К сожалению, в наш век высоких технологий, снижается уровень культуры и развития связной речи детей. Это связано с тем, что все больше в нашу жизнь входят компьютеризация и Интернет, вследствие чего люди, а особенно дети дошкольного возраста и школьники теряют интерес к чтению. Дети развиваются больше физически, чем психически. При этом с каждым годом растет объем знаний, который дети должны не просто запомнить, но и понять. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, взрослым нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них речи, как основного средства общения и способа познания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Логопедические игры"»
Логопедические игры
Где позвонили?
Цель. Определение направления звука.
Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, а показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
Тихо — громко!
Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование. Бубен, тамбурин.
Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Узнай по звуку
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).
Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.
Красный — белый
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.
Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У
Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Где звук?
Цель. Нахождение места звука в слове.
Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).
Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).
Телеграф
Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Описание игры. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы 'можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.
Игра «Что это?»
Цель игры: закрепить в речи детей обобщающие понятия, расширить словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет и бросает
мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и
назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко —
фрукт, юбка — одежда, стакан — посуда, мотоцикл — транспорт, туфли -— обувь и т. д.
Сырный домик
Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш, Л-Р в словах и предложениях, закрепление в речи простых предлогов.
Варианты игры
1.Педагог сообщает, что мышата пролезают только там, где картинки со звуком Ш.
В сырный домик чтоб зайти,
Слова со звуком Ш найди.
2.Взрослый просит ребенка помочь мышатам придумать предложения со словами, в которых есть звук Ш.
Мышки в доме не скучают.
Предложенья сочиняют.
Картинки чётко назови,
Предложенья сочини.
3.Взрослый сажает мышат на сыр, за сыр и т.д. Ребенку нужно сказать, где находятся мышата.
12. Тучка
Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Ход игры
Логопед держит тучу, на которой расположены капельки. Ребенок берет одну капельку, выполняет артикуляционное упражнение, затем опускает капельку в прорезь и т.д. Внизу постепенно образуется «лужа». Игра заканчивается, когда все капельку упадут на землю.
Улей
Цель: закреплять умение определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.
Ход игры (на примере звука Р)
Взрослый произносит одно слово, ребенок определяет место заданного звука в слове и помещает пчелу в один из ульев.
Цель: автоматизация звуков С, Ш, Л, Р в словах, закрепление умения выделять первый звук в слове, развитие навыков самоконтроля.
Методические рекомендации
Треугольники кладутся предметными картинками вверх. Нужно найти картинки, в названии которых первый звук одинаковый. Если задание будет выполнено верно, то на обратной стороне сложится изображение солдата. Это можно проверить, аккуратно перевернув треугольники.
Речевой материал:
Звук С: капуста-кактус, маска-мост, аист-ананас, скамейка-слон.
Звук Ш: мышка-машина, подушка-пушка, кошка-кукушка, шмель-шишка.
Звук Л: голубь – галстук, клоун-кукла, лось-лампа, масло-мыло.
Звук Р: гранат-горох, арбуз-арахис, макароны-морковь, корова-кролик.
Мышка или мишка
Цель: развивать фонематический слух детей младшего дошкольного возраста.
Ход игры
Перед ребенком 5 мышек и 5 мишек (или другие картинки, названия которых звучат похоже). Задача ребенка – взять ту картинку, которую назовет взрослый.
Подготовка к игре: связать шапочки на яйца из-под Киндер Сюрприз, наполнить мелкими предметами или крупами (по 2 яйца с одинаковым наполнителем); надеть "шапочки" на "желуди".
Ход игры
К каждой коробочке оранжевого цвета нужно подобрать пару среди коробочек желтого цвета (они звучат одинаково); число коробочек может быть различным. Ребенку предъявляются сразу все коробочки и он самостоятельно отыскивает пары, либо логопед просит найти пару для конкретной коробочки.
«Посади самолет»
Цель: закреплять знание основных и оттеночных цветов.
Подготовка к игре: вынуть из коробки все самолетики.
Ход игры
Взрослый просит ребенка посадить самолеты на площадки такого же цвета.
Аналогично можно сделать игру для автоматизации или дифференциации звуков. Тогда вместо цветных кружков следует использовать предметные картинки, в названии которых содержится звук, требующий автоматизации.
«Гантели»
Цель: учить составлять предложения с двумя заданными словами, определять количество слов в предложении, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки на материале слов.
Варианты игры (на примере звуков С, Ш)
1.Перед ребенком игрушки-спортсмены: лиса и мишка Мишка хочет поднимать только те гантели, на которых обе картинки со звуком Ш, а лиса, где обе картинки со звуком С (с целью усложнения задания некоторые гантели содержат по одной картинке с нужным звуком).
2.Логопед дает ребенку одну из гантелей и просит ребенка придумать предложение, где бы присутствовали оба слова (предложения могут быть шуточными). Когда предложение будет составлено, ребенок определяет количество слов в этом предложении. Чем больше слов в предложении, тем тяжелее гантели.
Найди отличия
Цель: развитие внимания.
Картинки к игре "Найди отличия" подобраны почти по всем лексическим темам. Некоторые картинки помогут логопедам в работе по автоматизации звуков.
Логопедические кубики
Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах, фразах, упражнять в употреблении простых предлогов, согласовании числительных с существительными, развивать артикуляционную моторику, связную речь, воображение.
Варианты игр
1.Ребенок бросает желтый кубик и выполняет то артикуляционное упражнение, которое выпадет на верхней грани.
2.Перед ребенком стопка предметных картинок (подобранных с учетом автоматизируемого звука) и синий кубик. Ребенок берет картинку и бросает кубик, затем считает с данным словом до того числа, который выпал на верхней грани кубика.
3.Если у ребенка красный кубик, то нужно придумать предложение с тем «маленьким словом» (предлогом), схема которого изображена на верхней грани, либо отобрать те картинки, которые подходят к данной схеме.
20. «Аквариум»
Цель: закреплять умение определять место звука в слове.
Материал: три аквариума, 10-12 рыбок, вырезанных из цветного картона.
Ход игры (на примере звука Ш)
-Я произнесу 10 слов. Если звук Ш в начале слова, пускаете рыбку в первый аквариум, в конце – в последний…
-Так вы узнаете, в каком аквариуме плавает больше рыбок.
1. Чтобы узнать, кто запутался в паутине, нужно составить слова из букв.
2. Детям не умеющим читать, предлагаем спасти насекомых (используется картинка без букв), которые запутались в паутине. Для этого нужно правильно повторить цепочку слогов за взрослым (или выполнить другое задание взрослого).
22. "Баскетбол"
Цель: учить определять место звука в слове, дифференцировать звуки по твердости-мягкости, определять количество слогов в слове.
Варианты игры (на примере звуков С, СЬ)
1.Взрослый произносит первое слово со звуком С. Ребенок определяет место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку в первой строке (снизу), затем второе слово – мяч размещается в одной из клеток второй строки и так до тех пор пока не попадем в корзину (лист 1).
2.Перед ребенком изображения трех баскетбольных корзин, мяч «забрасываем» в одну из них, в зависимости от положения звука в слове
3.Если в слове звук С «бросаем» мяч в синюю корзину, если звук СЬ – в зеленую (лист 3).
4.Выложить столько мячей, сколько слогов в слове (лист 3).
Примечание: если участвуют несколько игроков, то на табло можно отмечать количество правильных ответов (понадобятся карточки с цифрами).
1. На картинку, там где изображена кормушка, кладутся семена подсолнечника. Затем ребенок берет птичку, сажает в кормушку и говорит кого кормит: «Кормлю синицу».
2. Ребенку предлагается посадить птиц на ветку дерева, на елку, в кормушку и т.п.
3. Ребенок самостоятельно рассаживает птиц, обозначая их расположение. Взрослый при этом контролирует правильность употребления предложно-падежных конструкций.
4. Когда все птицы побывают в «столовой», взрослый просит ребенка закрыть глаза и убирает какую-нибудь птицу. Затем просит сказать, кого нет.
