Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: "ИГРЫ НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ"»
Актуальность:
Речевоеподражание(звукоподражание) — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы такое общение не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребенка, в игре.
Игра — это естественное состояние ребенка. Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра — это всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много веселых неожиданностей, обыденное становится необычным.
С помощью игры ребенок постигает культурный опыт общества, активно входит в социум. Но социализация — это не только адаптация к среде, это и процесс самовыражения, самореализации личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с людьми.
Большое значение в речевом развитии детей имеют словесныедидактическиеигры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.
Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить малыша подражать действиям с предметами (игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковымииграми.
речь должна быть правильной, без речевых нарушений;
артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
воспитатель стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
педагог дает ребенку только образцы правильной речи, не повторяя за малышом воспроизводимые им слова-заменители.
Цель: демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием игр на звукоподражание в образовательном процессе МБДОУ.
Задачи:
1. Повысить профессиональный уровень педагогов по использованию игр для развития речи воспитанников.
2. Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию детей.
3. Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по речевому развитию, обобщение позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Аудитория: педагоги МБДОУ.
Предварительнаяработа: подбор литературы, пособий и игр.
Оборудование: дидактические игры и упражнения.
Ходмастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас здесь сегодня!
Позвольте представить Вам тему моего мастер-класса: «Развитиезвуковойкультурыречипосредствомигриупражненийвраннемдошкольномвозрасте».
Для проведения мастер-класса приглашаю несколько участников, которые выступят в роли детей, моих воспитанников (выходятучастники).
Ко всем своим воспитанникам я обращаюсь исключительно по имени, которое им близко, как их называют дома. И нам нужно с вами познакомиться. У меня есть листочки, на которых прошу написать, как мне к вам обращаться, для продолжения комфортного общения.
Работамастера. В первой речевой игре предлагаю всем нам познакомиться. Игра «Это я!» Ребята, слушайте внимательно, я буду называть ваши имена и каждому давать игрушку. Кошечка громко кричит: «Мяу,яхочукМаше»,есть у нас Маша? Бери Маша кошечку, покажи, как она тебя звала и т. п.
Работасаудиторией.Данное игровое упражнение позволяет косвенно знакомить детей друг с другом. В начале учебного года познакомиться с речевыми возможностями детей и выстроить план индивидуального речевого развития.
Основной вид деятельности ребят 2-3 лет — игра, игровые упражнения и мастерство педагога состоит в том, чтобы увлечь детей к педагогическому взаимодействию.
Работамастера. Ребята, скажите, а вы любите сказки? (ответыучастников). Тогда я вам сейчас расскажу одну очень интересную сказку. Но для начала мы с вами друг другу улыбнемся, чтобы всем было еще веселее. (Выполняем упражнение «Улыбка»). Ребята, покажите всем свою улыбку и держите ее долго-долго. Молодцы, у вас получились красивые улыбки. А давайте еще раз друг другу улыбнемся. Посмотрите, как светлее стало в нашей группе, когда мы все вместе улыбнулись.
Ребята, а теперь послушайте сказку.
Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик называется «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает). Чем закрывался домик? (Зубами).
Правильно! Нижние зубы — крылечко, а верхние — дверка. Давайте все вместе откроем и закроем домик Язычка (Детивыполняютупражнение«Домик»). Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает). Язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай-ка и я так попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Выполняемупражнение«Полакаеммолоко»).
Работасаудиторией.Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения. Очень важно для своевременного правильного становления речи в дошкольном возрасте тренировать язык. Ведь язык-главная мышца органов речи, и для него, как и для всякой мышцы, гимнастика необходима. Он должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Детям 2-3лет артикуляционная гимнастика поможет быстро поставить правильное звукопроизношение.
Работамастера. А еще любил язычок песни петь. Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет: «а-а-а». Как он поет? (детиповторяют«а-а-а»). услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». Как он запоет? (детиповторяют«и-и-и»). Услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у». Как он запоет? (детиповторяют«у-у-у»).
Так у язычка незаметно и день пройдет. Устанет язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.
Работасаудиторией. Вариантом данного упражнения могут быть упражнения, «Паровоз»(детизовутпаровоз,отрабатываетсязвук«У»),«Лошадка»(детизовутлошадку,отрабатываетсязвук«И»),«Эхо»(воспитательговоритгромкогласныезвуки,детиповторяюттихо,отрабатываютсягласныезвукиисилаголоса). Данные упражнения используются с целью обучения детей произношению гласных звуков.
Работамастера. А теперь давайте все вместе будем надувать воздушные шарики.
Дружношарикнадуваем
Рукиоколорта,«надуваемшарик»
Внебошарикотпускаем,
Рукиподнимаемнадголовой,«отпускаемшарик»
Лопнулшарик… «Ой-ой-ой»
Хлопнутьвладошинадголовой,качаемголовой
Нужнонамнадутьдругой.
Ребята, посмотрите в окно, сколько там снега. Вот и у меня здесь есть снежинки. Давайте возьмем их и подуем на них (Выполняемупражнение«Подуемнаснежинку»). Посмотрите, как они красиво летают, как будто снег идет.
Ребята, у меня руки замерзли! А у вас? Сейчас я их погрею. (воспитательскладываетладоничашечкой,подноситкортуиделаетвыдох:х-х-х). Ребята, а давайте все вместе погреем руки. (обращаетвниманиенато,какхорошоэтоделаеткто-тоиздетей).
Работасаудиторией. Вариантом выполнения данного упражнения могут быть упражнения «Бабочка,лети»(летом),«Пусканиекорабликов»(весной),«Подуемналисточек»(осенью.) Эти упражнения помогают добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Работамастера. Ребята, а вы слышали, как стучит молоток? (упражнение«Забейгвоздикмолоточком»). Смотрите, у меня есть большой молоток. Давайте постучим им и послушает как он стучит (воспитательстучитмолотком). Он стучит так: тук-тук-тук. Как он стучит? (детиповторяют). А может быть кто-то хочет постучать. Давайте подойдем к столу и поочереди постучим (предлагаетдетямпостучатьипроговорить,какстучитмолоток). Молодцы, ребята, вы отлично справились.
А еще у меня есть маленький молоточек. Давайте послушаем, как он стучит (воспитательстучитмаленькиммолоточком). Он стучит: тюк-тюк-тюк. Как стучит маленький молоточек? (детиповторяют). Давайте и маленьким молоточком постучим поочереди (предлагаетдетямпостучатьипроговоритькакстучитмолоток). Молодцы, вы и с этим заданием справились.
Работасаудиторией. Цель данного упражнения — учить детей правильно произносить звук т(ть). Кроме того, можно провести упражнения «Часы» (учитьпроизноситьсловагромкоитихо,быстроимедленно), пропеть стихотворение «Унасмашиныразные» (звуки бь), помочь животным вспомнить, кто как говорит (корова,барашек,козочка,кошка) — на произношение звуков м-мь, б-бь.
Работамастера. Воспитатель показывает картинку с изображением собаки. Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответыучастников) Щенок лает тихо (участникиповторяютзвукосочетание3-4раза).
Воспитатель показывает картинку с изображением кошки. Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто?(ответыучастников). Котенок мяукает тихонечко.
Пошли звери домой(картинкиубираютсязакубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав»(произноситсягромко)?(Ответыучастников). Правильно, собака(показываеткартинку). Как она лаяла? (ответыучастников).
- Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу»(произноситтихо)? Как котенок мяукал?
Аналогично участники отгадывают, кто живет в других домиках (корова,барашек), и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
Работасаудиторией. С помощью данного упражнения закрепляетсяправильноепроизношениезвуков, развиваетсяречевоедыханиедетей.
На данный момент, во второй половине учебного года производится работа по автоматизации имеющихся звуков у детей, по средствам вовлечения их в словесные игры
Работамастера.Ребята, а давайте с вами вспомним, как говорят некоторые птички. Я буду рассказывать вам стихотворение, а вы будете повторять за мной.
«Птичийдвор»
Нашиуточкисутра – «Кря-кря-кря!»,«Кря-кря-кря!»,
Нашигусиупруда – «Га-га-га!»,«Га-га-га!»,
Нашигуленькивверху – «Гу-гу-гу!»,«Гу-гу-гу!»
Нашикурочкивокно – «Ко-ко-ко!»,«Ко-ко-ко!»,
АнашПетя-петушокрано-ранопоутру
Намспоет «Ку-ка-ре-ку!»
Работасаудиторией.Мы убедились что работа по формированию звуковой культуры детей 2-3 лет объемна,вариативна и конечно же значимадля общего развития ребенка.
Так же, хотелось бы обратить Ваше внимание на развитие речи с помощью дидактических игр, таких как:
Д/и «Собери картинку» (домашние животные и птицы)
В ходе игры нужно правильно подобрать части и собрать целую картинку.
Лото «Животные»
Все картинки — яркие, красочные, распределены по самым понятным для малыша группам животных: домашние животные, дикие животные, птицы, насекомые, обитатели воды, рептилии. С такими карточками каждое занятие будет игрой, а каждая игра — развивающим занятием.
Д/и «Назови птичку», «Какой птички не стало»
На доске — четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Педагог незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы». И т.д.
Д/и Кто как говорит?»
Воспитатель прикрепляет картинку с изображением животного к домику и просит назвать ребенка, как то или иное животное подает голос.
Д/и Узнай и назови насекомое»
Дети рассматривают картинки с насекомыми и называют их.
Д/и Накормим сороку», «Накормим птичек»
Детям предлагается накормить птичек, накормить сороку.
Д/и «Домашние животные и их детеныши»
На столе лежит раскрытое игровое поле (лужайка с домиком и забором). Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к бабушке на ферму и подводит их к столу. Воспитатель по очереди выставляет на лужайку карточки известных детям животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза и др.) и просит показать и назвать их, продемонстрировать как они «говорят».
Заключительныйэтап.
В итоге хотелось бы отметить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.