Просмотр содержимого документа
«Место развитой мелкой моторики в успешном развитии речи»
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика характеризуется способностью к выполнению координированных и точных движений пальцами рук и ног. Эти действия возможны только благодаря четкому взаимодействию нервной и мышечной структур человеческого организма.
Мелкая моторика может включать в себя огромное количество самых разнообразных действий. Это могут быть как самые простые движения, например, мы берем ложку, вилку, так и достаточно сложные, пишем в тетрадном листе, рисуем, лепим. Невозможно оценить, насколько важна в жизни ребенка мелкая моторика. Мы наблюдаем ее почти с рождения, когда малыш делает первые хватательные движения. Постепенно ребенок учится управлять своими руками. Поначалу, захват предметов происходит всей ладошкой, со временем, у него получается брать предметы двумя пальцами.
Следующий шаг, это обучение правильно удерживать карандаш, письменную ручку, вилку, мелки для рисования. Мелкая моторика, неразрывно связана с деятельностью нервной системы человека, способствует развитию внимания и улучшению памяти.
Учеными доказана прямая связь мелкой моторики и развития речевого центра. А объяснение здесь совсем несложное — в человеческом мозге эти два отдела расположены совсем рядом и со стимуляцией навыков мелкой моторики активизируется речевой центр. Развитие мелкой моторики, заложенной в детстве, в будущем будет непосредственно влиять на логическое мышление, память, концентрацию внимания, воображение, связную речь. Каждый ребенок индивидуален в своем развитии и улучшение навыков мелкой моторики происходит постепенно, от неловких и неумелых движений, к все более точным и расчетливым. Разработано множество упражнений, которые оказывают влияние на улучшение мелкой моторики. В логопедической практике их принято делить на категории: - пальчиковые игры («сорока-ворона», «идет коза рогатая…», «ладушки» и др.); - перебирание мелких предметов (бусы, пуговицы, очищение круп, катание горошин.) - лепка (пластилин, детская глина, тесто). Научите ребенка катать шарики разных размеров, раскладывать их по цветам. Когда соберетесь готовить пельмени или вареники берите малыша, он с удовольствием поможет вам раскатать тесто; - рисование (начните с цветных мелков или карандашей), для начала, отработайте простые рисунки — солнышко, тучки, капельки. Когда ребенок освоит их, можно переходить к более сложным - домик, забор, деревья, цветы, грибочки, животные, люди; -массаж. Во всем этом есть одна очень важная деталь, все развивающие игры должны проходить только под наблюдением родителей или педагогов. Ребенок маленький и существует вероятность, что он может проглотить что-нибудь мелкое.
В развитии мелкой моторики очень важен системный подход. Занятия нужно проводить регулярно, и вскоре вы заметите, что они дают огромный положительный эффект.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(189) "Рабочая программа по письму и развитию речи индивидуального обучения на дому по программе СКОУ VIII вида"
["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-individual-nogho-obuchieniia-na-domu-po-proghrammie-skou-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "291016"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1455042018"
}
}