Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию"»
Партнерское взаимодействие музыкального руководителя и родителей в процессе
организации культурно-досуговой деятельности старших дошкольников
Государственная политика Российской Федерации в отношении культуры однозначна. 2014 год признан годом культуры. Как отмечено в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», на формирование общей культуры детей должны быть направлены усилия педагогических коллективов образовательных учреждений, в том числе и дошкольных.
В целевых ориентирах четко представлен портрет культурного дошкольника - он овладевает основными культурными способами деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (п.4.6 ФГОС дошкольного образования).
Культурные практики организации досуговой деятельности, организуемые музыкальным руководителем совместно с родителями, обеспечивают ребенку возможность радостного и содержательного проживания дошкольного детства.
Культурные практики описываются как комплексные явления, включающие (с учетом терминологии Н.Б. Крыловой):
способы действий и освоенные культурные нормы и образцы детской деятельности;
опыт, приобретенный в разных видах детской деятельности, суммирование личных результатов и достижений.
Культурные практики включают:
непосредственную образовательную деятельность, которую организует педагог;
индивидуальную образовательную деятельность в рамках освоения индивидуальных программ;
разнообразные виды самостоятельной деятельности, поведения и пространства организации собственного действия и опыта ребенка с учетом его актуальных и перспективных интересов.
Теоретической базой работы стали исследования К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, А. Маслоу, К. Орфа, О. П. Радыновой, Т. Э. Тютюнниковой и др.
Культурно-досуговая деятельность создает условия для реализации творческого потенциала детей, раскрытия музыкально-импровизационных способностей, эмоционального отдыха и снятия психического напряжения. Она направлена на поддержку разнообразной интересной жизни детей, на развитие творческой инициативы, способностей, на построение образовательного процесса в адекватных возрасту формах работы с детьми (на основе игровой деятельности), в соответствии с требованиями по сохранению уникальности и самоценности дошкольного детства.
Цель: организовать культурно-досуговую деятельность детей старшего дошкольного возраста посредством партнерского взаимодействия музыкального руководителя родителей.
Задачи:
Разработать и реализовать модель системы культурно - досуговой деятельности старших дошкольников.
Совершенствовать методическое и дидактическое обеспечение культурно-досуговой деятельности в подготовительной группе ДОУ.
Организовать партнерское взаимодействие с родителями в процессе организации культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Конкретизировать диагностический инструментарий для отслеживания эффективности культурно-досуговой деятельности старших дошкольников.
Концептуальные основы педагогической деятельности в аспекте культурно-досуговой деятельности детей являются следующие позиции:
Культурно-досуговая деятельность, организуемая в форме нерегламентированной деятельности, рассматривается как система условий позитивной социализации и индивидуализации детей.
Насыщение жизни детей яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик, позволяющими сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс мотивированным.
Дети должны больше импровизировать, играть, перевоплощаться (К. Орф).
В реализацию разработанной системы культурно-досуговой деятельности положены следующие принципы: принцип календарно-тематического построения образовательного процесса,который реализуется на основе календаря «событий»; принцип поддержки творческой инициативы детей в культурно-досуговой деятельности; принцип партнерства детей и взрослых направлен на организацию социокультурного пространства, основан на объединении целей детей и взрослых, общей деятельности и согласованности действий, общении и взаимопонимании, общей устремленности в будущее и взаимной поддержке.
Свою деятельность осуществляю в рамках реализацииосновной образовательной программы своего дошкольного образовательного учреждения.
Содержание системы культурно-досуговой деятельности старших дошкольников посредством партнерского взаимодействия музыкального руководителя и родителей представлено насхеме.
Этапы организации данной деятельности определены с учетом мнения В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова, которые считают, что цикл решения педагогической задачи сводится к триаде «мыслить – действовать - мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности.
На этапе планирования составляется календарь «событий», который отражается в основной образовательной программе и годовом плане работы ДОУ; разрабатывается перспективный календарно-тематический план организации культурно-досуговой деятельности. Совместно с педагогами ДОУ определяется кто, где и когда будет проводить мероприятие, какое музыкальное сопровождение или музыкальный сюрприз понадобится педагогам, в той или иной совместной деятельности воспитателя с детьми. Подбирается музыкальный репертуар для каждой темы, который можно использовать для слушания или создания звукового фона совместной коллективной работы. Индивидуально, учитывая интересы и предпочтения каждого ребенка, разучиваются подходящие «событийные» песни, танцы, музыкальные миниатюры для исполнения на музыкальных инструментах и т.п. Важным моментом на этом этапе является подготовка сюрпризов. Родители - активные участники, которые тоже имеют возможность окунуться в мир творческой импровизации.
Яркая наглядность, творческое игровое действие, детские импровизации, неожиданность и сюрпризность – обязательные составляющие образовательного события, в рамках которого сочетаются образовательная деятельность педагога, самостоятельная деятельность ребенка, совместная деятельность ребенка и взрослого.
Для оценки эффективности использован диагностический инструментарий О.П. Радыновой. Результаты диагностики позволяют фиксировать стабильную позитивную динамику.
Новизна (инновационность) данного опыта заключается в описании культурных практик организации музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, организованного на основе партнерского взаимодействия музыкального руководителя и родителей.
Субъектные позиции партнерского взаимодействия отраженына схеме.
В течение года реализованы «событийные мероприятия»: Тема недели: «Овощи. Фрукты. Грибы» - итоговое музыкально-тематическое образовательное мероприятие «Великое царство бледной поганки». Тема недели: «Международный день музыки» - итоговое музыкально-тематическое - образовательное мероприятие «Всюду музыка живет». Тема недели: «Одежда. Обувь. Головные уборы» - импровизационно-творческое мероприятие: «Сказка старого башмака». Тема недели: «Международный день птиц» итоговое музыкально-тематическое образовательное мероприятие «Летите птицы». Тема недели: «Насекомые» занимательное художественно-творческое дело: «В гостях у пчелки». Тема недели: «Международный день театра» импровизационно-творческое мероприятие: «Мы все актеры». Тема недели: «Международный день детской книги» итоговое музыкально-тематическое образовательное мероприятие: «В гости к Федоре» и др. Результат:
Организация культурно-досуговой деятельности старших дошкольников в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования и посредством партнерского взаимодействия музыкального руководителя и родителей способствует реализации творческого потенциала детей, раскрытию музыкально-импровизационных способностей, обеспечивает эмоциональное благополучие и позитивную социализацию, развитию активности и самостоятельности.