Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющие нарушения зрения
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющие нарушения зрения
Специфика, содержание занятий, формы организации, приёмы работы с детьми с нарушениями речи определяются степенью формировния речи и зрительного восприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Можно тонко чувствовать музыку, но, не зная техники, быть не в состоянии издать звук, хотя целые симфонии звучали в ушах. А ребенок - это тот же инструмент, на котором нужно уметь играть и уметь извлечь звук даже тогда, когда инструмент испорчен и звучит фальшиво.
В.П. Кащенко.
В настоящее время, в силу социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с нарушениями зрения, особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционно-логопедической помощи данной категории детей.
В Казахстане ежегодно один из тысячи детей рождаются с патологией зрения. Исследования в данной области показывают, что практически у каждого третьего ребёнка с нарушениями зрения можно наблюдать проявления сопутствующих дефектов, в том числе и речевых. Как показывают данные специальных исследований Л.И.Плаксиной, В.П.Ермакова, Г.В.Григорьевой и реальная практика, нарушения речи у детей со зрительной патологией встречаются значительно чаще, чем у видящих детей, и отличаются по степени выраженности, симптоматике и структуре. Своеобразие развития речи у детей с нарушением зрения может проявляться в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительных движений. Из-за сниженной остроты зрения, частично нарушенной функции цветоразличения, бинокулярности и глазодвигательной функции. Снижается скорость, точность, полнота зрительного анализа и синтеза, в результате чего дети с амблиопией, косоглазием и другими нарушениями зрения очень часто испытывают трудности при описании предмета, составлении последовательного рассказа по серии сюжетных картинок, и тем более затрудняются в собственном речевом творчестве. У детей с нарушениями зрения отмечаются сниженные возможности в зрительно-пространственной ориентировке из-за некоординированности, нарушения скорости и ритма движений. Поэтому важное место во всей системе коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями зрения отводится специально организованной логопедической работе.
Логопедическая работа по развитию речи детей с нарушениями зрения в СДС №1 опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы построения коррекционной помощи и заключается в следующем:
- логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения, характеризуется специфической направленностью, поэтому проводится в тесном взаимодействии со следующими специалистами: врачом- офтальмологом, сёстрами- ортоптистами, психологом, дефектологом, воспитателями и охватывает различные стороны речевой и познавательной деятельности детей;
- содержание и формы организации логопедической работы определяются индивидуальными особенностями ребёнка, а также структурой его речевого дефекта, т.е. коррекционно-логопедическая работа проводится с ориентиром на разные уровни сформированности речи детей;
- в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими нарушения зрения, использую такие формы и приёмы работы, которые помогают задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов, выполняющих компенсаторную функцию и тем самым вызывают интерес и обеспечивают психологический комфорт и развитие эмоциональной сферы ребёнка;
- при организации и проведении логопедических занятий особое внимание обращаю на соблюдение регламентированности зрительных нагрузок, а также на применение специальных средств наглядности.
Итак, специфика, содержание занятий, формы организации, приёмы, способы и средства коррекционно-логопедического воздействия в СДС №1 определяются степенью выраженности речевого нарушения, зрительного диагноза, возрастными, психическими, двигательными, интеллектуальными возможностями ребёнка, а также медико-эргономическими установками офтальмологической службы.
Так как у детей с нарушениями зрения наблюдается несформированность многих компонентов речевой системы, а сами нарушения речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре, то требуется специфическая коррекционная работа. Коррекционно-логопедическая работа для детей с нарушениями зрения направлена на коррекцию и развитие речи, активизацию их познавательной деятельности, восполнение сенсорной недостаточности, а также предупреждение возможных трудностей в процессе обучения в школе. Коррекционной логопедической работе в СКШС №1 предшествует углубленное обследование детей, которое устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений, требующих индивидуального подхода к каждому ребёнку. Вся логопедическая работа опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы построения коррекционной помощи детям с нарушением зрения:
- построение занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями детей;
- обусловленность содержания и методики работы особенностями речи детей с нарушениями зрения;
- систематичность и последовательность в обучении;
- функциональная направленность содержания и средств обучения;
- стимулирование индивидуального восприятия наглядно-предъявляемого материала каждым ребёнком.
Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы СКШС №1 как целостного образовательного учреждения, от интеграции в единое целое работы специалистов разного профиля. Формирование и активизация речи детей с нарушениями зрения осуществляется путём комплексного многостороннего воздействия силами врача-офтальмолога и медсестёр-ортоптисток, дефектолога, психолога, логопеда, воспитателей, родителей. Логопеду в СКШС №1 присущи следующие умения:
- учебно-познавательные (работа с литературой, моделирование педагогического процесса).
- учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение логопедических занятий).
- учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т.д.).
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с амблиопией, косоглазием и другими нарушениями зрения в СДС№1 логопед Боярская Н.В осуществляет на фоне специального лечения, который носит плеопто-хирурго-стереоскопический характер. Поэтому логопед знает этапы лечения, на которых находятся дети-логопаты, и строит коррекционную логопедическую работу с учётом решаемых врачом-офтальмологом задач. Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз по 3-5 минут в течении дня в процессе бытовой, игровой деятельности, перед занятиями, во время них и между ними. После зрительной работы на логопедических занятиях я также провожу необходимую зрительную гимнастику с предметами с помощью словесных команд. Для зрительной гимнастики рекомендуются упражнения – движения глаз (голова при этом неподвижна):
- вправо-влево;
- вверх-вниз;
- далеко-близко (удалять и приближать предмет);
- по кругу-слева направо;
Предмет (должен быть крупным, ярким) для зрительной гимнастики демонстрируется в медленном темпе, чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей, чтобы ребёнок до конца проследил его движение.
В процессе коррекционно-логопедической работы в СДС №1 используются следующие игры и упражнения:
- составление разрезанного на части изображения: «Составь целый предмет», «Собери картинку» и др.;
- нанизывание бус, составление узора, работа с пирамидой;
- обводка контурных изображений: «Обведи и заштрихуй», «Угадай предмет», «Обведи по контуру».
- выделение из фона замаскированного объекта: «Угадай, что прячется», «Узнай предмет», «Узнай по контуру», «Узнай по силуэту»;
- опознание изображения по силуэту или по какой-либо отдельной части: «Узнай по детали предмет», «Найди ошибку», «Как не бывает?»;
- составление разрезанного на части изображения (моделирование картины);
- опознание изображений: «Кто без чего?», «Как не бывает?», «Что забыл нарисовать художник?».
- опознание перевёрнутых, зашумленных изображений (в различных условиях предъявления): «Узнай и назови», «Кто здесь спрятался?», «Кто больше увидит и назовёт»;
- работа на компьютере с использованием мультимедийных игр.
Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга. Поэтому разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития в процессе логопедических занятий. Надо отметить, что у детей с нарушением зрения наблюдается общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти рук. Наши дети испытывают трудности в координации рук и глаз и у них низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками письма и чтения, и они в большей степени нуждаются в развитии движения и тактильной чувствительности пальцев рук. Это в свою очередь в значительной степени компенсирует недостаточность зрения и речи.
В свою очередь хочу отметить, что для того, чтобы увлекательно и занимательно проходило логопедическое занятие по развитию мелкой моторики рук в СДС №1 логопед Боярская Н.В. использует игры и упражнения, компьютерные технологии, которые вырабатывают ловкость, гибкость, подвижность кистей рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание и тем самым, развивать речь.
Вся логопедическая работа в СДС №1 имеет специфическую направленность и проводится в тесном взаимодействии с другими специалистами и охватывала различные стороны речевой, и познавательной деятельности детей. Только при таких условиях происходит развитие речи, которая становится важным компенсаторным фактором, стимулирующим развитие ребёнка с нарушением зрения, что способствует более успешному решению вопросов, связанных с их социальной адаптацией и интеграцией в общество.