Любить природу - значит знать, защищать и охранять
Любить природу - значит знать, защищать и охранять
Работа по экологическому воспитанию дошкольников должна проводиться начиная с дошкольного возраста. В данной разработке рассказывается о парктической работе ДОУ в этом направлении
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Любить природу - значит знать, защищать и охранять»
ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ - ЗНАЧИТ ЗНАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ И ОХРАНЯТЬ
Как известно, есть «время разбрасывать камни» и есть «время собирать камни». Так вот теперь как раз и настало время собирать камни.
Каких только экологии сейчас нет: и радиоэкология, и гелиоэкология, и экология души... А проблема не решается, и с природой дело не улучшается, и человек не становится лучше. Так есть ли выход?
Если исходить из позиции «собирания камней», то станет понятно: на самом деле должна быть одна единственная экология в прямом смысле этого слова - знание о Доме, причем под домом можно понимать различные масштабы среды обитания от Вселенной до ближайшего окружения.
Однако без знаний о своем доме, без любви и желания защитить его, жизнедеятельность не станет созидательной. Экология должна быть Знанием с большой буквы.
Именно такая задача и стоит перед экологическим воспитанием и образованием дошкольников.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью в нашем детском саду с символическим названием «Тополек».
Зачастую у педагогов дошкольных учреждений возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, музыкальную, изобразительную деятельность? На эти и другие вопросы мы нашли ответы сами.
Педагог любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиции его соответствия требованиям экологического образования. Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.
Задача педагогов - донести до сознания каждого ребенка, что окружающая нас природа изначально красива, и от того, насколько мы сумеем эту красоту сохранить, зависит наша дальнейшая жизнь и здоровье. Каждый наш воспитанник должен увидеть, понять всю красоту окружающей нас действительности.
Работая с детьми дошкольного возраста, понимаем, что сами дети часто не замечают красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Делать это нужно не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость, любовь. До семи лет дети особенно восприимчивы, первые яркие впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
Одним из видов работы по экологическому образованию дошкольников является пейзажная живопись. Знакомя детей с творчеством художников-пейзажистов, мы прививаем детям любовь к природе. Наши малыши учатся видеть ее красоту: и прохладу «Березовой рощи» (А. Куинджи), и серебристый иней «Русской зимы» (К. Юон), и яркое «Мартовское солнце» (К. Юон), и серый тоскующий «Октябрь» (В. Волков). Увидев «Золотую осень» Остроухова, Левитана, наши воспитанники находят похожую картину в природе. Увидев сломанную ветку или грязный снег, очень огорчаются: «Вот если бы снег был белый, то было бы как на картине». И сыплются бесконечные детские вопросы, на которые нужно найти ответ: «А почему снег грязный?», «А почему давно не появляется белка?», «Кто сломал ветку?», «Могут ли дети вырастить лес?».
Воспитание красотой способствует развитию познавательного интереса к природе. Чтобы работа в этом направлении велась в системе, творческой группой разработан перспективный план по ознакомлению с произведениями пейзажной живописи и конспекты занятий (приложение).
Психологи считают, что интерес к знаниям в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое.
Понятно, что без помощи взрослых интерес, любознательность, удивление могут постепенно угаснуть. Чтобы этого не произошло, важно поддерживать его в играх, беседах, на занятиях, экскурсиях, опытах и экспериментах.
Многолетний опыт показывает, что интерес к природе у дошкольников проявляется:
• в стремлении познать природу (живую и неживую);
• в чтении (слушании) книг о природе;
• в деятельности по защите природы;
• в изображении природы в рисунках, аппликациях;
• в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.
Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии в природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение бесед о природе и бережном отношении к ней.
Ведущую роль в формировании интереса детей к природе играют экологические беседы, которые проводятся на экологической тропе.
Нами разработан экологический паспорт детского сада, создана экологическая тропа. Следует отметить, что территория детского сада уникальна. Все игровые площадки разделены живой изгородью из кустарников, между кустарниками растут многочисленные цветы и травы: подснежники, дикие лилии, Марьин корень и многие другие. Лиственные и хвойные деревья украшают территорию круглый год, а летом все буквально утопает в зелени. Растительность выполняет пылезащитную функцию. Постоянными гостями самой настоящей березовой рощи с грибами, земляникой и ландышами у нас являются черные белки, птицы. Для них везде развешены кормушки.
Год назад начата разбивка фруктово-ягодного сада: плодоносят малина, смородина, прижились сливы.
На такой благодатной территории мы создали экологическую тропу с интересными «остановками», на которых детей ожидают и рассказ воспитателя, и загадки, и вопросы, и ответы на них.
Наш детский сад уже второй год работает в качестве экспериментальной площадки на тему «Развитие учебно-познавательной компетенции в условиях амплификации предметно-развивающей среды». Основным направлением является экспериментально-поисковая деятельность. Для реализации поставленных задач в ДОУ созданы уголки экспериментирования, что позволяет нам вместе с нашими воспитанниками проводить различные опыты, наблюдения с объектами живой и неживой природы.
Перспективный план занятий позволяет вести работу по экологическому обучению и воспитанию систематически и целенаправленно.
С неживой природой мы знакомим детей преимущественно на прогулках и в практической деятельности. На занятиях, посвященных свойствам воды, дошкольники убеждаются в том, что вода -прозрачная жидкость, не имеющая формы, вкуса, запаха. Особенно четко эти признаки дошкольники выявляют, когда происходит сравнение с жидкостями непрозрачными, пахнущими или имеющими вкус. Дети приходят к выводу, что в молочной реке с кисельными берегами не очень комфортно жить рыбкам, что морскую воду нельзя пить, нельзя пить воду из речки без кипячения. Вместе со взрослыми дети приходят к выводу, что нельзя засорять водоемы, уточняют, кто их засоряет и что можно сделать, чтобы они не засорялись.
Следует заметить, что, работая в этом направлении, мы накопили определенный материал, что позволило его систематизировать и создать своеобразную картотеку «Опыты, эксперименты, наблюдения». Весь материал картотеки разбит на разделы, в которые входят «Жидкости», «Тепло», «Цвет и свет», «А знаете ли вы?» и другие. Это позволяет педагогам работать в системе, не упустить ни один из разделов.
Традиционными видами работы стали конкурсы рисунков «Родная природа», «Мы на защите природы», конкурсы стихов о природе. Ежегодно проводится развлечение «День рождения Земли», которое помогает детям понять, что все живое на свете бесценно: и лягушонок, и паучок на травинке, и шуршащие стрекозы, и разноцветные бабочки, что нет в природе полезных и вредных существ, что есть нужные.
Одной из интереснейших форм работы с детьми является проведение различных акций. Экологическая акция - ряд действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования экологического сознания, экологического мировоззрения. В рамках акций «Птичья столовая», «Елочка - зеленая иголочка», «Берегите воду» проводятся занятия, беседы, игры с детьми. Оформляется информация для родителей, выпускаются листовки и буклеты, анкетирование; устраиваются выставки рисунков и поделок, как детских, так и совместных с родителями.
Участвуя в акции «Спасаем деревья», родители наших воспитанников, педагоги, все сотрудники детского сада облагородили прилегающую к детскому саду территорию. Она была замусорена жителями близлежащих домов. Провели несколько субботников. В результате проделанной работы (убрали мусор, расчистили сквер от мелкой поросли, валяющихся заброшенных веток и сучков, старых листьев) прилегающий сквер стал более светлым, зеленым.
Видя наше отношение к территории, по-другому стало относиться к ней и население. Не стало проблем с подростками: они приходят не мусорить и ломать, а полюбоваться зеленью летом и золотым листопадом в сентябре. Соседи и родители воспитанников приносят саженцы кустарников, деревьев, цветов, помогают высаживать цветы в цветниках.
В работе с родителями мы используем различные формы работы. Кроме совместных мероприятий, участия в праздниках и развлечениях, издания информационных вестников ("Опасные и ядовитые растения", "Лекарственные растения") проводятся совместные КВНы, родительские собрания. Мы стараемся уйти от назиданий, а просто привлекаем родителей к решению важных проблем по экологическому воспитанию детей.
В зимнее время, когда дети из-за природных условий не могут находиться много времени на улице, они продолжают наблюдать и заботиться о природе в помещении детского сада. В каждой группе оборудован уголок природы, где имеются комнатные растения. Во всех группах оборудованы аквариумы с рыбками (телескопы, золотые рыбки, гуппи, гурами, меченосцы и др.). В клетках содержатся птицы (попугаи, рисовки, канарейки). Воспитанники имеют возможность не только любоваться ими, но и ухаживать. В общении с обитателями уголков природы наши дети познают способы ухода за растениями, их размножением, узнают об условиях роста растений и, конечно же, учатся их любить.
Вместе с воспитателями дети средней группы были участниками реализации проекта «Садик для Дюймовочки». Совместно с взрослыми дети вырастили комнатные растения, на занятии во время презентации показали, как они умеют это делать, а затем устроили выставку-распродажу растений на городском семинаре «Метод проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Важно отметить, что для полноценного проведения работы по экологическому воспитанию дошкольников необходимы наглядные пособия: специальные картины о природе, произведения живописи, различные коллекции, игровой материал. Готовых пособий не так много, а если и есть, то очень дорогостоящие, поэтому готовим их сами, используя компьютер и оргтехнику.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т.д.
Таким образом, показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.