формирование патриотических чувств старших дошкольников к Родине на примере героических поступков детей – героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., вставших на защиту Родины против фашистских захватчиков наравне с бойцами Красной армии через проектную деятельность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Информационно-творческий проект «Маленькие герои большой Войны»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема:«Маленькие герои большой Войны»
Тип проекта: информационно-творческий
Классификация: краткосрочный
Состав участников: групповой
Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная,
познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, игровая, восприятие художественной литературы.
Актуальность
У войны не детское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть…
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.
Ирина Савельева
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь, жизнь ребенка можно оборвать в печи крематория… Но мы должны знать свою историю! Конечно сложно рассказывать детям о войне. Но это важно и значимо! Без знания, понимания и переживания этих страниц нашей истории невозможно воспитать настоящего патриота и гражданина России! В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решается в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками, поэтому было принято решение, изменить форму организации образовательного процесса и решением данной проблемы стала реализация проекта «Дети войны»
.
Так как метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный материал, через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей и самому педагогу повысить свою компетентность.
Проблема
В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта. Современные дети имеют скудные знания об Отечестве, о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г., о подвиге русских людей в военные годы, а тем более о том, что наряду со взрослыми сражались маленькие герои большой войны и война стала биографией целого поколения детей.
Цель проекта:
формирование патриотических чувств старших дошкольников к Родине на примере героических поступков детей – героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., вставших на защиту Родины против фашистских захватчиков наравне с бойцами Красной армии.
Задачи проекта:
1. Познавательное развитие.
Формировать представление детей о Великой Отечественной войне, о ее исторических фактах, об участии детей в войне и их героических подвигах, смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом.
2. Речевое развитие.
Познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами, стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов.
3. Социально-коммуникативное развитие.
Формировать познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей страны и отражать свои знания в играх, общении со сверстниками и взрослыми.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Развивать художественно-творческие способности детей, познакомить их с песнями, музыкой военных лет.
5. Физическое развитие.
Воспитывать будущих защитников Родины через игры, спортивные соревнования, вырабатывать у них волю к победе, смелость, остроту реакции.
Срок реализации проекта: две недели.
Формы взаимодействия с детьми:
непосредственная образовательная деятельность;
совместная деятельность детей и педагогов;
экскурсия в музей военной славы нашего ДОУ;
чтение художественной литературы;
беседы, ситуативные разговоры;
- игры (дидактические, ролевые, подвижные и коммуникативные);
презентации.
Продукт проектной деятельности:
- презентация занятия «Маленькие герои большой Войны!»
- литературно-музыкальное представление « Как рано боль познали наши дети» (посвящается Татьяне Морозовой)
- книга памяти, созданная с участием родителей
- конкурс чтецов
Основные принципы проекта:
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.
Культурологический принцип: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия старшего дошкольника.
Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ), учет требований типовых программ, многоуровневость.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества
Методическое и организационное обеспечение программы
Техническое: помещения детского сада.
Оборудование: музыкальный центр, принтер, ксерокс, ноутбук, мультимедийная установка.
Кадровое: музыкальный руководитель, воспитатель, специалисты ДОУ.
Организационно-методическое: методическая и художественная литература; наглядный и иллюстрированный материал; дидактические игры; костюмы для праздника, изготовленные родителями.
Критерии показатели эффективности проекта.
У детей сформируются первоначальные знания о Великой отечественной войне, о детях – героях этой войны, защищавших Родину, о цене победы. Воспитываются патриотические чувства и качества, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, в частности детей, которые являются ярким примером служения своей семье, стране, миру.
Ожидаемые результаты проекта:
- расширится знания о Великой отечественной войне; о детях – героях; о военных профессиях, о родах войск, военной технике;
- дети знакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
- расширится словарный запас.
Этапы реализации проекта
Первый этап — подготовительный
- Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
- Постановка цели и задач.
- Работа с методическим материалом по данной теме, сбор и систематизация информации.
- Планирование совместной деятельности с детьми, разработка конспектов НОД, бесед, сценария мероприятия, создание презентации «Маленькие герои большой Войны»; разучивание с детьми стихов.
- Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы.
- Проведение опроса родителей и детей с целью выявления состояния исследуемой проблемы.
