kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любить природу - значит знать, защищать и охранять

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по экологическому воспитанию дошкольников должна проводиться  начиная с дошкольного возраста. В данной разработке рассказывается о парктической работе ДОУ в этом направлении

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любить природу - значит знать, защищать и охранять»

ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ - ЗНАЧИТ ЗНАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ И ОХРАНЯТЬ


Как известно, есть «время разбрасывать камни» и есть «время собирать камни». Так вот теперь как раз и настало время собирать камни.

Каких только экологии сейчас нет: и радиоэкология, и гелиоэкология, и экология души... А про­блема не решается, и с природой дело не улучшается, и человек не становится лучше. Так есть ли вы­ход?

Если исходить из позиции «собирания камней», то станет понятно: на самом деле должна быть одна единственная экология в прямом смысле этого слова - знание о Доме, причем под домом можно понимать различные масштабы среды обитания от Вселенной до ближайшего окружения.

Однако без знаний о своем доме, без любви и желания защитить его, жизнедеятельность не станет созидательной. Экология должна быть Знанием с большой буквы.

Именно такая задача и стоит перед экологическим воспитанием и образованием дошкольников.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью в нашем детском саду с символиче­ским названием «Тополек».

Зачастую у педагогов дошкольных учреждений возникает множество вопросов. Как создать эф­фективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, музыкальную, изобразитель­ную деятельность? На эти и другие вопросы мы нашли ответы сами.

Педагог любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиции его соответствия требованиям экологического образования. Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспи­тания.

Задача педагогов - донести до сознания каждого ребенка, что окружающая нас природа изна­чально красива, и от того, насколько мы сумеем эту красоту сохранить, зависит наша дальнейшая жизнь и здоровье. Каждый наш воспитанник должен увидеть, понять всю красоту окружающей нас действительности.

Работая с детьми дошкольного возраста, понимаем, что сами дети часто не замечают красоту во­обще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Делать это нужно не фор­мально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость, любовь. До семи лет дети особенно восприимчивы, первые яркие впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во мно­гом определяя дальнейшее развитие.

Одним из видов работы по экологическому образованию дошкольников является пейзажная жи­вопись. Знакомя детей с творчеством художников-пейзажистов, мы прививаем детям любовь к при­роде. Наши малыши учатся видеть ее красоту: и прохладу «Березовой рощи» (А. Куинджи), и сереб­ристый иней «Русской зимы» (К. Юон), и яркое «Мартовское солнце» (К. Юон), и серый тоскующий «Октябрь» (В. Волков). Увидев «Золотую осень» Остроухова, Левитана, наши воспитанники находят похожую картину в природе. Увидев сломанную ветку или грязный снег, очень огорчаются: «Вот ес­ли бы снег был белый, то было бы как на картине». И сыплются бесконечные детские вопросы, на которые нужно найти ответ: «А почему снег грязный?», «А почему давно не появляется белка?», «Кто сломал ветку?», «Могут ли дети вырастить лес?».

Воспитание красотой способствует развитию познавательного интереса к природе. Чтобы работа в этом направлении велась в системе, творческой группой разработан перспективный план по озна­комлению с произведениями пейзажной живописи и конспекты занятий (приложение).

Психологи считают, что интерес к знаниям в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любо­знательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать не­ведомое.

Понятно, что без помощи взрослых интерес, любознательность, удивление могут постепенно угаснуть. Чтобы этого не произошло, важно поддерживать его в играх, беседах, на занятиях, экскур­сиях, опытах и экспериментах.

Многолетний опыт показывает, что интерес к природе у дошкольников проявляется:

• в стремлении познать природу (живую и неживую);

• в чтении (слушании) книг о природе;

• в деятельности по защите природы;

• в изображении природы в рисунках, аппликациях;

• в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии в природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской ра­боты; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение бесед о природе и бережном отношении к ней.

Ведущую роль в формировании интереса детей к природе играют экологические беседы, кото­рые проводятся на экологической тропе.

Нами разработан экологический паспорт детского сада, создана экологическая тропа. Следует отметить, что территория детского сада уникальна. Все игровые площадки разделены живой изгоро­дью из кустарников, между кустарниками растут многочисленные цветы и травы: подснежники, ди­кие лилии, Марьин корень и многие другие. Лиственные и хвойные деревья украшают территорию круглый год, а летом все буквально утопает в зелени. Растительность выполняет пылезащитную функцию. Постоянными гостями самой настоящей березовой рощи с грибами, земляникой и ланды­шами у нас являются черные белки, птицы. Для них везде развешены кормушки.

Год назад начата разбивка фруктово-ягодного сада: плодоносят малина, смородина, прижились сливы.

На такой благодатной территории мы создали экологическую тропу с интересными «остановка­ми», на которых детей ожидают и рассказ воспитателя, и загадки, и вопросы, и ответы на них.

Наш детский сад уже второй год работает в качестве экспериментальной площадки на тему «Развитие учебно-познавательной компетенции в условиях амплификации предметно-развивающей среды». Основным направлением является экспериментально-поисковая деятельность. Для реализа­ции поставленных задач в ДОУ созданы уголки экспериментирования, что позволяет нам вместе с нашими воспитанниками проводить различные опыты, наблюдения с объектами живой и неживой природы.

Перспективный план занятий позволяет вести работу по экологическому обучению и воспита­нию систематически и целенаправленно.

