Лепка-как самый осязаемый и доступный способсамовыражения детей дошкольного возраста. Актуальность арт-терапии состомт в том,что ценность имеет не конечный результат творчетсва,а сам процесс,в котором открываются внутренние переживания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лепка-как одно из направлений арт-терапии»
ЧЕМ ЛЕПИТЬ?
БУЛЬКИ
НА САМОМ ДЕЛЕ РОЛЬ БУЛЬКИ МОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТ ШАРООБРАЗНОЙ ФОРМЫ И ЛЮБОГО РАЗМЕРА.Хоть деталью от погремушки делайте углубление))
ТО ЖЕ САМОЕ РЕЗАКИ-ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБАЯ ЧАСТЬ ПРЕДМЕТА,СПОСОБОНАЯ ОТРЕЗАТЬ И ОФОРМИТЬ КРАЙ)
МОЛДЫ И ВАЙНЕРЫ НА САМОМ ДЕЛЕ-ЭТО ТО,ЧТО МОЖЕТ ОСТАВИТЬ ОТПЕЧАТОК НА МАССЕ ДЛЯ ЛЕПКИ. МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПУГОВИЦЫ С РЕЛЬЕФНЫМ РИСУНКОМ, ЧАСТИ ЗАКОЛОК ДЛЯ ВОЛОС,ШТАМПЫ И Т.Д. ДА ДАЖЕ КРАСИВЫЙ ЧЕРЕНОК ЧАЙНОЙ ЛОЖКИ))
ТЕКСТУРОЙ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ЛЮБАЯ ПОВЕРХНОСТЬ,СПОСОБНАЯ ОСТАВИТЬ ЧЕТКИЙ ОТПЕЧАТОК НА ПЛАСТИЧЕСКОЙ МАССЕ: ГРУБАЯ ТКАНЬ,МЯТАЯ БУМАГА,ПЛЕТЕНАЯ СЕТКА И Т.Д.
ПОЭТОМУ В НАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ МЫ ИМЕННО ЭТИМИ ПРЕДМЕТАМИ-ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ И БУДЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ.
КАК ГОВОРИТСЯ-ЗАЧЕМ ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ?)) КОГДА ВСЁ ЕСТЬ ПОД РУКОЙ!
Приемы лепки:
Лепка, как один из методов арт-терапии
Лепка – один из методов изобразительного творчества. Практически нет ни одного ребенка, который бы не любил лепить.
Лепка из пластилина, глины,солёного теста – это простой и очень действенный метод психотерапии, который позволяет достигать душевного равновесия, разрешать сложные проблемы, пережить различные эмоции.
Можно сказать,что лепка-это полезно. Давайте посмотрим почему же лепка-это
полезно?
Проприоцепция — это ощущение относительного положения частей тела и их движения у животных и человекa, иными словами — ощущение своего тела.
Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:
преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
развитие эмоциональной сферы ребенка;
формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.
Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. (всевозможные конкурсы СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА)
Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе.
Задачи,которые реализуются в ходе арт - терапевтического занятия с использованием пластилина:
1. Развитие моторики;
2. Развитие восприятия цвета;
3. Умение смешивать различные цвета;
4. Умение работать с геометрическими фигурами;
5. Умение работать с объемом и плоскостью;
6. Развитие абстрактно-логического мышления;
7. Работа с разными психологическими состояниями (стресс, тревога, чувство неуверенности, агрессия, конфликты, страхи).
Для этого подойдут приемы раскатывания пластилина в аппликацию, создание фигуры, из отдельных заранее приготовленных частей, рисование пластилином, лепка различных фигур героев и создание сказочного мира.
Интерес, волнение, радость от успеха – это далеко не полный список эмоций, переживаемых ребенком во время изготовления работы из пластилина.
Теперь мы с вами теоретически подкованы и давайте разберем всё это на конкретных примерах.
