Лэпбук, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
Лэпбук, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
Работая с детьми ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и грамотно выражать свои мысли-это наиболее насущные проблемы, стоящие пере мной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лэпбук, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы)»
Лэпбук, как средство развития речи дошкольников
с общим недоразвитием речи
(из опыта работы)
Алтынбекова Алия Мажитовна,
Воспитатель 1 категории логопедической группы
ГККП «Ясли-сад № 22 «Әлем»
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие перед мной. У детей c общим недоразвитием речи (ОНР) мы наблюдаем наличие аграмматизмов, отмечаются трудности в словообразовании и словоизменении, лексические замены, страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой действительности. Чтобы добиться устойчивости результатов по лексико-грамматическому развитию речи детей с ОНР, необходимо обеспечить стимулирование различных каналов получения информации из окружающей среды (визуальных, аудиальных, кинестетических).
Кроме того, в настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких дошкольников не является личностно значимой. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ГОСО ДО) ориентирует нас на формирование личности ребёнка через познавательную активность, творчество детей, через системно-деятельностный подход. Сегодня совместная деятельность ребёнка и педагога – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственные деятельности.Вот и я начала изучать и использовать в своей работе интересное методическое пособие – лэпбук. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней могут содержаться все необходимые материалы по теме. Лэпбук детей нашей группы выглядит как интерактивная папка. Информация в ней представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней мы обычно размещаем материал по какой-то определенной сквозной теме. Создание Лэпбука содержит все этапы проекта: целепологание (Выбор темы),разработка лэпбука (составление плана), выполнение (практическая часть), подведение итогов.
Лэпбук позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи).
Зачем нужен лэпбук?
он помогает моим ребятам по - своему желанию выбрать информацию, лучше понять и запомнить материал темы;
учит самостоятельно собирать и анализировать информацию, формирует навыки учебной деятельности;
способствует запоминанию информации, самостоятельному (в свободной форме) повторению пройденного материала;
развивает творческие способности и коммуникативные навыки, эмоциональное восприятие ребенка.
Лэпбук позволяет:
преодолеть речевой негативизм у ребенка
вызвать активную речь
отраженно и сопряженно проговаривать слова и предложения
пополнять активный и пассивный словарь детей
ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
формировать грамматические категории
развивать связную речь
совершенствовать мелкую моторику
Содержание лэпбуков по развитию речи подбирается с учетом возможности развития всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики и связной речи, расширения знаний и представлений об окружающем, развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества.
Лэпбук по развитию речи для детей дошкольного возраста дает мне возможность диагностировать уровень знаний ребенка, развивать его умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
Все игры в лэпбуках способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи, проявлению повышенного интереса к содержанию. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе).
Можно однозначно утверждать, что работа с лэпбуками принесла положительный результат, так как:
-повысился уровень познавательной активности детей, у них сформировались представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука;
-родители стали активными участниками образовательного процесса;
-дети получили положительные эмоции при обмене информацией из своего лэпбука со своими сверстниками;
-повысился уровень социализации ребенка в обществе, дети приобрели первые навыки публичного изложения своих мыслей;
-повысился уровень развития речи.
В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии и исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться. Задача учителя-логопеда лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
В моей работе с детьми лэпбук – просто замечательная находка: использовать его можно и на индивидуальных занятиях, и в подгруппе, и для самостоятельной деятельности детей, и как пособие для работы воспитателя во время коррекционного часа, а можно дать заинтересованным родителям поиграть дома.