Методическая разработка «Игры с песком как метод формирования учебно-познавательных компетенций у детей с ТНР»
Методическая разработка «Игры с песком как метод формирования учебно-познавательных компетенций у детей с ТНР»
В данной статье описывается возможность использования педагогической песочницы для развития и коррекции речи детей 5-7 лет, а также использование метода Sand Play для развития и совершенствования некоторых когнитивных процессов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Игры с песком как метод формирования учебно-познавательных компетенций у детей с ТНР»»
ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ с ТНР
Клачкова Е.Г.
воспитатель МБОУ Инзенская НШ
Аннотация: В данной статье описывается возможность использования педагогической песочницы для развития и коррекции речи детей 5-7 лет, а также использование метода Sand Play для развития и совершенствования некоторых когнитивных процессов
Ключевые слова: метод Sand Play, развитие речи, развитие когнитивных процессов, инновационные педагогические технологии, игры с песком.
Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, формируют жизнеспособность и целеустремленность. Этот возраст очень важен тем, что именно в этот период психические функции из «натуральных» переходят в «культурные», т.е. высшие психические функции, согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Поэтому гармоничное развитие всех психических сфер ребенка, на этапе дошкольного детства, является необходимым условием для его развития в дальнейшем.
Учебно-познавательные компетенции для детей с ТНР подразумевают владение ребенком обобщенными способами умственной деятельности, умением самостоятельно выстраивать познавательные действия, владение собственно процедурой построения и реализации учебной деятельности. Но при первично сохранном интеллекте дети с ТНР не могут самостоятельно овладевать учебными навыками. Помимо недоразвития всех компонентов устной речи для детей с ТНР характерно недоразвитие процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточной сформированностью словесно-логического мышления.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования. Игра с песком -это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. И целью моей работы использования песочниц стало как развитие речи, так и развитие познавательных и психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений).
В ходе работы в данном направлении были поставлены следующие задачи:
- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- гармоничное и интенсивное развитие познавательных функций (восприятие, память, внимание, мышление);
- развитие речи, закрепление навыки фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучения грамоте и письму;
- совершенствование и развитие предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры, коммуникативных навыков ребенка.
Для решения данных задач педагогическим коллективом МБОУ Инзенская НШ был разработан долгосрочный проект «Чудеса на песке». Содержание проекта строиться на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, культурно-исторической теории Л.С. Выготского, личностно-ориентированный подход Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили. Методологическая основа проекта направленная на обучение рисование песком, основывается на программу «Метод «Sand Art». Ресурсы психотерапевтического рисования песком» О.Н. Никитиной и М.В. Сосниной, а также методические указания М. Зейц. Еще одной теоретической основой программы являются разработки техник и приемов Т.Д. Зенкевич - Евстигнеевой и А.И. Копытина. Новизна данного проекта заключается в том, что он предусматривает интеграцию методов арт-терапии с приемами песочного рисования и развивающих игр.
На начальном этапе реализации проекта была сформирована игровая зона, включающая в себя 2 песочницы, покрашенных в голубой цвет. Меньшая часть этих ящиков заполнена песком, предварительно просеянным и прокаленным в духовке. Далее последовал подбор игрушек и предметов различной тематики: человеческие персонажи, здания, животные/растения, машины, природный материал, декоративные элементы. Нашлось применение игрушкам из киндер-сюрприза, и лего-человечкам.. Далее были подобраны картотеки игр, уделив особое внимание познавательным и развивающим играм и спланирована работа с детьми.
Первоначально песочница использовалась в работе с малыми подгруппами (3-4 ребенка). Мы выполняли упражнения на развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук «Чувствительные ладошки»: скользить по поверхности песка как змейка или как машина, оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или цифра.
В индивидуальной работе использовала такие упражнения, как разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы; провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
Очень детям понравилось рисовать песком. Пока остальные дети выполняют задание на бумаге, один из них выполнял это задание на песке (хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку). На занятиях по развитию речи дети я стимулировала детей не просто озвучивать действия, а они описывать предметы, находящиеся в песочнице, придумывать с ними истории, инсценировать сказки.
Самостоятельные игры с песком занимали большую часть времени во второй половине дня. Так мы занимались всю осень и зиму. С наступлением поздней весны мы подготовили детям тематический «День песка». Были проведены разнообразные мероприятия: просмотр презентации «Песочные творения», в познавательно-исследовательской деятельности дети рассматривали различные виды песка под микроскопом и проводили опыты для выявления свойств песка. На прогулке был объявлен конкурс «Песочные творения», в котором детям нужно было нарисовать на песке полюбившейся им техникой (техника отпечатков, насыпания, вытирания, нацарапывания); подвижная игра «Песочно-каменные миниатюры», где ребятам нужно было на скорость выложить заданный предмет или объект; игра-эстафета «Кто быстрее наполнит ведерко песком» никого не оставила равнодушным. Завершили мы день песка постройкой песочного города.
В этом году мы планировали провести подобный праздник в форме конкурса между старшей и подготовительной группой, но сложившаяся ситуация с вирусов нарушила планы. Однако, мы наверстали упущенное, когда в саду открылись дежурные группы. Мы провели конкурс построек из песка «Песочный город».
Ну и конечно никуда без работы с родителями. Были организованы семинары, мастер-классы, а также просветительская работа в виде наглядного материала, памяток, листовок. Следствием этой работы стало приобретение кинетического песка.
Кинетический песок очень удобен для работы в группе в любое время года. Изучив нормы СанПин, и сделав вывод, что обработку такого песка вполне можно проводить кварцеванием, в нашей группе появилась еще одна песочница – надувная. Дети с большим восторгом восприняли новый материал. Малышам очень интересно и полезно играть с кинетическим песком:
- во-первых, он разноцветный. Это позволило моделировать различные «декорации» для игр (например Синий-море, красный-Марс т.д.);
- во-вторых, он безопасен. Им могут играть дети-аллергики;
-в-третьих, это нетрадиционный материал, способствующий коррекционной поддержке детей.
Очень поспособствовало развитию технологии Sand Play в нашей ОО приобретение специальных световых столов для рисования песком, в количестве 6-ти штук. В дно модуля вмонтирована светодиодная подсветка, позволяющая проецировать изнутри стола различные световые эффекты, дополняющие рисунки на песке. Количество цветов подсветки - 16, с помощью пульта, можно менять оттенки цветов, их яркость, выбрать последовательность. Подсветка стола, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском.
Работу на этих столах мы осваивала вместе с детьми: знакомились с песком, его свойствами, освоили несколько техник рисования на песке. Все игры и упражнения носят развивающий характер. В последствии был проведен мастер-класс для воспитателей и учителей нашего ОУ по использованию такого песка в своей работе. Т.к. наш детский сад не просто при школе, а находится в одном здании, учителя имеют возможность проводить игры с песком, используя световые столы. Рисование на песке благотворно влияет на первоклассников во время адаптации к условиям школы, и при обучении письму, а также для психологической разгрузки. Данный вид деятельности учителя попробовали внедрить на динамическом часу у первоклассников, а также в группе продленного дня.
Песочную терапию включили в свою деятельность и педагог-психолог и учитель начальных классов нашей ОО. Ведь в процессе песочных игр совершенствуются коммуникативные навыки, снижается мышечное напряжение и развивается умение взаимодействовать друг с другом.
К концу учебного года, проведя мониторинг в завершении реализации проекта, мы смогли сделать вывод, что частичный перенос коррекционных, познавательных и развивающих занятий в песочницу, дал больший воспитательный и образовательный эффект. Игра с песком обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности. Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитие речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности
2. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002 – 50с.
3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 80 с.
4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006 – 160с.
5. Кузуб Н.В. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений, Москва, Сфера. 2011 – 25с.
6. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница – М.: ИНТ, 2010 – 94с.