С неживой природой мы знакомим детей преимущественно на прогулках и в практической дея­тельности. На занятиях, посвященных свойствам воды, дошкольники убеждаются в том, что вода -прозрачная жидкость, не имеющая формы, вкуса, запаха. Особенно четко эти признаки дошкольники выявляют, когда происходит сравнение с жидкостями непрозрачными, пахнущими или имеющими вкус. Дети приходят к выводу, что в молочной реке с кисельными берегами не очень комфортно жить рыбкам, что морскую воду нельзя пить, нельзя пить воду из речки без кипячения. Вместе со взрослыми дети приходят к выводу, что нельзя засорять водоемы, уточняют, кто их засоряет и что можно сделать, чтобы они не засорялись.

Следует заметить, что, работая в этом направлении, мы накопили определенный материал, что позволило его систематизировать и создать своеобразную картотеку «Опыты, эксперименты, наблю­дения». Весь материал картотеки разбит на разделы, в которые входят «Жидкости», «Тепло», «Цвет и свет», «А знаете ли вы?» и другие. Это позволяет педагогам работать в системе, не упустить ни один из разделов.

Традиционными видами работы стали конкурсы рисунков «Родная природа», «Мы на защите природы», конкурсы стихов о природе. Ежегодно проводится развлечение «День рождения Земли», которое помогает детям понять, что все живое на свете бесценно: и лягушонок, и паучок на травин­ке, и шуршащие стрекозы, и разноцветные бабочки, что нет в природе полезных и вредных существ, что есть нужные.

Одной из интереснейших форм работы с детьми является проведение различных акций. Эколо­гическая акция - ряд действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования экологического сознания, экологического мировоззрения. В рамках акций «Птичья столовая», «Елочка - зеленая иголочка», «Берегите воду» проводятся занятия, беседы, игры с детьми. Оформляется информация для родителей, выпускаются листовки и буклеты, анкетирование; устраи­ваются выставки рисунков и поделок, как детских, так и совместных с родителями.

Участвуя в акции «Спасаем деревья», родители наших воспитанников, педагоги, все сотрудники детского сада облагородили прилегающую к детскому саду территорию. Она была замусорена жите­лями близлежащих домов. Провели несколько субботников. В результате проделанной работы (убра­ли мусор, расчистили сквер от мелкой поросли, валяющихся заброшенных веток и сучков, старых листьев) прилегающий сквер стал более светлым, зеленым.

Видя наше отношение к территории, по-другому стало относиться к ней и население. Не стало проблем с подростками: они приходят не мусорить и ломать, а полюбоваться зеленью летом и золо­тым листопадом в сентябре. Соседи и родители воспитанников приносят саженцы кустарников, де­ревьев, цветов, помогают высаживать цветы в цветниках.

В работе с родителями мы используем различные формы работы. Кроме совместных мероприя­тий, участия в праздниках и развлечениях, издания информационных вестников ("Опасные и ядови­тые растения", "Лекарственные растения") проводятся совместные КВНы, родительские собрания. Мы стараемся уйти от назиданий, а просто привлекаем родителей к решению важных проблем по экологическому воспитанию детей.

В зимнее время, когда дети из-за природных условий не могут находиться много времени на улице, они продолжают наблюдать и заботиться о природе в помещении детского сада. В каждой группе оборудован уголок природы, где имеются комнатные растения. Во всех группах оборудованы аквариумы с рыбками (телескопы, золотые рыбки, гуппи, гурами, меченосцы и др.). В клетках содер­жатся птицы (попугаи, рисовки, канарейки). Воспитанники имеют возможность не только любовать­ся ими, но и ухаживать. В общении с обитателями уголков природы наши дети познают способы ухода за растениями, их размножением, узнают об условиях роста растений и, конечно же, учатся их любить.

Вместе с воспитателями дети средней группы были участниками реализации проекта «Садик для Дюймовочки». Совместно с взрослыми дети вырастили комнатные растения, на занятии во время презентации показали, как они умеют это делать, а затем устроили выставку-распродажу растений на городском семинаре «Метод проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Важно отметить, что для полноценного проведения работы по экологическому воспитанию до­школьников необходимы наглядные пособия: специальные картины о природе, произведения живо­писи, различные коллекции, игровой материал. Готовых пособий не так много, а если и есть, то очень дорогостоящие, поэтому готовим их сами, используя компьютер и оргтехнику.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для формирования экологической культу­ры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эсте­тические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблю­дений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вгляды­ваться, всматриваться в жизнь».

Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для это­го детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы пове­дения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответствен­ного поведения людей, например незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т.д.

Таким образом, показателем эффективности экологической образованности и воспитанности яв­ляются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Любить природу - значит знать, защищать и охранять

Автор: Павлей Анна Ивановна

Дата: 21.01.2021

Номер свидетельства: 570897

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) ""Берегите природу" "
    ["seo_title"] => string(22) "bierieghitie-prirodu-1"
    ["file_id"] => string(6) "156475"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План -конспект урока по познанию мира на тему "Природа земли.Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-priroda-ziemli-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "136877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417196605"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по литературному чтению М. М. Пришвин "Ребята и утята", 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-m-m-prishvin-riebiata-i-utiata-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413050054"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) ""Праздник Мужества и чести""
    ["seo_title"] => string(29) "prazdnik_muzhiestva_i_chiesti"
    ["file_id"] => string(6) "447553"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1514881784"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Интеллектуальная игра «Что значит быть патриотом ?» "
    ["seo_title"] => string(52) "intielliektual-naia-ighra-chto-znachit-byt-patriotom"
    ["file_id"] => string(6) "195768"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427963210"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства