kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс: «Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАСТЕР - КЛАСС "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГ РАЗВИТИЯ" ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: «Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №13

п. Черёмухи



Мастер-класс:

«Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников»

Подготовила И.А. Климентьева



2017 г

Мастер-класс: «Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников»

Дорогие родители, рада приветствовать вас на нашей встрече. Начать я хотела бы словами Сухомлинского: ….

Определить тему нашего мастер-класса я попрошу вас отгадав о чём говорят наши дети.

(видеоролик где дети описывают дид. игры: Блоки Дьенеша, домино т.д.)



И так, тема нашего мастер-класса «Дидактическая игра, как средство умственного воспитания дошкольника». Что бы начать наш мастер-класс мне нужны 3 группы участников.

А распределиться в группы нам поможет игра «Чудесный мешочек». Напоминаю вам правила игры: надо опустить руку в мешочек, достать один предмет и определить, элементом какой дидактической игры он является. А затем, занять место за столом в соответствии с названной игрой.

Ну, вот участники мастер-класса определились.



Почему я выбрала именно эту тему мастер-класса? Работая с детьми, я обратила внимание, что во время непосредственно образовательной деятельности дети отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, поэтому они плохо усваивают материал. Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы доставить детям радость от процесса познания, что бы им было это интересно, вместе с тем развивать мелкую моторику. И я стала размышлять.



Уважаемые родители, позвольте спросить вас«Часто ли Вы думаете?» (ответы педагогов). Правильно постоянно, всегда. А как Вы считаете, думать и мыслить – это одно и тоже (ответы).

Совершенно верно. Думать и мыслить – это совершенно разные процессы.

В бытовое слово «думать» входят такие

мыслительные операции: воспоминания, представления, воображение. Мысли текут непроизвольно, хаотично и не дают продукта.

Мышление – задано целью.

Цель возникает у каждого индивидуально.

Значит, задача педагога: создать условия для возникновения такой ситуации, в которой ребёнок захотел бы мыслить, чтобы достичь цели.



Идеальным средством для этого являются дидактические игры.  Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми в целях обучения и воспитания детей.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

- развивающие игры

Все эти игры разные, но каждая из них играет огромную роль для развития умственных способностей ребёнка. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача, решая которую ребёнок совершает мыслительные операции.

Например, возьмём задачу «Как можно перенести воду в решете?» (Выслушиваем рассуждения коллег). Хорошо! Строим рассуждения следующим образом: Перенести воду в решете нельзя, т. к она вытекает. Значит нужно изменить какой - то из объектов, или устранить отверстия в решете, или изменить состояние воды. А как можно изменить состояние воды? А изменить состояние воды можно, заморозить её и превратить в лёд.

Решение этой задачи ярко показывает, что существует такое понятие, как мыслительные операции.

Развивать мыслительную деятельность помогают словесные игры.

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Словесные дидактические игры являются самыми сложными, поскольку заставляют оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми в то время они действуют. Дошкольникам приходится описывать предметы, отгадывать их по описанию, рассуждать. Особенно важен этот тип игр, если ребенок еще плохо говорит.

Словесные дидактические игры:

- игры –путешествия (они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают)

- игры –поручения («Собери в корзинку кубики такого –то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» Побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения.

- игры –загадки (развивают способность к анализу)

- игры –беседы (основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность)

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

А убедиться в этом нам поможет игра «Весёлый бубен».

(приглашаю на игру)

Ты катись весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам

У кого весёлый бубен

Тот на вопрос ответит нам!

Теперь представьте себе такую ситуацию: утро в детском саду. Вы дети, я – воспитатель. Ребята, поиграйте в настольные игры (раздаю игры, занимаюсь своими делами, дети взяли коробки с играми, высыпали из них карточки, разбросали их по столу, опять собрали в коробку). Поиграли? Собираем игры, строимся на зарядку.

А сейчас уважаемые родители, скажите: знакома ли вам такая ситуация? В чём ошибка воспитателя (ответы). Вы правы.



Для того, чтобы игра могла научить чему-то детей, развить их мыслительные операции,  воспитатель должен привлечь и правильно организовать игру. Как можно привлечь внимание детей к игре? Конечно же при помощи сюрпризного момента … посмотрите под волшебную салфетку, … к нам в гости пришёл Буратино… и т. д.).



Т. к. дидактическая игра является и методом обучения и методом самостоятельной игровой деятельности, какова же в них роль воспитателя? При обучающем методе и самостоятельной игре? (ответы)



Правильно, при обучающем методе воспитатель руководит и учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями; при самостоятельных дидактических играх воспитатель участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями детей, оценивает их поведение, отслеживает освоение ими тех или иных знаний.



Сегодня я представлю вашему вниманию некоторые развивающие дидактические игры, которые направлены на развитие умственных способностей детей.

При всем своем разнообразии развивающие игры объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, деталей конструктора и т.д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному».

4. В игровые задания входят задачи разной сложности: от доступных малышу до непосильных для иного взрослого, поэтому игры могут быть интересны в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, иначе, если ему все объясняется, у ребенка формируются только исполнительские качества.

6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ему. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

7. Не надо требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать какое-то время.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

10. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.

  1. «Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания.



2) На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша.

3) Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики применяются игры Воскобовича.

4) Кольца Луллия – это одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей.

5) Палочки Кюизнера - комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы.

А теперь я предлагаю вам, поближе познакомиться с этими играми и самостоятельно справиться с предложенными заданиями.

У вас на столах есть эти игры и карточки с заданиями. (выполнение заданий).



Внедряя в свою работу эту тему, я пришла к выводу, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Учится, играя - идея, которая увлекала меня на протяжении всей моей педагогической деятельности. Ведь, играть, общаясь со своими воспитанниками, это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком.



И закончить наш мастер- класс мне хотелось бы словами

Н. К. Крупской – «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания».


А сейчас я предлагаю вам оценить нашу работу.

Перед вами три картинки: чемодан, мясорубка, мусорная корзина.

Если информацию, полученную Вами на мастер-классе вы готовы забрать с собой и использовать в своей работе, заполните чемодан.

Если информация оказалась интересной, но пока не готова к употреблению в Вашей работе, что-то нужно додумать, доработать, докрутить, поместите в мясорубку.

Если информация оказалась ненужной, бесполезной, можно отправить в мусорную корзину.

Большое всем спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс: «Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников»

Автор: Климентьева Инна Александровна

Дата: 17.12.2017

Номер свидетельства: 444896


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства