У детей достаточно рано появляется желание делать всё «как мама»: подметать, стирать - словом быть помощником. Одни родители воспринимают это как сигнал о том, что пора приучать дитя трудиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мала пчелка, и та трудится»
Мала пчелка, и та трудится
У многих родителей возникает вопрос, когда надо начинать приучать своих чад к труду?
У детей достаточно рано появляется желание делать всё «как мама»: подметать, стирать - словом быть помощником. Одни родители воспринимают это как сигнал о том, что пора приучать дитя трудиться. Другие же полагают, что их чадо ещё успеет поработать, поэтому не стоит спешить. Кто же прав? Давайте представим такую ситуацию: 3-летний малыш намерен лепить с мамой пирожки, причем совсем не понарошку. Однако мама отсылает его поиграть, справедливо полагая, что детская помощь обернется испачканной одеждой и потерей времени на уборку кухни. Но пройдет несколько лет, и, возможно, та же мама гневно воскликнет: «Ты абсолютно ничего не делаешь по дому, у тебя нет никаких обязанностей! Увы, ждать помощи от подростка, если в детстве вы не разрешали ему помогать, не стоит. Оптимальный возраст для начала трудового воспитания 3-4 года. В это время ребенок учится, наблюдая за взрослыми, подражая им. Его интересуют «большие игрушки»- настоящий пылесос, стиральная машина. Конечно, родители быстрее и качественнее помоют посуду, но все же не торопитесь сделать за ребенка то, что он хочет сделать сам. Как же лучше поступить? - Самое важное для родителя это терпение и такт. Даже если очень хочется тут же за ребенком заново подмести или помыть, делайте это только тогда, когда ребенок не видит. Иначе у ребенка возникнет ощущение бессмысленно потраченных усилий. - Не переусердствуйте, перекладывая ответственность за домашние заботы на ребенка. Позвольте ему самому выбрать одно из 4-5 предложенных дел. - Помните, что излишняя непреклонность родителей может привести к появлению отвращения к любым нормам. Увидев, что у ребенка закрываются глаза, а игрушки еще не убраны, позвольте убрать их завтра. Ведь и вы иногда уставали настолько, что откладывали домашние дела. - Обязательно учитывайте возрастные возможности детей. Основные жизненные принципы закладываются в нас не только провозглашаемыми лозунгами, но и вскользь произнесенными фразами, отрывками разговоров родителей, которые не предназначались для детских ушей. Поэтому очень важно, как вы относитесь к своей профессиональной деятельности. Если возвращаясь с работы из ваших уст звучит: «Неужели завтра снова на эту каторгу?»- у ребенка может появиться неприятие трудовых обязанностей, и даже страх перед ними. У трудового воспитания есть особая сверхзадача – развивать способность создавать ценное, необходимое не только для себя самого, но и для других. Важно, чтобы задание ребенка было проникнуто смыслом, было действительно нужным. И конечно, ни в коем случае нельзя наказывать трудом. Хотелось бы также напомнить и о силе похвалы. Причем чем младше ребенок, тем менее интересен для него материальный результат того, что он делает, тем важнее одобрение взрослого. Совсем маленький ребенок вытирает стол не для того, чтобы стало чисто, а для того, чтобы понравиться вам. Как же сделать похвалу действенной? В этом труднейшем деле - хвалить - нет мелочей. Например сказанное на бегу, привычное и неэмоциональное «молодец» может восприниматься как безразличие. Тем более что дети отлично чувствуют все нюансы! В начале «трудового пути» оценивайте развернуто, поясняйте, что лучше всего получилось, замечайте детали. Очень важно обращать внимание не только на результат труда, но и сам процесс. Чему бы вы ни обучали ребенка: застегивать пуговки, делать подарки для членов семьи или накрывать стол к обеду, самое главное, чтобы труд оставался для него радостью достижений, а не тяжкой обязанностью.
Подведя итоги можно резюмировать- труд полезен!
Труд- это своеобразная проба сил. Ребенок начинает понимать, что он умеет, оценивать свои возможности.
Достаточно часто труд требует умения работать совместно, договариваться, распределять обязанности.
Формируется воля, ведь приходится преодолевать значительные трудности, делать не только то что хочется, но и то, что надо.
Через освоение мелких точных движений руки развивается гибкость мышления.
Закладывается умение планировать, делить задания на этапы.