Второй этап - реализация проекта ( 2 недели)
Экскурсия в музей «Боевой славы»
формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств
Презентация: « Маленькие герои большой войны»
расширять представление дошкольников о детях, живших в годы войны; их героизме и мужестве; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину
учить детей определять по фотографиям, как выглядят дети-мира (счастливые лица, улыбка на губах, красивая одежда), и дети-войны (мрачные лица, испуганные, заплаканные глаза, оборванная одежда)
воспитывать чувство сострадания
Речевое развитие
Беседы о детях – героях Великой Отечественной Войны ( Т.А. Шорыгина)
воспитывать уважение, трепетное отношение к именам детей-героев Великой Отечественной, формировать чувство гордости за подвиги;
познакомить детей с жизнью их ровесников во время войны; донести до детей, как тяжело приходилось детям в те суровые годы; воспитывать в детях чувство благодарности и уважения к погибшим героям и тем, кто дожил до Победы, помнить об их подвигах;
Чтение художественной литературы:
А. Гайдар «Война и дети»
Л. Кассиль «Сестра»
В. Крупин «Отцовское поле»
А.Алексеева «Дом»
К.Симонов «Сын артиллериста»
О.Высотская «Война не место для детей»
У.Бражнина «Шинель»
учить детей понимать смысл рассказов, идейное содержание
закреплять умение отличать рассказ от других литературных жанров
развивать речь и обогащать словарный запас, умение грамотно отвечать на поставленные вопросы
воспитывать патриотические чувства
создать у детей чувство сопереживания прошедшим событиям во время ВОВ
формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине на основе изучения военной истории
развивать связную речь, память
Художественно-эстетическое развитие
Прослушивание песен военных лет: слова Лебедева-Кумача «Священная война»; М.Блантера «Катюша»; «День Победы» Д. Тухманова, В.Алкина «Прощание славянки» Заучивание песни «Солнечный круг
познакомить детей с песенным репертуаром военных лет.
дать представления о том, что песня в суровые годы войны была для солдат постоянным спутником, вела их к Победе, сопровождала в нелёгкие времена.
обогащать духовный мир детей, через обращение к легендарным песням военного времени
Аппликация «Награды для маленьких героев»
Поощрять стремление детей работать над созданием интересных композиций, используя разные техники. Развивать у детей творческое воображение, фантазию
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Военная техника»
«Военные профессии»
«Кому что нужно для службы?»
закреплять знания детей о военных профессиях
закреплять знания детей о В.О.В
развивать интеллектуальную компетентность
Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Военный госпиталь», «Военные учения», «На передовой»
Подвижные игры: «Самолеты», «Пограничники», «Саперы», «На границе»
совершенствование физических качеств: ловкости, скорости, выносливости, координации движений; закреплять основные движения
способствовать развитию чувства помощи, сопереживания, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы
3) Третий этап — заключительный
Обобщение результатов работы.
Проведение конкурса чтецов и литературно-музыкальное представления « Как рано боль познали наши дети»
Презентация.
Изготовление книги памяти
Работа с родителями:
Анкетирование на тему «Что мы знаем о войне?» (Приложение 1)
Консультации на темы «Формирование у детей знаний о войне», «Воспитываем патриота в семье»
Участие в изготовлении книги памяти
Рекомендации родителям для домашнего чтения: Л. Кассиль «Твои защитники», В. Богомолов «Иван»; А. Гайдар «Война и дети».
Методическое обеспечение проектной деятельности: 1. Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ»- Волгоград, Изд. «Учитель», 2007г. 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml. 3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе!» - Москва, «Гном и Д», 2005 г. 4. Мулько И. Ф. "Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие", М.: ТЦ Сфера, 2006. 5. Новицкая М. Ю. "Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду", М.: Линка-Пресс, 2003.
6. Шорыгина Т.А. « Беседы о детях – героях Великой Отечественной Войны» - М.: ТЦ Сфера, 2016
7. Интернет - ресурсы
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в нашем исследовании, посвященном изучению темы «Дети – участники Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
Заполняя анкету, пожалуйста, подчеркните приемлемый для Вас вариант ответа.
Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой
Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом, в том числе и детьми в те суровые дни?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
2. Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?
- Праздником Великой Победы.
- Днем памяти погибших на войне.
- Дополнительным выходным.
3. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?
7. Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?
- Конкурс рисунков.
- Оформление мини-музея, фотовыставки.
- Создание альбома «Дети – герои»
- Другое ___________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2
«Дети – герои Великой Отечественной Войны».
Цель: дать детям представление по данной теме.
Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать, грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один встали на защиту своей страны. Среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей.
Июнь. Клонился к вечеру закат.
