Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс для воспитателей "Волшебная соль".»
Мастер-класс для воспитателей «Волшебная соль».
Тема: «Пасхальное яйцо».«Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Автор: Бокарева Е. П. воспитатель средней группы.
Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Повысить профессиональное мастерство педагогов.
Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Создать и поддержать условия для развития творческого потенциала.
Рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер - класса.
Оборудование: клей ПВА, соль, гуашь оранжевая и красная, кисти, солфетки.
Ход МАСТЕР-КЛАССА.
Уважаемые коллеги!
Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Теоретическая часть.
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Чтобы решить эту серьезную, на мой взгляд, проблему современного общества, надо создать ребенку соответствующие условия.
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная познавательная деятельность детей. Именно с такой деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка.
Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно –практическая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность экспериментального характера.
Дошкольники любят экспериментирование, так как эта деятельность отвечает особенностям их мышления- наглядно-образного и наглядно-действенного.
Главным достоинством экспериментирования является то, что даются детям реальные представления о предмете или явлении, о взаимоотношении с другими предметами, а также со средой, в которой они находятся.
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры.
Постановка, формулирование проблемы;
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
Проверка гипотез;
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Тему для экспериментов выбираю с учетом интересов детей, а также в соответствии с тематикой и событийностью.
В своей работе я интегрирую разные виды экспериментирования.
Это эксперименты с реальными объектами и абстрактными объектами.
С реальным объектом - это экспериментирование с объектами живой и не живой природой, рукотворным миром.
-А эксперимент с абстрактным объектом? Что это? Что такое абстрактный объект?
Абстрактные объекты - это объекты слова, представления и отношения. (Дети могут предположить, что можно делать с объектом, где можно использовать этот объект, придумывают новые слова, занимаются словотворчеством.)
Практическая часть.
А как применяются эти методы экспериментирования на практике, вы поймете в ходе дальнейшей работы.
И сейчас я предлагаю провести эксперимент с объектом неживой природы.
Ответьте мне на вопрос:
- Какая нота и продукт называются одинаково? (соль)
- Правильно!
- Сегодня с вами мы будем преобразовывать самую обыкновенную соль.
- Как вы думаете можно ли окрашивать соль?
- Конечно, можно.
А как это можно сделать?
Хочу открыть вам маленький секрет и поделиться с вами самыми легкими и самыми быстрыми способами окрашивания соли.
Предлагаю сделать вот такие необычные цветные картинки. Я предлагаю расписать пасхальные яйца, т.к. приближается светлый праздник Пасхи.
И подарить их самому близкому человеку.
- Ну что приступим к работе.
- Снимайте салфетки, вы увидите все необходимое для нашей деятельности.
Технология выполнения работы:
1. Первый способ – это соленое рисование.
Очень интересная техника рисования – это рисование по соли. Эффект растекания краски просто завораживает.
В начале нанесите клей ПВА любыми узорами на яйцо. Это может быть все что угодно-вертикальные, горизонтальные, волнистые линии, точки и т. д.
Далее посыпаем все солью и даём немного подсохнуть, затем стряхиваем излишки соли над тарелкой. Оставьте до полного высыхания.
Отложите в сторону это яичко и пока он сохнет мы познакомимся с другим способом…
Яичко подсохло и сейчас будем творить: разведите гуашь в небольшом количестве воды, но не слишком жидко, чтобы ее было удобно наносить. Цвет краски может быть любой, разных оттенков - это ваш выбор. Наносить краску на солевые разводы, нужно аккуратно
Краска будет очень интересно растекаться по солевым "дорожкам".
2. Второй способ – это акварель, соль и канцелярский клей
Возьмём другое яичко и с помощью воды и кисточки его смочим, затем берём акварельные краски и покрываем поверхность, краской Оранжевой или желтой по своему вкусу.
Пока краски не высохли, добавьте капли прозрачного клея, а затем посыпьте рисунок солью. Соль создает интересный эффект, впитывая пигмент из краски при высыхании. Кроме того, она красиво искриться.
3. Третий способ – это цветная соль и клей ПВА.
Я предлагаю вам ещё один способ рисования солью, но он отличается от двух первых, там мы использовали белую соль, а сейчас будем рисовать цветной солью.
Нам понадобится ещё одно яичко, клей ПВА и цветная соль.
Сначала определимся с цветом вашего яичка и сделаем определённого оттенка соль.
Для этого нам понадобятся мелки и соль.
А теперь начинается самый творческий этап работы. Покрываем изображение тонким слоем клея ПВА (постепенно, небольшими участками).
Участок, на который нанесли клей, посыпаем цветной солью (цвет может быть различный)- можно использовать в работе ложечку, а можно руками.
Лишнюю соль стряхиваем на тарелочку.
Также, такой способ окрашивания соли, помогает снять внутреннее напряжение, как у ребенка, так и у взрослого человека.
Пока коллеги работают, я расскажу немного о соли. Соль очень интересный объект для исследования. Ее можно использовать для различных опытов и узнавать совершенно разные свойства соли.
- Растворимость соли.
- Волшебное свойство соли удерживать на поверхности разные предметы.
- Из соли можно выращивать различные кристаллы.
Все это интересно и очень нравится детям.
Так же можно реализовывать различные долгосрочные проекты. Во время проектной деятельности можно наблюдать за солью, узнавать полезные свойства соли с медицинской точки зрения, исследовать зачем нужна соль, насколько может быть вредно использование большого количества соли.)
Сделали, покажите свои картинки коллегам, как красиво получилось. Дети, тоже очень радуются, восхищаются своими работами.
- А теперь придумайте название своей работе, но такое, чтобы в нем звучало слово соль.
- Молодцы. А вот представьте, что эту разноцветный сувенир вам нужно подарить, кому вы подарите? Представили? Скажите: Какие же ощущения он будет испытывать? (Радость, восхищение, восторг). Молодцы.
- Вот сейчас мы с вами попробовали экспериментировать со словом- абстрактным объектом. Мы придумывали название нашей работе, представляли, кому хотим подарить сувенир- в данном случае наш реальный объект- пасхальное яйцо-сувенир, а абстрактный объект- слово, предположение.
Уважаемые коллеги!
Посмотрите, что получилось у меня.
Я окрасила соль гуашью, получается очень ярко выразительно. Такую работу сделанную своими руками не стыдно кому –то подарить.
А еще можно сделать красивые и оригинальные подсвечники, стакан обмазать клеем и насыпать на него соль, получается очень оригинально.
Итак, детское экспериментирование позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения, а в итоге создавать творческую личность.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги у вас на столах лежат ленточки, зеленого и красного цвета. Если вы считаете, что мой опыт полезен в вашей работе с детьми, привяжите на свою поделку зеленую ленту, а если считаете, что бесполезен и вам не пригодится, то красную.
Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Свои поделки вы можете забрать на память.
Спасибо всем за внимание.
Список использованной литературы:
Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с. 5. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
«Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет»
Кол М. Э. дошкольное творчество. – Минск. «Попурри», 2005г.
Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. – М. «Карапуз», 2009г.
Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. – М. «Карапуз», 2009г.
Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. – М. Мозаика – Синтез, 2005г