Я работаю довольно давно с детьми дошкольного возраста. Всегда средняя группа была самой комфортной в плане кризисов возраста. Но сейчас мы столкнулись с кризисом 4 года жизни. Часто мы сталкиваемся с тем,что о ребенке говорят: невоспитанный, упрямый, непослушный,неуправляемый.
Я уверена,что не надо торопиться навешивать ярлыки. О взрослом человеке мы говорим не упрямый,а ИМЕЕТ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. Не неуправляемый,а ЭНЕРГИЯ БЬЁТ ФОНТАНОМ и т.д. Давайте же с этой позиции рассматривать и ребенка.
Я считаю,что не надо переламливать,переупрямливать, прогибать под себя,чтобы нам,взрослым было удобно.
Энергию ребенка,его точку зрения всегда можно направить в нужное русло.
И,казалось бы, при чём здесь лепка? Вернемся к названию нашей встречи-ЛЕПКА,КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ.
Замечали,когда ребенок начинает нервничать(психовать, как считают взрослые),у него появляется тяга к разрушению. Летят игрушки,швыряются книжки,кричит,топает ногами,а то и бросается на пол.
Успокоить просто так его точно не получится. Я работала в Москве в частном детском саду «7 гномов». Был ребенок с диагнозом гиперактивность. Самое главное таких детей не доводить до критического состояния. Как только видим,что поведение ребенка начинает выходить за рамки,переключаем деятельность. Для этого в арсенале материалов для лепки хорошо иметь мягкую пластичную массу. Она легко сминается,рвется и ребенок свои эмоции и негатив может выместить на ней. Первый этап окончен. Можно сразу предложить ребенку слепить,что он хочет. Это отвлекает от проблемы и успокаивает ребенка.
В этом возрасте у любого ребенка,даже без диагноза гиперактивность, может появиться немотивированная агрессия. Чтобы избежать разрушительных последствий,сразу переключаю детей на другой вид деятельности.
Бывает погода плохая и мы не гуляем. Уже и почитали, и попели, и гаражи построили. Начинаются игры с щипками,тычками и т.д.
Сразу предлагаю взять пластилин и что-то слепить. Вначале усаживаются самые спокойные,а раз нет объекта приложения силы, начинают лепить и забияки.
Бывает и наоборот: ребенок стенительный,неуверенный в себе, нелегко сходится с детьми в играх. Тут тоже на помощь приходит изодеятельность. В нашем случае лепка. И в нашем же случае –это арт-терапия. Даже если ребенок пока НЕ ВМЕСТЕ со всеми за столом,а просто РЯДОМ, это даёт толчок к совместной деятельности. Всё равно он за чем-то обратится к другим детям. Начинается общение,он более свободно чувствует себя в детском коллективе. Пусть небольшой шажок, но с таких маленьких событий в жизни ребенка начинает меняться его мировосприятие, идет адаптация сначала в коллектве группы, потом любого окружения сверстников, далее- в школьном коллективе.
Обратите внимание,когда будут лепить дома: даже если просто помнут пластилин,покатают,порвут его на куски, уже не побегут швырять машинки и топать ногами. У нерешительных детей появится повод показать свои достижения и получить похвалу.
Не менее хороша в этом отношении и природная глина. Вылепленный предмет можно погладить смоченными в воде руками-дополнительный успокаивающий эффект.
То же можно сказать и о соленом тесте. Оно мягкое на ощупь и кроме того,что его можно мять,бить,рвать,раскатывать, оно еще дает приятное успокаивающее тактильное ощущение.
Успокаивающий эффект, положительные эмоции, выход негативной энергии, удовлетворение от работы с пластическими массами – всё это и есть арт-терапия. Да еще и попутно выполняются воспитательные,развивающие и обучающие задачи.
Поэтому у меня убедительная просьба ко всем родителям: не бойтесь давать дома пластилин,глину, солёное тесто и другие пластические массы-ничего дети не испачкают и не испортят. Надо только перед работой напомнить,что и как убрать после ее окончания.