Просмотр содержимого документа
«Литературное образование дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №14 «Дюймовочка» г.Янаул
муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Консультация
на тему:
«Литературное образование дошкольников»
Провела:
воспитатель Асылаева Г.Ш.
г.Янаул 2022г.
Всё чаще знакомство детей с классической литературой происходит через Интернет и телевизор, при этом снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замедленное вхождение дошкольника в книжную культуру. Теряется сама ценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения, естественная жизнь подменяется её конструкцией и, как результат, – снижается интерес к чтению.
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, К. Д. Ушинский, и др.).
Однако, на сегодняшний день проблема полноценного восприятия художественного произведения является недостаточно изученной, так как не создано единой классификации уровней восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста, мнения ученых разделились относительно терминологии, количества уровней восприятия, умений, которыми должен обладать ребенок на каждом из уровней. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, в каком возрастном периоде начинать обучать детей пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие художественного произведения.
Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать – вот одна из важнейших задач дошкольных образовательных организаций. Пробуждение интереса к книге происходит в раннем возрасте и здесь ведущую роль должна играть семья. Задача воспитателей – знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой, поскольку книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение дошкольникам литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Если не заниматься воспитанием ребенка как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.
Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой - с произведениями В.А.Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, Ш. Перо, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, А. Милна, А. Линдгрен и многих других – с теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель, приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.
Методика работы с художественной литературой
в учреждении дошкольного образования
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
Необходимо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Возрастные особенности восприятия.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
Методика художественного чтения и рассказывания детям
Основными методами являются следующие:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автоpa, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
4. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
!!! Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений.
Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях.
М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:
1. Чтение или рассказывание одного произведения
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
б) настольный театр
в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
г) презентации, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).