kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Эксперименты в работе с дошкольниками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я продемонстрирую вам как метод экспериментирования сочетается с образовательными областями программы в работе с детьми.

   Ребёнок с раннего детства проявляет  природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке.

    Почему  так важно развивать умение наблюдать и исследовать уже в дошкольном возрасте? Современные исследования педагогов и психологов свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является той ступенью, на которой закладываются основы всего последующего умственного развития.

     Особенно большой интерес у детей вызывают природа (новизна предметов и явлений), и познание самого себя. Всюду мы видим любопытных и смышлёных мальчишек и девчонок, желающих знать: почему дует ветер, почему мокрая земля, почему солнце не падает на землю, почему не рассыпается замок из песка, почему люди не видят в темноте как кошки. Дети настроены на познание окружающего мира и изучают всё как могут и чем могут: глазами, руками, языком, носом. Они радуются даже самому маленькому открытию.

    В процессе исследования вместе с детьми воспитатель незаметно направляет детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые детьми самостоятельно, всегда являются более прочными. Напомню вам известную китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Эксперименты в работе с дошкольниками"»


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Рада приветствовать Вас сегодня! Тема мастер-класса (показ на слайд)«Эксперименты в работе с дошкольниками». Я продемонстрирую вам как метод экспериментирования сочетается с образовательными областями программы в работе с детьми.

Ребёнок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке.

Почему так важно развивать умение наблюдать и исследовать уже в дошкольном возрасте? Современные исследования педагогов и психологов свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является той ступенью, на которой закладываются основы всего последующего умственного развития.

Особенно большой интерес у детей вызывают природа (новизна предметов и явлений), и познание самого себя. Всюду мы видим любопытных и смышлёных мальчишек и девчонок, желающих знать: почему дует ветер, почему мокрая земля, почему солнце не падает на землю, почему не рассыпается замок из песка, почему люди не видят в темноте как кошки. Дети настроены на познание окружающего мира и изучают всё как могут и чем могут: глазами, руками, языком, носом. Они радуются даже самому маленькому открытию.

В процессе исследования вместе с детьми воспитатель незаметно направляет детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые детьми самостоятельно, всегда являются более прочными. Напомню вам известную китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». 

Доказано, что умение воспринимать информацию не является врожденным. Детское восприятие необходимо развивать с рождения. Разные виды восприятия развивают различными средствами. 80% всего познавательного материала, который получает ребёнок в детском возрасте, он воспринимает через различные анализаторы (слуховые, зрительные, осязательные, обанятельные, тактильные). Как утверждают психологи, если у человека развиты все органы восприятия, то в более зрелом возрасте он может быть в жизни талантлив и успешен во многих областях. Например: Микеланджело- архитектор, скульптор, живописец, мыслитель, поэт; Исаак Ньютон -физик, математик, механик, астроном; всем известный Юрий Никулин-юморист, артист цирка и кино, писатель).

Современные дошкольники, проводя время в семье, отдают предпочтение различным гаджетам, ведут малоподвижный образ жизни. Как следствие, они стараются и в детском саду быть малоактивными, быстро утомляются. Я считаю просто необходимым поддержание интереса детей к активной познавательной деятельности через различные методы и технологии.

-И сейчас я предлагаю  вам окунуться в мир детства.

- Мы с вами- учёные, будем изучать себя, ставить опыты.

-Подумайте и назовите части тела человека? (ответы). Хорошо.

-Скажите, зачем человеку голова? (думать, кушать, слышать, дышать)

-Правильно, то, чем мы думаем, едим, дышим и слышим называется органами. Как вы думаете, что находится внутри головы? (мозг).

А зачем человеку мозг? (чтобы думать). Молодцы! Мозг-это орган.


-Что у вас расположено ниже лба? (глаза). Правильно, давайте проведём эксперимент и узнаем для чего нужны глаза. Закройте глаза и попробуйте угадать закрытыми глазами, что я сейчас делаю (показывает игрушку Петрушку, в отчет тишина). Откройте глаза. Закрытыми глазами вы не способны были увидеть- что я делаю.

Посмотрите, вот что я делала (показываю Петрушку).Глаза –орган зрения, с помощью глаз мы видим.

-Теперь другой эксперимент. Перед вами геометрические фигуры. Проверим, могут ли ваши глаза определять форму. Как называется эта фигура? (ответ). Правильно, а эта? Молодцы. Глаза могут определять форму? (да).

-Какого цвета треугольник? (ответ). Правильно, красного. Глаза могут определять цвет? (да).

-Скажите, какая палочка ближе к вам, та, которая у меня в руке, или та, которая на столе? (ответ). Значит, глаза могут определять расстояние до предмета.

-Какая палочка длиннее? (показывает две палочки вместе) Правильно, глаза могут определять размер.

- Итак, подведём итог, что умеют определять глаза (форму, цвет, расстояние до предмета и размер). Глаза нужно беречь, не смотреть близко телевизор, не тереть их грязными руками (гимнастика для глаз).


-Продолжаем исследование. У глаз есть помощники-руки. Наши руки, как и всё тело, покрыты кожей. Кожа на руках очень чувствительная. Повернитесь друг к другу, коснитесь ушей своего соседа, затем проведите рукой по волосам. Что вы чувствуете, ощущаете? (щекотно, побежали мурашки).

Предлагаю взять каждому массажный шарик и покатать между ладонями, чувствуете, как раздражаются рецепторы, чувствуете тепло?


-Скажите, что находится ниже глаз? (нос). Правильно, нос называется органом обоняния. Зачем нужен нос? (чтобы дышать). Верно. У носа есть и другое назначение. И сейчас мы проведём эксперимент. Возьмите капсулу на вашем столе и понюхайте. Что вы почувствовали? (запах чеснока, кофе) Хорошо. Так зачем нужен нос? (чтобы различать запахи). Верно. Как вы думаете, нос нужно беречь? Правильно, в нос ничего нельзя засовывать, в морозную погоду нужно дышать только носом, чтобы воздух в нём прогревался. Давайте вместе вдохнём носом, а выдохнем ртом. Хорошо.


-Скажите, а что это за орган? (показываю на уши). Зачем они нужны? (чтобы слышать).А так ли это? Проверим? Плотно прижмите ладонями свои уши.

(за ширмой порвать лист бумаги, перелить воду) Уберите ладони от ушей. Что за звуки вы слышали? (ничего не слышали, уши закрыты).

А теперь (повторяю действия с водой и бумагой). Итак, уши могут различать звуки, это орган слуха. Их надо беречь, громкую музыку не слушать, никакие предметы в уши не засовывать, надевать в непогоду головные уборы, чтобы сохранять уши в тепле. Предлагаю сделать самомассаж ушей (растирают себе уши со словами: «Я здоровье берегу -сам себе я помогу!»






-Скажите, а что у вас ниже носа? (рот).

Теперь сожмите губы пальцами и скажите «мама»…Если бы у вас не было рта, вы смогли бы разговаривать?(нет).

А что во рту? (язык, зубы).

Возьмите кусочек лимона, коснитесь его кончиком языка. Что вы почувствовали? (кислый вкус).

Теперь лизните кусочек сахара (сладкий вкус). Перед вами на тарелочке виноград, возьмите виноградинку и съешьте её (выполняют). Итак, зачем нужен рот? (жевать, пробовать на вкус). Значит, язык орган вкуса.


-Когда вы ели виноград, что помогло вам жевать? (зубы). Если зубы не беречь, в них образуются дырочки и они начинают болеть. После еды на зубах остаются частицы пищи. Как их можно удалить с зубов? (сполоснуть рот, почистить зубы). Проведём опыт, как правильно чистить зубы. Представьте, что пальцы -это зубы, а остатки пищи –бумага(прокладывает полоски бумаги между пальцами).Я возьму зубную щётку и буду чистить вот так: слева направо. Остатки пищи удаляются? (нет). А если вот так: снизу вверх? (удаляются). Вот если мы будем неправильно чистить зубы, во рту может образоваться много микробов.


-Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники. Какие? (мозг, глаза, руки, нос, уши, рот, зубы).Теперь вы знаете, для чего они нужны и как их беречь. Скажите, ненужный организму орган мы с вами нашли? (нет). Значит, все органы нужны человеку.

-Ну, что же, уважаемые учёные, вы сегодня хорошо поработали и многое узнали.

Отмечу, что у ребенка после проведения таких экспериментов возникает желание рассказать о них родителям и другим детям, сделать своё маленькое открытие. На мой взгляд, это является важным результатом.

Закончить своё выступление хочется замечательным стихотворением «Маленький философ»:

«Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задаёт вопросов "Почему?".

Уважаемые коллеги! Не давайте детям готовую информацию. Позволяйте им добывать её самостоятельно и направляйте их на это. Открывайте для себя и детей новые горизонты, стремитесь к открытиям! Спасибо всем!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Эксперименты в работе с дошкольниками"

Автор: Рудакова Александра Геннадьевна

Дата: 01.12.2016

Номер свидетельства: 364544


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства