Смыть мыло

Умыть лицо

Сухо вытереть руки, лицо

Расстегнуть пуговицы

Застегнуть молнию

Снять платье, футболку

Аккуратно повесить

Снять обувь

Снять колготки, носки

Дарья

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

3

2

2

33(с)

Михаил

2

1

2

2

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

30(с)

Денис

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

2

2

2

32(с)

Милана

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

3

1

2

34(с)

Сергей

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

2

2

1

3

2

2

35(с)

Александр П.

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

2

2

1

3

2

2

35(с)

Евгения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

3

1

2

34(с)

Александр Д.

2

2

3

3

2

2

2

3

2

2

3

3

3

2

2

3

3

3

3

48(в)

Алексей

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

32(с)

Дмитрий

2

2

3

3

2

2

3

3

2

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

50(в)

Елизавета

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

1

2

2

2

35(с)

Артём

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

33(с)

Виктория

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

3

3

2

3

2

2

43(в)

Анастасия

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

2

1

2

3

2

2

35(с)

Артём

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

2

2

2

32(с)

Алина

3

2

2

3

2

2

3

2

2

2

2

3

2

2

3

2

3

2

2

44(в)





Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за правильно выполненное действие он получает - 3 балла.

Действие, выполненное с небольшими неточностями, с помощью воспитателя - 2 балла.

Неумение выполнять действие (полностью помогает воспитатель) - 1 балл.

Уровни сформированности навыков самообслуживания детей 3-4 лет:

Высокий уровень (36-50 балла) - все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (21-35 баллов) - один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;

Низкий уровень (0-20 баллов) - один и более навыков не сформирован.







Приложение 8


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лэпбук как средство формирования навыков самообслуживания у детей 3-4 лет

Автор: Юркова Анна Николаевна

Дата: 23.03.2020

Номер свидетельства: 543945


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства