Математика для малышей В помощь воспитателям и родителям
Математика для малышей В помощь воспитателям и родителям
Информатика, компьютеры, новые технологии стали фоном обычной жизни, инструментом для многих профессий, непосредственно прямо ничего общего с математическими операциями не имеющими
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Математика для малышей В помощь воспитателям и родителям»
Математика для малышей
В помощь воспитателям и родителям
Информатика, компьютеры, новые технологии стали фоном обычной жизни, инструментом для многих профессий, непосредственно прямо ничего общего с математическими операциями не имеющими. Но чтобы ими успешно овладеть, хотя бы основы математики понять придется. В школе таблица умножения, дроби могут изрядно попортить жизнь будущим менеджерам и их родителям. Поэтому начинать надо как можно раньше. В этой статье вашему вниманию предложены практические советы – как знакомить малыша с миром математики.
О КОЛИЧЕСТВЕ ВОДЫ, ПЕСКА И БУСИН.
На ранних стадиях развития четко различается речь – когда ребенку нужно назвать предмет или произнести «больше», «меньше» - и выполнение какого-то действия, например, воткнуть колышки в предназначенные для этого отверстия или накрыть те же кастрюльки крышками.
Ребенок может правильно выполнить, путаясь в словах. Давайте ребенку много задач, с которыми ему легко справляться. Старайтесь не предлагать ему заданий, которые пока превышают его возможности.
В общем и целом основное, чему стоит научить ребенка к тому времени, как он приступит к формальному обучению – это понятие сохранения.
Обычно человек, так или иначе, самостоятельно овладевает этими понятиями к 8 годам. Но стоит позаботиться о том, чтобы первые два года в школе он не чувствовал себя безнадежно отстающим. Сохранение – это когда ребенок осознает, что количество чего-либо остается таким же до тех пор, пока к нему ничего не прибавят или не уберут от него что-то, независимо от изменения расположения или распределения частей.
Можно, например, выложить два ряда бусинок, с равным числом бусин и на равном расстоянии между ними и спросить ребенка, одинаковы ли они (независимо от цвета и размера). Обычно ребенок в состоянии понять смысл вопроса и отвечает «Да». Если затем в одном ряду бусины сдвинуть, уменьшив расстояние между ними, и после этого спросить, остались ли ряды одинаковыми, он может ответить, что в длинном ряду бусинок больше. Это значит, он не обратил внимание на число бусин, а опирается лишь на длину ряда как на ключевой признак.
Если ребенок действительно понимает уже, о чем идет речь, он вам объяснит, что количество бусинок в обоих рядах останется одинаковым, чтобы вы с ними не делали – сдвигали, раздвигали, собирали в кучку, пересыпали в банки.
Аналогичный опыт можно провести с водой, любой жидкостью или сыпучим материалом (песком). Перелейте воду из широкой банки в узкий цилиндр, или в другие банки поменьше – если ребенок усвоил понятие сохранения, он поймет, что, если только вы не расплескали жидкость, ее количество осталось прежним, в какие бы сосуды вы ее не наливали. Скатайте шарик из глины или из пластилина; потом сделайте из него блин, колбаску, несколько маленьких шариков, слепите фигурку – ребенок, овладевающий понятием сохранения, способен понять, что количество материала осталось прежним, если только вы не отщипнули или не добавили кусочек.
Когда ребенок учится говорить, уже на этой стадии можно ему помочь, обратив внимание на такие понятия (и слова), как «больше», «меньше», «такой же»; полезны и считалочки, с помощью которых ребенок постепенно осваивает понятие числа и слова, обозначающие малые числа (один и два). Можно помочь ребенку уточнить некоторые отличительные понятия между животными, растениями, предметами.
ОБМАНЧИВЫЕ ФОРМЫ
Одним из очень важных моментов, тесно связанным с понятием сохранения, будет установление соответствия между содержимым и сосудом. Ребенок постепенно обнаруживает, что из одного сосуда содержимое можно переместить в другой сосуд, и иногда после этого в нем еще остается какое-то место, а иногда все содержимое первого сосуда никак не лезет во второй – некоторое количество песка или воды оказывается лишним.
Меньшая банка вмещает меньше, а большая больше. Иногда это понять просто, но если разница в размерах сосудов не бросается в глаза или маскируется различием в форме – ребенку требуется выработать более тонкую стратегию оценки фактов.
Он узнает, что заданное количество может принимать разные формы. Узнает, что форма обманчива. Сосуд, который кажется больше, может вмещать меньше, чем сосуд, который выглядит меньшим. После этого ребенок окажется на грани понимания того, что количества не просто не зависят от формы, но и остаются постоянными, несмотря на форму. Это равносильно пониманию фундаментального принципа сохранения: если ничего не прибавляется и не отнимается, количество остается таким же.
Дальше идет формирование понятия о классификации предметов по различным признакам.
Соответствие ложки и рта, яйца и чашки для него, шапки и головы – все это подводит к понятию размера. Можно научить малыша сопоставлять объект из одного набора с некоторым предметом из другого набора. Для совсем маленьких детей можно вырезать в доске или картонной коробке отверстия различной формы для соответствующих вкладышей (квадратов, треугольников, кругов ит.п.). Упорядочиванию ребенок учится, собирая пирамидки, складывая или ставя по порядку матрешки, строя башни из кубиков.