Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс для педагогов "Реализация технологии ТИКО-моделирования в ДОУ"»
Мастер - класс для педагогов
"Реализация технологии ТИКО-моделирования в ДОУ"
Назначение: данная публикация основана на опыте работы ДОУ адресована педагогам ДОУ, которые впервые знакомятся с ТИКО - конструктором и применяеют его в работе с детьми дошкольного возраста ( конструктивные особенности ТИКО - деталей, этапы работы с конструктором, формы работы и т.д.)
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО-моделированию.
Реализация технологии ТИКО-конструирования в ДОУ «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать» Ян Амос Коменский
Уважаемые коллеги, знакомы ли вы с данным видом конструктора?
Очень рада за тех кто уже использует данный вид конструктора и на своей практике испытали всю его ценность в работе с детьми, думаю что вам будет интересна и возможно почерпнете что – то новое для себя . А кто еще не попробовал работать с ТИКО - конструктором, тогда приглашаю вас вкратце познакомиться с ним. Итак, что такое же такое ТИКО? Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно ( куб – показать развертку) ,позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого ( показать). Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение. С 2018 года в ТИКО – наборах появились дополнительные детали – колеса, которые делают конструкцию еще и подвижной. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Играя с конструктором ТИКО, воспитанники детского сада легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция), но и объемные (куб, призма, пирамида), что способствует более эффективной подготовке дошкольников к школе.
Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Задачи конструкторов «ТИКО»: Образовательная: • систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры); • способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия); • формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления. Развивающая: • улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора); • развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции); • прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений). Воспитательная: • воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания); • тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта). • стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
Существует 12 наборов конструктора ТИКО: 1. Фантазёр 2. Геометрия 3. Школьник 4. Архимед 5. Класс 6. Шары 7. Платоновы тела 8. Малыш 9. Арифметика 10. Грамматика 11. Эрудит 12. Английский язык Сегодня в данном мастер – классе хочу некоторыми наборами: Геометрия Фантазер, Архимед, Класс ТИКО конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур. Этапы работы с ТИКО – конструктором: Знакомить с конструктором необходимо последовательно. От простого к сложному. - Первое, что мы делали – это рассматривали детали конструктора ТИКО. Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т.д. - Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет. - После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по форме, по цвету. Задание : Хочу вам предложить задание для детей 2 младшей группы «Рассортировать по цвету», «Рассортировать по размеру».
- Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать. - Главное при соединении деталей – это правильное их соединение. - Соединять детали надо под углом. Сейчас предлагаю вам попробовать соединить детали конструктора ( выполнение задания) Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается. И еще одно замечание: новые детали конструктора значительно труднее соединять друг с другом, чем детали с которыми уже играли дети.
Задание для слушателей. Предлагаю вам построить что – нибудь из элементарных предметов, например, дорожку узкую и широкую.
Когда дети уже познакомились с конструктором, с тем как его соединять можно использовать следующие формы работы с конструктором ( показ папок): - конструирование по полной схеме - конструирование по контурной схеме - конструирование с помощью слухового диктанта - конструирование по образцу - конструирование по технологической карте - конструирование по собственному представлению Работа со схемами очень важна – дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.
Далее , я вам предлагаю немного поиграть , а именно выполнить слуховой диктант . Для этого мы разделились на 4 группы.
1 Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз. 2 К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник. 3 Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник. 4 К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник. Что у нас с вами получилось? (Морковка) Это плоская или объёмная фигура? (Плоская). Но мы с Вами можем сделать её объёмной. Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2 точно таких же фигуры (морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.
Детям подготовительной группы можно предложить Задания на замещение геометрических фигур 1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников. 2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов. 3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.