Цели: настроить детей на предстоящую деятельность, собрать внимание, вызвать интерес к теме, спланировать совместно основные этапы дня, недели. Оборудование квартиры для Электроника Цели: знать о размещении разных электроприборов в квартире в зависимости от их назначения; уметь зонировать помещение групповой комнаты, как квартиры; размещать в разных зонах электроприборы удобно для пользования, используя оборудование игрового уголка, мебель, полки, картинки — заместители розеток; объяснять свои действия3.
Поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи
«Беседа по теме»
Какие вы знаете электроприборы?
Для чего нужен каждый из них?
Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в зале?
Что служит питанием для электроприборов?
Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.)
Где в каждом доме живет электричество? (В розетках.)
Почему нельзя трогать розетки?
Для чего нужен провод?
На какой предмет мебели похож холодильник?
Какие бывают лампы? (Настольные, настенные.)
Дети должны знать:
- назначение основных электроприборов в доме;
- почему они так называются;
- как с ними обращаться.
1. Дидактическая игра «Составь предложение »
Цель: упражнять в составлении предложений с помощью опорных слов.
Купить, мы, новый , пылесос ( Мы купили новый пылесос)
Нас, у, электрочайник, сломаться ( У нас сломался электрочайник)
Холодильник, кухня, стоит, в. ( В кухне стоит холодильник)
Сшить, мама, швейная машинка, на , платье. ( На швейной машинке мама сшила платье)
2. Дидактическая упражнение « Подбери признак»
Цель: Упражнять в подборе прилагательных к существительному.
Цель: упражнять всогласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже. Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах .
Одна кофемолка - две кофемолки- пять кофемолок . Одна стиральная машина - две стиральные машинки - пять стиральных машинок.
Одна новая кофемолка - две новых кофемолки - пять новых кофемолок.
Один двухкамерный холодильник - два двухкамерных холодильника –
пять двухкамерных холодильников.
Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров,
одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр,
один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников .
Цели: знать разновидности электротоваров; уметь рассказывать об отличительных особенностях и функциях разных видов электротоваров. Правила. Педагог играет роль продавца, а дети изображают покупателей. Чтобы сделать покупку, надо ее назвать, рассказать, для чего она используется, чем отличается от других сходных. Эту игру можно объединить с сюжетно-ролевой игрой «Семья».
9. Дидактическое упражнение «Что будет, если...»
Цели: знать правила обращения с электроприборами; уметь вербально выстраивать цепь событий по речевой схеме «если... то».
Дети отвечают на вопросы по выбору педагога.
Что будет, если во всем доме отключат электричество?
Что будет, если не выключить утюг?
Что будет, если электроприборы не выключать?
Что будет, если человек засунет палец или металлический предмет в розетку?
Что будет, если включить неисправный электроприбор?
Что будет, если люди придумают и создадут электроприборы, которые заменят весь ручной труд? "
Воспитатель предлагает ребёнку закончить предложения (подобрать и назвать как можно больше слов-действий).
-Покупая бытовую технику в магазине покупатель (что делает?)… выбирает, рассматривает, проверяет, любуется, упаковывает и т.д.
- Дома люди с бытовой техникой (что делают?) … распаковывают, ставят и т.д.
-Ухаживая за техникой человек (что делает?)… обтирает,чистит ит.д.
Подбор родственных слов
-по каким проводам идет ток? (По электрическим проводам).
Какая лампочка над вами? (Электрическая).
Искры…(электрические).
Приборы, машины…(электрические).
Знаете, кто устраняет поломки, когда гаснет свет? (Электрик).
Что может случится, если не соблюдать осторожность? (Рассуждения детей)
Творческое упражнение «Придумай электроприбор, которого еще нет»
Цели: уметь проявлять творческое мышление, соединять несколько приборов в один, придумывать новые функции имеющимся приборам, изображать придуманное в схематичном рисунке, рассказывать об этом.
Дидактические игры с мячом.
а)«Закончи мое предложение»
Цели: уметь правильно называть электроприборы; внимательно слушать педагога, быстро реагировать на его слова; ловить мяч, не прижимая к груди. Мама стирает белье в... (стиральной машине). Папа чистит ковер... (пылесосом). Дочь гладит одежду... (утюгом). Бабушка поджаривает хлеб в... (тостере). Мама взбивает крем... (миксером). Дедушка достает на кухне молоко из...(холодильника). Даша варит щи на... (электроплите). Аня смотрит передачу «Спокойной ночи малыши» по... (телевизору). Юра вечером читает книгу под настенной...(лампой). Мама сушит мокрые волосы... (феном).
Я буду бросать мяч и называть посуду. Вы ловите мяч, произносите слово по слогам, говорите сколько слогов и возвращаете мне мяч.
Телефон телевизор
Утюг миксер
Фен тостер
г)« Выполнить звуковой анализ слов» ( лампа, плита, радио )
«Хлопки».
Деление слов на слоги хлопками. Дети делят слова на слоги по тем же разложенным картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме « Бытовая техника».