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями. Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. О подвигах юных героев написаны стихи и рассказы, сняты фильмы, их имена носят улицы, корабли. Ими гордится наша страна.
Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война — не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания.
Голодяевс Л. М.
Приложение 4
Картотека подвижных игр:
«Пограничники» должны находиться, как можно дальше от автоматов. Брать заранее оружие не разрешается.
Цель: Развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.
Ход игры:
Дети «обезвреживают» (собирают) «мины» (диски), наступая на кочки.
«Связисты»
Цель: Развитие быстроты, выносливости, ловкости, умения выполнять действия по сигналу.
Ход игры:
Первый связист (участник) протягивает кабель (шнур), преодолевая полосу
препятствий.
Второй связист, преодолевая препятствие устанавливает телефонный аппарат, выходя на связь позывным: «Первый, первый, я второй, как слышите, приём».
«Артиллеристы»
Цель: Развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.
Ход игры:
Дети попадают в танк (цель) гранатами (мешочками).
«Гранаты в ящик»
Цель: Развитие ловкости, быстроты, внимания, активности детей в играх с
предметами.
Количество играющих: 1 — 6 человек.
Инвентарь: шары для сухого бассейна.
Ход игры:
1 Взрослый высыпает на пол цветные пластмассовые шарики (гранаты) и
просит детей собрать их, принести и положить в ящик.
2 Усложнить игру можно, поставив перед рассыпанными шариками несколько
преград, которые ребенок должен преодолеть, чтобы собрать шарики
(например, перебравшись через бревно, скамейку и т. д.).
3 Можно использовать шарики разных цветов и размеров и просить детей
собрать шарики выборочно: или только маленькие, или одноцветные.
«Разведчики» (жмурки с колокольчиком)
Цель: Развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.
Ход игры:
Разведчики 2-3 человека (жмурки) с закрытыми глазами ловят «языков».
Неприятели (остальные дети) бегают по залу и звенят колокольчиками.
«Пробеги тихо мимо дозора»
Цель: Развитие умения бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком, воспитание самостоятельности и инициативности в организации знакомых игр.
«Кто быстрее – тот командир?»
Цель: Побуждение детей к выполнению действий по сигналу, развитие
На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат предметы одежды. По команде дети должны как можно быстрее одеться. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром.
«Перетягушки»
Цель: Развитие активности детей в играх с предметами, умения поддерживать
дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Ход игры:
Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою
сторону.
«Саперы»
Цель: Развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.
Ход игры:
Дети «обезвреживают» (собирают) «мины» (диски), наступая на кочки.
«На границе»
Цель: Развитие ловкости, быстроты, выносливости, гибкости, умения играть с предметами, выполнять действия по сигналу.
Ход игры:
Дети изображают пограничников, двух ребят назначают часовыми с собакой.
«Пограничники» отдыхают, греются у костров, и т.д. В другом конце площадки лежат автоматы.
«Часовой» держит «собаку» на привязи и ходит с ней вдоль черты (границы).
Вдруг «собака» дёргает за шнур. «Часовой» кричит «Тревога!» Услыхав этот
сигнал все «пограничники» должны быстро взять автоматы и построится вдоль воображаемой границы. Двое детей, которые раньше всех прибегут к границе, будут «часовыми» и «собакой» в следующей игре.
Правила игры: «Пограничники» должны находится как можно дальше от
автоматов. Брать заранее оружие не разрешается.
Приложение 5
Конкурс чтецов
Девочка, прошедшая войну ( Абляева Ильвина)
Девушку, совсем ещё девчонку, С мягкою улыбкой после сна, В форме школьной, с бантами и чёлкой Увела безжалостно война. В медсанбатах фронтовых походных, В городах, пылающих огнём Всех солдат израненных, голодных Возвращала к жизни день за днём. Маленькими ловкими руками Бинтовала раненых, слепых. Сколько писем написала мамам За безруких пареньков седых. На шинели ордена, медали, Выправка военная и стать. Только деток руки не держали, Не успела деток нарожать. Всех, кто дорог был, любим и близок, Забрала разлучница-война. Пожелтевший обгоревший снимок: Два солдата в форме и она. Предлагали сердце, душу, руку. Жизнь, как в сказке, счастье чередой. Да лежит один в Великих Луках, А под Сталинградом спит другой. И стоит в печали одинокой Слушая седую тишину, Бабушкою ставшая до срока Девочка, прошедшая войну.