23. «Нелепицы»
Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие связной речи, мышления, памяти.
Методические рекомендации
Логопед просит ребенка назвать, что изображено на картинке. Объяснить, в чем допущена ошибка. Затем картинки убираются, ребенок рассказывает по памяти.
Игра "Кто быстрее?"
Цель: закреплять знание основных цветов и геометрических фигур, автоматизировать звуки Р и РЬ.
Материал: фишки для обозначения птиц, кубик, на грани которого приклеены геометрические фигуры (красный квадрат, синий круг, зеленый треугольник, желтый квадрат, красный круг, синий треугольник).
Ход игры
Игроки бросают кубик по очереди. Птичка (фишка) летит на ту фигуру, которая выпала на верхней грани кубика, если выпавшей фигуры нет впереди, следует вернуться назад. Выигрывает тот, кто первым окажется у кормушки. Каждый раз после бросания кубика ребенок называет фигуру и ее цвет.
Когда это бывает?
Цель: закреплять пространственно-временные представления, учить составлять описательные рассказы о временах года, развивать память, внимание, мышление, связную речь.
Материал: маленькие карточки распечатываются в двух экземплярах: один – разрезается, карточки кладутся справа или слева от сюжетной картинки; второй экземпляр – игровое поле, картинки закрывают фишками четырех цветов (синий – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень)
Варианты игр
1.На столе стопка маленьких карточек с рисунками, ребенок берет верхнюю, объясняет какое время года изображено на картинке, кладет справа или слева от сюжетной картинки. Педагог может уточнить, с какой стороны от большой картинки ребенок кладет карточку.
2.Ребенок должен как можно быстрее закрыть маленькие картинки разноцветными фишками, с учетом того, что у каждого времени года свой цвет.
3.Логопед предлагает закрыть нужным цветом ту картинку, которая находится во второй строчке, в третьем столбике и т.п.
4.Логопед просит ребенка рассказать о приметах какого-либо времени года с опорой на сюжетную картинку.
25. «Пуговицы»
Цель: автоматизировать звук Ц на материале слов, закреплять знание основных и оттеночных цветов, умение согласовывать числительные с существительными, закреплять навыки звукового анализа, развивать внимание, мелкую моторику.
Материал: по 8 пуговиц каждого цвета (6 разных, 2 одинаковых), платочек.
Варианты игры
1. Сосчитать пуговицы: "Одна пуговица, две пуговицы..."
2. Отобрать пуговицы определенного цвета.
3. Отыскать одинаковые пуговицы.
4. С помощью пуговиц синего, зеленого и красного цвета выложить звуковую схему одного из слов.
26. "Ежики"
Цель: дифференциация звуков по твердости-мягкости.
Перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки С и СЬ (или другие). Логопед просит отдать синему* ежику все картинки со звуком С, а зеленому* - со звуком СЬ.
* Синим цветом традиционно обозначают твердые согласные звуки, а зеленым - мягкие согласные.
27. "Развяжи узелок"
Цель: автоматизировать поставленные звуки в слогах и словах, упражнять в согласовании числительных с существительными, развивать мелкую моторику.
Варианты игры
1.Д.и. «Сосчитай»
-Один узелок, два узелка… (автоматизация звука Л).
2.Правильно повторить цепочку слогов и развязать один узелок.
3.Ребенку разрешается развязать узелок, если он правильно придумает слово с заданным звуком.
2.Педагог заранее надевает на шнурок несколько бусин в определенной последовательности. Ребенок должен продолжить надевать бусины, не нарушая последовательности.
29. "Волшебный мешочек"
Цель: упражнять в употребление существительных в форме родительного паджеда единственного числа, расширять словарный запас, развивать стереогнозис.
В мешочек можно положить все что угодно (мелкие игрушки, буквы, геометрические тела). Убираем предметы на глазах у ребенка, спрашиваем:
-Чего нет? (Нет жирафа, зебры...)
Затем просим ребенка определить животных на ощупь. Для проверки достаем их.
30. "Печати"
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными, автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать мелкую моторику.
Варианты игры
1.Взрослый предлагает напечатать несколько ежиков и сосчитать их следующим образом: «Один еж, два ежа, … 5 ежей».
2.Для автоматизации поставленных звуков подбираются изображения, в названии которых есть «трудный» звук.
31. "Поймай рыбку"
Цель: автоматизировать звук в словах, закреплять знание обобщающих понятий, знание основных и оттеночных цветов, развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное восприятие, память.
Варианты игры
1. В коробку кладутся фигурки тех предметов, в названии которых есть необходимый звук. Ребенок ловит рыбку, говорит, на кого она похожа. Когда все рыбки будут пойманы, нужно отобрать те, которые можно назвать одним словом.
2. В коробку кладутся «рыбки», в названии которых есть звуки, которые нужно отдифференцировать, ребенок ловит «рыбку», говорит, кого она напоминает по очертаниям, определяет наличие того или иного звука, кладет «рыбку» справа или слева от коробки (по предварительной договоренности).
3. Ребенок не только ловит рыбку, называет ее цвет, затем определяет сходство с каким либо предметом по очертаниям.
4.После того как все «рыбы» будут пойманы, они убираются, ребенок должен перечислить весь свой «улов».
32. "Цветущий кактус"
Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, развивать навыки самоконтроля.
Перед ребенком расположить цветы так, чтобы были видны только предметные картинки. Логопед просит ребенка отыскать только те картинки, в названии которых есть звук Ш (С, Р, Л). Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета, если их перевернуть.
Когда все картинку будут перевернуты, ребенка просят вспомнить, что было изображено на картинке.
Ребенка можно попросить определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце).
33. "Кого много?"
Цель: учить изменять существительные по числам, употреблять существительные в форме родительного падежа, учить согласовывать существительные с числительными, употреблять глаголы в нужном числе, понимать значения предлогов и наречий, расширять словарный запас, закреплять знание обобщающих понятий, развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
Варианты игр
Логопед показывает ребенку большую карту, а ребенок говорит, кто на ней изображен (например, зайцы) или кого много на карте (например, зайцев).
Перед ребенком несколько больших карт, относящихся к одной лексической теме. Логопед спрашивает, как назвать все предметы одним словом, затем предлагает спрятать по одному предмету на каждой карте, при этом следует говорить кого (чего) нет (например, нет зайца).
Показывая ребенку большие или маленькие карточки, логопед каждый раз дает указание о том, где ее нужно положить.
«Каких предметов нет?» По окончании игры, когда все карты убраны, ребенок должен вспомнить как можно больше предметов, изображенных на картах (например, нет зайцев, лис, волков).
«Что делают?» Если на большой карте животные изображены по-разному, нужно сказать кто что делает, употребив числительные или наречия (например, две утки слева стоят, а одна плывет).
34. "Доскажи словечко"
Цель: учить подбирать рифму, автоматизировать звук в словах, учить дифференцировать звуки, расширять словарный запас по темам: «Растения», «Птицы», «Животные», «Мебель», «Игрушки», развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Материал: двусторонние карточки.
Варианты игр
1.В игре используются карточки по одной из тем. Логопед читает стихотворение, ребенок должен правильно досказать слово (без опоры на картинку, в случае затруднений картинка показывается), карточку получает ребенок, который первым правильно произнес слово.
2.В игре используются только те карточки, в названии которых есть необходимый звук. Играть, так же как и в первом варианте.
3.Игра «Четвертый лишний». Сначала дети договаривают слова, затем определяют лишнее слово.
4.Ребенок должен разложить карточки на группы. Затем одна из них используется для игры «Доскажи словечко».
5.У детей по одной (или более) карточек. Логопед зачитывает стихотворение, а тот, у кого карточка с нужным словом называет его и поднимает карточку.
1. Педагог просит ребенка повторить цепочку слогов (па-по-пу) или слово, в котором содержится два трудно различаемых ребенком звука (сушка), при этом закрывает рот маской (экраном), чтобы исключить опору на зрительный анализатор.
2. Повторение слогов с различной интонацией и тембром.