Когда все слова будут разделены на слоги, картинки логопед убирает со столов.
Утренняя гимнастика «Мы — электроприборы»
Цели: знать об особенностях работы разных домашних электроприборов; уметь представлять их в воображении; выразительно через физические упражнения передавать образ электроприбора; выполнять движения ритмично, в едином темпе, красиво.
Бег — ток бежит по проводам;
бег цепочкой — длинные провода от одной опоры до другой;
ходьба на носочках с высоко поднятыми руками — опора ЛЭП,
вращение руками — вентилятор;
попеременное движение руками перед собой вверх- вниз, ладони рук параллельно друг другу —овощерезка,
сидя, наклоны туловища вперед — соковыжималка,
лежа, «велосипед» —стиральная машина;
лежа —электротренажер,
наклоны вперед —пылесос,
мелкие движения пальцами —печатание на компьютере или электрической пишущей машинке,
прыжки — из тостера выскакивают поджаренные ломтики хлеба;
прыжки с кружением — тестомешалка,
лежа расслабление — расплавленный сыр в микроволновой печи,
бег — зарядка сотового телефона;
бег по спирали — миксер,
ходьба скользящим шагом — утюг. Упражнения сопровождаются различным звукоподражанием.
Задания «Помоги маме быстро выполнить работу»
Дети получают картинки с изображением ручного труда и разных электроприборов. Они должны быстро подобрать к картинке с изображением ручного труда картинку с соответствующим электроприбором и рассказать, как он действует.
Сгруппировать электроприборы по месту использования и объяснить, почему они нужнее на кухне, или в ванной, или в зале, или в кабинете.
Дорисовать недостающие детали электроприбора.
К конкретному электроприбору подобрать предметы, на которые направлено его действие (стиральная машина — грязное белье, утюг — мятое белье, кофемолка — зерна кофе, пылесос — мусор и т.п.), назвать действие.
Через пантомимику изобразить какой-то электроприбор, рассказать о себе (как называюсь, что с помощью меня делают, из каких частей состою, из какого материала сделан, как мной управлять).
Дидактическая игра «Назови нарисованные приборы»
Цели: уметь быстро находить изображение прибора в зашумленном рисунке (когда один эскиз наложен на другой), называть его. Правила. Педагог предлагает детям рисунки, на которых контуры разных электроприборов (4—5) наложены друг на друга. Примеры зашумленных рисунков можно найти в литературе по диагностике восприятия дошкольников. Дети должны назвать все электроприборы, которые спрятаны на картинках, обводя их контур. Затем педагог раздает готовые контуры приборов и предлагает детям самим сделать подобные рисунки, поменяться ими и отгадать, у кого что получилось.
Какая БЫТОВАЯ ТЕХНИКА спряталась на картинке?
Загадки « Бытовая техника»
По бокам коробки кругленькие кнопки.
Тут же рядом в уголке –
ручка с трубкой на шнурке. (Телефон)
Два соседних колеса собирают голоса.
Друг от друга тянут сами
поясочки с голосами (Магнитофон)
Я тяжел и горяч, от меня ты руки пряч,
Где пройду, проскольжу,
все морщинки уберу. (Утюг)
За стеклянной дверцей
бьется чье-то сердце. (Часы)
Пыль увижу – заворчу,
заверчу и проглочу (Пылесос)
Дом – стеклянный пузырек,
а живет в нем огонек,
Днем он спит, а как проснется,
ярким пламенем зажжется
(Электрическая лампочка)
Я еду в себе держу, сам от холода дрожу
(Холодильник)
Без ног, а ходят (Часы)
Протянул свой длинный нос на два метра…(Пылесос)
То назад, то вперед ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе: продырявит море (Утюг)
Полюбуйся, посмотри —
Полюс северный внутри!
Там сверкают снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник.)
Есть у нас в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос.)
Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые —
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые —
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический ... (утюг).
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)
Стихотворения:
ТЕЛЕФОН
Как бывает нелегко, Если мама далеко, Помогает телефон, Приближает маму он.
Скажет мамочка: «Алло!» Станет на душе светло, И отвечу громко я: «Мама, я люблю тебя!»
ХОЛОДИЛЬНИК
Чтоб не портились продукты, Молоко, сметана, фрукты,
Яйца, рыба, мясо – тоже, В холодильник все положим.
В холодильнике всегда Будет свежею еда!
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА
Чтоб у нас от скучной стирки Ручки не болели, Вот стиральная машинка Есть для этой цели.
Загружаем все в нее, Кнопку нажимаем, Да идем смотреть кино, Иль чаИ гоняем.
ТЕЛЕВИЗОР
Телевизор вместе с нами
смотрит наша киска,
Видит мышку на экране,
Мышка, вроде, близко.
Мог бы славным быть обед.
Только хвать, а мышки НЕТ !
КОМПЬЮТЕР
Монитором ярким светит Целый день компьютер мой, Что угодно в интернете Он найдет для нас с тобой.
И с уроками поможет, И подскажет, как нам быть, Много сможет он, но все же Не дано ему любить.