(Крахмалев В. И Козлова А.) (Л. Тасси)
Оборванного мишку утешала Девчушка в изувеченной избе: "Не плачь, не плачь... Сама недоедала, Полсухаря оставила тебе...
... Снаряды пролетали и взрывались, Смешалась с кровью черная земля... Была семья, был дом... Теперь остались Совсем одни на свете - ты и я..."
... А за деревней рощица дымилась, Поражена чудовищным огнём, И Смерть вокруг летала злою птицей, Бедой нежданной приходила в дом...
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу, И мне дадут на фронте автомат. Я отомщу за то, что слезы прячу, За то, что наши сосенки горят..."
Но в тишине свистели пули звонко, Зловещий отблеск полыхнул в окне... И выбежала из дому девчонка: "Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."
... Молчание. Ни голоса не слышно. Победу нынче празднует страна... А сколько их, девчонок и мальчишек, Осиротила подлая война?!..
Спою тебе, родной(Л. Шмидт)
Синеглазая девчонка Девяти неполных лет... Льётся песня нежно, звонко На больничный белый цвет. И под звуков переливы Чьи-то братья и отцы Вспоминают дом счастливый, Просят спеть ещё бойцы. «Я спою, — в ответ девчонка, — Низко голову склонив, — Вот, пришла нам похоронка... Но я верю: папа жив! Может, кто из вас случайно Папу где-нибудь встречал? Где-то там, в сторонке дальней, Вместе с папой воевал?» И как будто виноваты В том, что живы до сих пор, Вдруг отводят все солдаты От девчонки малой взор. Проглотив слезу украдкой, Вновь поёт до хрипотцы, И, по-взрослому, солдаткой Кличут девочку бойцы. Бесконечно петь готова Песни раненым она, Но при этом спросит снова, А в ответ лишь тишина. И однажды, как награда, Весь изранен, но живой, Папа, милый! Вот он, рядом! «Я спою тебе, родной!»
Воспитатели с детьми исполняют танец «Дети войны» ( песня ТамарыГвердцители « Дети Войны»)
Приложение 6
Сценарий литературно-музыкального представления « Как рано боль познали наши дети» (посвящается Татьяне Морозовой)
Действующие лица:
Ведущий
Таня Морозова
Партизаны
Командир партизанского отряда
Сцена 1
С цена представляет партизанскую землянку. Вокруг стола сидят партизаны, на лавку чуть поодаль полулежит усталая, измученная девочка – Таня Морозова.
Командир
Какие судьбы есть на белом свете!
Как рано боль познали наши дети!
Ну расскажи, малышка, о себе.
Хотим узнать мы о твоей судьбе.
Таня
Я сирота. Мать умерла,
За нею и отец.
Остался Паша – брат,
Но он теперь боец.
Мне детский дом
Стал будто дом родной.
Но детский дом
Разрушило войной.
А поезд наш фашисты разбомбили,
Я слышала лишь крики, стоны, вой…
И бомбы что рвались над головой.
Толпа металась, плакала, кричала.
Не чуя ног, я к лесу побежала.
В лесу блуждала, может быть три дня,
И силы стали покидать меня.
Заснула на земле я тяжким сном,
И тут меня и обнаружил он
И к вам принес.
(Указывает на одного из партизан)
Командир
Я отдаю теперь такой приказ:
Танюша, ты остаешься у нас!
Звучит музыка. На сцену выходит ведущий.
Ведущий. Таня осталась в партизанском отряде. Скоро она стала настоящей партизанкой.
Танечка – Татьянка
Стала партизанкой!
О на научилась стрелять, минировать дороги, ходила в разведку. Так прошел год. Однажды командир собрал партизан.
Сцена 2
Командир. Томятся пленные в немецком лагере смерти в Киеве. Надо нам попробовать их освободить. Для этого мы создали группу. Таня, пойдем с нами! Мы ночку выберем потемней и подберемся к лагерю не слышно.
Выходит ведущий
Ведущий. Темной безлунной ночью группа ворвалась в лагерь смерти и освободила заключенных. За этот подвиг двенадцатилетнюю Таню Морозову наградили орденом Красной звезды.
Слава маленькой героине –
Тани Морозовой помните имя!
Звучит песня «Память войны» (муз. Р. Бойко, сл. М. Садовского)
Э кскурсия в музей «Боевой славы»
Просмотр презентации
«Дети – войны»
Аппликация «Награды для маленьких героев»
С родителями была изготовлена Книга памяти о детях – героях ВОВ