Просмотр содержимого документа
«Мастер класс «устное народное творчество- как средство развития речи детей дошкольного возраста»»
МАСТЕР КЛАСС
«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО- КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила:
Котлярова Т. В.
В одной древней китайской пословице говорится:
«Скажи мне- и я буду знать, покажи мне- и я запомню, дай сделать- и я пойму».
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20% того, что мы слышим,
30% того, что мы видим,
50; того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, тогда мы запоминаем на 90%.
Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше- сто раз сделать.
Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию средствами фольклора. Рассмотрим некоторые из них.
Итак, уважаемые коллеги, я предлагаю поиграть со мной. Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали детьми.
ПОТЕШКИ
Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга.
Сегодня я хочу показать вам, как можно разнообразить и сделать более увлекательной и интересной работу по заучиванию потешек.
Послушайте, пожалуйста, потешку:
«Сидит медведь на колоде-боты подшивает,
А заинька-работничек на дудочке играет,
А ворона-сторожена- она припевает,
А сорока-белобока сладку кашу варит,
А лисица-молодица пошла в поле жать».
Объяснение незнакомых слов:
«колода» - короткое толстое бревно;
«боты» - так в старину называли ботинки;
«ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит;
«молодица» - молодая;
«жать» - срезать под корень хлебные злаки (колоски).
О каких лесных жителях говорится в этой потешке?
(О медведе, о заиньке-работничке, о лисице-молодице)
А чем они занимаются? (Демонстрация картинки).
(Медведь боты подшивает, заинька-работничек на дудочке играет, лисица-молодица пошла в поле жать).
Давайте с вами выучим эту потешку. (Повторное чтение)
Заучивание потешки с демонстрацией картинки по содержанию потешки:
-шепотом,
-в полголоса с хлопками,
-в полный голос с приплясыванием,
-расскажите потешку наизусть.
Молодцы!
Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер
Только тогда она приносит положительные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.
СКАЗКИ
Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несет в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова.
- Дорога, сметана, окно. «Колобок»
- Коса, заяц, зима. «Заюшкина избушка»
- Печка, кисель, Баба-яга. «Гуси-лебеди»
- Мороз, падчерица, справедливость. «Морозко»
- Корова, холсты, яблоки. «Крошечка-Хаврошечка»
- Прорубь, лень, печка. «По щучьему веленью»
Часто, в сказках можно встретить слова, которые в современной речи мы не употребляем, и значения этих слов, при чтении нужно объяснять детям.
Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:
На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.
Участники по очереди берут карточку. Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т.д.
«Найди пару»
Яйцо-курица; лягушка-стрела; медведь-короб; (по картинкам)
«Волшебный клубочек»
Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу. (волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка).
МАГИЯ ЧИСЕЛ
Если мы вернемся к устному народному творчеству, то увидим, что все сказки, былины и предания были пронизаны числовой символикой. Число 1 встречается в сказках очень часто. Например, один-одинешенек Кузьма скоробогатый, одна сиротинушка маленькая Крошечка- Хаврошечка. Зачастую цифра 1 символизирует одного человека, главного героя, которому придется бороться с обстоятельствами, своими страхами, вымышленными, либо реальными злодеями.
Символическое значение числа 2
Например, в сказке «Гуси-лебеди» были дочка да сынок (двое детей), в «Морозко» падчерица и родная дочка, в сказке «Про ленивую и радивую» главные героини-две дочери. Практически всегда эта цифра является символом парности, показывает читателю двух абсолютно противоположных персонажей. Символика числа 2 указывает на двойственность всего. Например, есть жизнь и смерть, живая и мертвая вода, день и ночь, утро и вечер, небо и земля, добро и зло, правда и кривда. Подобные противоположности демонстрирует большинство народны сказок, дошедших до нашего времени. Самая частая противоположность- добро в образе главного героя побеждает зло в образе своего недруга или обидчика.
Что означает число 3 в сказках? Рассуждая о символизме чисел в народных сказках, невозможно обойти стороной цифру 3. Она ассоциируется с треугольником-наиболее устойчивой геометрической фигурой, которая нам известна. В народном эпосе было три самых главных богатыря, которые защищали свою землю. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Нередко в качестве главных персонажей появляются три сына, три царевны. Часто один из героев обладает выдающимся талантом или умом, второй-обычный человек, а третий глуп, либо недостаточно способный. Магию числа 3 подчеркивает тот факт, что эта цифра встречалась в описании разнообразных обрядов. Например, для получения желаемого, испытание проходят трижды, в сказке «Царевна змея» главная героиня трижды падала оземь, столько же раз оборачивалась змеей. В сказке «Сивка-бурка» три ночи братья охраняли пшеницу, и лишь на третий день Иванушка-дурачок сумел допрыгнуть до окна царевны.
Магическая цифра 33 и 30 лет и три года, 33 богатыря-эта цифра встречается во многих сказках, скороговорках. Символизировать это число может много. Например, если мы обратимся к сказке Пушкина «Золотая рыбка», то увидим, что фраза «жили старик со старухой 30 лет и три года» указывает на то, что прожили люди вместе очень долго. Число 33 может указывать на долгую продолжительность какого- либо события- «заснул богатырским сном и спал 30 лет и три года».
Число 4. Четыре времени года. Еще одна цифра, нередко встречающаяся в сказках- это 4. Число ассоциируется с устойчивостью, мировым порядком. Встречается оно часто, например: столько существует сторон света, 4 мировые стихии, 4 времени года. Всего существует четыре периода человеческой жизни: детство, юность, зрелость, старость.
Число 7. Сказки «Волк и семеро козлят», «Дочь семилетка», семь цветов радуги, столько же чудес света, 7 дней недели- повсюду нас сопровождает таинственная и магическая цифра 7.
Девять- «Окончание пути». Число 9- символ всеобщего успеха, полного совершенства. Он как бы венчает какой-то процесс и кладет начало переходу к новому качеству. У славян поминки по усопшему справляются на 9 день после его кончины. По-видимому, это тоже свидетельствует о каком-то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.
ЗАГАДКИ
«Загадки-близнецы»
Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку желтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку-близнеца. Итак, у кого желтые карточки, тот начинает, у кого синие, дает ответ.
1. Нет ног, а хожу. Рта нет, а скажу.
Когда спать, когда вставать.
1. Кто ходит ночь, и ходит день.
Не зная, что такое лень?
2. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
2. Ползун ползет, иголки везет.
3. И комковато, и ноздревато
И мягко, и ловко, и всех милее.
3. Меня режут-трут, колотят-бьют,
А я все терплю-людям добром плачу.
4. Ночью не спит, мышей сторожит.
4. А у нашей Анютки зверь в атласной шубке,
Возле печки греется, без водички моется.
5. Красные лапки, длинная шея
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
5. В воде купался, да сух остался.
6.Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой.
Чуть солнце ее припечет, заплачет она и умрет.
6. Белая морковка зимой растет.
7. Сидел на заборе, пел да кричал,
А как все собрались, взял да замолчал.
7. Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
ПОСЛОВИЦЫ
Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.
Игра «Скажи по-русски»
Предлагаю Вам игру, которая позволит нам определить насколько вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас, взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражен смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы-ответы).
1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
2. Детская философия.
3. Без страдания нет наград.
4. Первый из них всегда обречен.
5. Один старый и два новых.
6. Кредиторы ждать не любят.
7. Все пошли- и ты догоняй.
8. Чужая рубашка опасна для жизни.
9. Будней то пять, а выходных-два.
10.Конфликт поколений в курятнике.
1. Баба с воза-кобыле легче.
2. Устами младенца глаголет истина.
3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4. Первый блин комом.
5. Старый друг лучше новых двух.
6. Долг платежом красен.
7. Семеро одного не ждут.
8. Своя рубаха ближе к телу.
9. Делу время-потехе час.
10. Яйца курицу не учат.
У меня есть к вам вопрос, кто пословиц знает воз?
Я буду начинать пословицу, а вы должны закончить.
1. Без труда-…(не вытащишь и рыбку из пруда).
2. Хочешь есть калачи-…(не сиди на печи).
3. Поработал до поту-…(поел в охоту).
4. Поспешишь-…(да людей насмешишь).
СКОРОГОВОРКИ
Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
Цель первого шага-правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. Сейчас вы учите и слова и произношение.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат- без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг- чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произнесите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок-сорок морок.
Коля колья колет. Поля поле полет.
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
Красный краб кричит Ура! Резать торт пришла пора.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Бородатый барабашка барабанит в барабан.
Молодцы!
А сейчас закрыли глаза и вернулись с мира детства и стали взрослыми. Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок и надеюсь, по –новому взглянули на пути ознакомления детей с устным народным творчеством.