Важное значение для развития ребёнка имеет сказка.Сказка вбирает в себя и хранит народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы.Для развития связаной речи дошкольника применяют разныеметоды, я остановилась на работе со сказкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Мастер-класс» из опыта работы»
«Мастер-класс»
Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.
Дж. Родари.
Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы.
Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но я остановилась на работе со сказкой.
Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.
Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д.
С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т.к. сказка близка мышлению ребенка.
Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.
Рекомендую подходить к работе со сказкой не традиционно. Т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
Несколько лет назад я начала работу над долгосрочным проектом:
« Развитие речи через приобщение детей к сказкам». Целью проекта было воспитание интереса к русским традициям, обрядам, сказкам, умение разыгрывать сюжет народных сказок; распознавать элементы русской культуры; хорошо владеть родным языком.
Работу начала со второй младшей группы. Общение малышей зачастую ограничено общением с родителями, воспитателями и детьми группы, поэтому важно научить ребенка общаться с теми людьми, которые его окружают. Работая над проектом, я обратила внимание на то, что некоторые ребята, которые с трудом шли на контакт, с удовольствием играют с игрушками, изображающими героев известных русских народных сказок. Сначала они играли одни или вдвоем, затем группы играющих детей стали увеличиваться. Многократное повторение слов хорошо знакомой сказки позволяло детям с плохо развитой речью чувствовать себя намного увереннее и общаться с другими детьми на равных. Кроме игр в настольный театр, мы постоянно проигрываем прочитанные сказки, меняемся ролями. Таким образом, ребенок получает возможность примерить на себя различные роли.
Во второй младшей группе инсценировки мы ставим и показываем внутри группы. Начиная со среднего возраста, мы с ребятами уже не просто проигрываем прочитанное произведение, а разучиваем роли и ставим спектакли. Со средней группой мы поставили сказку «Колобок» (на новый лад). Классический вариант сказки детям хорошо известен, но сейчас много литературы, в которой представлены переработанные варианты сказок (в стихах и прозе). Они вызывают живой интерес детей, так как понятны детям и отражают реалии современного мира. Разучив сказку, мы показываем ее детям других групп. Таким образом, ребята привыкают выступать на публике, раскрепощаются. (Приложение 1)
Со старшей группы кругозор детей расширяется, дети знакомятся с окружающим миром в более развернутой форме, они узнают как велик наш мир, сколько много разных стран, и конечно я знакомлю детей со сказками популярными в этих странах, со сказочниками, читаемыми в России.
Мы знакомимся с зарубежными писателями (Братья Гримм, Г.Х.Андерсен, Ш.Перро), читаем их произведения, организуем выставки рисунков по их произведениям, занимаемся театрализацией.
Оно из направлений моего опыта, это театральная деятельность.
Эмоции в жизни человека имеют огромное значение. Театральная деятельность помогает ребёнку выражать эмоции, у детей формируется эмоциональная открытость. Они легче выражают свои чувства, и лучше умеют понимать чувства других. В результате им становится проще общаться со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. У детей вырабатываются положительные черты характера (честность, смелость, доброта…), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность…).
Театрализованные игры – делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Решаемые задачи: Воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности: общительности, доброты, отзывчивости, вежливости, чувства уверенности, умения вести себя свободно и раскованно в любой обстановке.
Приобщение детей к театральному искусству: способствовать формированию умения имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния героев, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.);
Вместе с детьми, родителями мы составляем план предстоящей театральной, деятельности, выбираем произведение, пишем сценарий , дети сами выбирают роли, какие они хотели бы сыграть, мы совместно с детьми, родителями, изготавливаем костюмы, атрибуты для постановки, разучиваем роли. Были поставлены спектакли: в средней группе «Колобок»,
в старшей «Красная шапочка», в подготовительной «Снежная королева». Мы их показывали детям ДОУ, родителям, также мои дети участвовали в городском конкурсе «Театральная Жемчужина», представляли постановку по сказкам Чуковского, Сутеева «Кто сказал мяу».
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интерес и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации, развивают мышление, требуют проявление волевых черт характера (выразить состояние души персонажа).
Выступления перед зрителями способствуют раскрепощению и повышению самооценки.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребёнка, интонационный настрой речи. Упражнения на развитие речи, дыхания, голоса, совершенствуют речевой аппарат ребёнка.
Формируется выразительность речи ребенка, интеллектуальное и художественно эстетическое воспитание, развивается художественный вкус. Творческие способности, формируется интерес к театральному искусству.
Театральная игра приобщает ребёнка к литературному, драматическому, театральному искусству, у детей формируется представление о работе артистов, режиссера. Дети начинают понимать, что над любым спектаклем трудится весь коллектив, и он приносит радость и творцам и зрителям.
Театральная игра близка к сюжетной, общая структура, замысел, сюжет, содержание, игровые ситуации, роли. Только сюжет берётся из литературных произведений и есть зрители.
Театр радует детей, развлекает, развивает.
Кроме театрализованных постановок, я использую различные дидактические игры. Выбираю игры, с небольшим сказочным действием.
«Сосчитай-ка»
Цель: закрепляет счет в пределах 5, развивает умение группировать предметы по определенным признакам, формирует грамматический строй речи.
«Сказки из коробочки»
Цель: развивает творческое воображение, логическое мышление, активизирует словарь детей.
«Расскажи сказку»
Цель: побуждает ребенка к общению, активизирует словарь детей.
«Волшебные сказки»
Цель: развивает творческое воображение, логическое мышление, активизирует словарь детей.
Цель: Формирует умение называть знакомое произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него, развивает диалогическую форму речи, внимание, активность.
Средняя группа.
Цель: Закрепляет умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. умение включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, развивает внимание, мышление, самостоятельность, активность.
Старшая группа.
Цель: Развивает монологическую форму речи, умение придумывать свои концовки к знакомым сказкам, развивает мышление, внимание, творческую активность, побуждает к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально- положительный отклик на игровое действие.
Подготовительная группа.
Цель: Продолжает совершенствовать монологическую форму речи, закрепляет представление об описании и его структурных элементах, развивает умение организовывать игру, исполнять роль ведущего, умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, развивает внимание, мышление, самостоятельность.
Ещё одно из направлений в моей работе, это работа с книгой, рассматривание иллюстраций, чтение. Работа с книгой строится, таким образом: после чтения мы обязательно общаемся, даю детям возможность обдумать произведение, поделиться своими мыслями, драматизируем понравившиеся места, пересказываем отрывки, придумывает другой конец, или, рассматривая картинки, придумываем свою историю. Нужно показать ребёнку, что с одной и той же книгой можно работать по-разному, и тогда у ребёнка появится интерес работать с книгой снова и снова.
Вывод: Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.
Я считаю что, развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр по сюжетам сказок.
«Сосчитай-ка»: по сказке «Репка».
Цель игры: закрепляет счет в пределах 5; развивает умение группировать предметы по определенным признакам; формирует грамматический строй речи.
Помоги собрать дедушке урожай. Выкладываются вырезные картинки (или игрушки) – овощи в разных количествах. «Дедушка просит внучку собрать помидоры, Жучку надёргать морковки, кошку срезать кабачки и т.д.» Когда ребёнок выполнил это задание, дать следующее: «Дедушка решил сосчитать, кто, сколько собрал урожая». И ребёнок за Дедушку считает:
Внучка – один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора. Всего четыре помидора.
Жучка – одна морковка, две морковки,…., пять морковок. Всего пять морковок. И т.д.
«Сказки из коробочки»
Цель: развивать творческое воображение, логическое мышление, активизировать словарь детей.
Материал: пуговицы разных размеров и цветов, карточки с изображением предметов, относящихся к сказке.
Ход: Дети вспоминают сказку, проигрывая ее, используя предметы-заместители (пуговицы).
«Расскажи сказку»
«Мы две сказочницы, а игрушки это наши слушатели. Сегодня мы им расскажем русскую народную сказку «Курочка Ряба», или «Колобок» Я буду начинать, а ты продолжать». Для лучшего внедрения в роль, лучше накинуть на плечи платочки, завязать фартучки.
Взрослый: Жили-были…
Ребёнок: Дед да Баба.
Взрослый: И была у них.
Ребёнок: Курочка Ряба. … И т.д.
Затем можно предложить, чтоб ребёнок первый начинал, а вы продолжали рассказывать сказку.
Также можно театрализовать сказку куклами или самим исполнить роли, используя мимику, интонации и жесты персонажей.
«Волшебные сказки»
Цель: развивать творческое воображение, логическое мышление, активизировать словарь детей.
Материал:картинки с изображением героев сказок; геометрические фигуры разного размера и цвета; игровые поля;
Ход:Дети проигрывают сказку используя на первоначальном этапе вырезанные фигурки героев, а затем геометрические фигуры.
«Закончи сказку»
Например: «Козлята и волк»
Цель; развивать воображение, умение выстраивать логическую сюжетную линию. Материал:атрибуты к сказке, мешочек с различными игрушками и предметами. Ход. Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей. - Слушайте, что было дальше? Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик) Воспитатель: зайчик говорит…. Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик. Воспитатель: Козлята угостили его…. Дети: морковкой, капустой… Воспитатель: потом они стали.…И т.д.
«Моя любимая сказка»
Цель:умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
Материал: набор сюжетных картинок.
Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки в смешанном порядке и предлагает детям разгадать головоломку: определить, в какой последовательности должны лежать картинки и почему. Дети рассматривают картинки, высказываются, раскладывают картинки по порядку.
Материал: набор картинок по определённым воспитателем сказкам.
Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе картинки из разных сказок, затем начинает рассказывать какую – то из них детям, останавливаясь через несколько предложений. Дети по данному началу определяют сказку, её название, находят к ней картинку. Вспоминают продолжение сказки, используя в своём рассказе характеристику действующих лиц, их диалоги.
«В гостях усказки»
Для проведения игры понадобится каробочка, каждая грань которой может быть использована в качестве выполненных в технике аппликации из самоклеющейся плёнки декораций к сказкам. Их можно менять, прикрепляя при помощи приклеенных кусочков контактной ленты всё, что необходимо для игры (корабль, деревья, теремок, избушку и т. д.). В сумочке одновременно могут находиться игрушки – персонажи сказок. Для этого можно использовать разные виды театра, игрушки, сделанные вместе с детьми и т. д. Можно предложить детям картинки с изображением героев сказок. Всё зависит от вашей фантазии.
Раз, два, три – в сказку попади!
Вторая младшая группа.
Цель: Формировать умение называть знакомое произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него, развивать диалогическую форму речи, внимание, активность.
Ход игры. Воспитатель рассказывает отрывок из знакомой сказки, а дети называют произведение и приглашают сказочных героев, которые находятся в сумочке.
Средняя группа.
Цель: Закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок, умение включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, развивать внимание, мышление, самостоятельность, активность.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушечных сказочных героев, сказать, из какой они сказки, затем пересказать её.
Старшая группа.
Цель : Развивать монологическую форму речи, умение придумывать свои концовки к знакомым сказкам, развивать мышление, внимание, творческую активность, побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально- положительный отклик на игровое действие.
Ход игры. В сумочке находятся театральные игрушки, из которых надо выбрать одну. В игре принимают участие 4 игрока. При помощи считалки дети выбирают ведущего игры, а он, в свою очередь, - сказочного героя из сказки, в которой надо изменить концовку. Ведущий напоминает содержание начала и середины сказки, а затем произносит слова: «А теперь – раз, два, три – Ваня, свою концовку расскажи! ».
Подготовительная группа.
Цель: Продолжать совершенствовать монологическую форму речи, закреплять представление об описании и его структурных элементах, развивать умение организовывать игру, исполнять роль ведущего, умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, развивать внимание, мышление, самостоятельность.
Ход игры. В игре принимают участие 3-4 ребёнка. Дети выбирают ведущего, который раздаёт участникам игры картинки с изображением сказочных персонажей из разных сказок. Игрокам необходимо составить портрет героя сказки в соответствии с предложенной схемой описания.