Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ЗПР" "»
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения учителя-логопеда для ребёнка с ЗПР
Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития
Этапы работы Направления работы Коррекционно-речевые задачи Рекомендованные игры и задания
Подготовительный этап
Сенсорное развитие
1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
2. Закрепить знание основных цветов и оттенков, форме и величине предметов,обогатить представления о них.
1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.
2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Развитие мелкой моторики
1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
4. Печатание пройденных букв в тетради.
5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем
лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
6. Использование массажных упражнений.
7. Выкладывать изображения и буквы с помощью
спичек, верёвочки, природных материалов.
8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
Развитие общих речевых навыков
1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
2. Формировать правильное речевое дыхание.
3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у ребёнка умения пользоваться громким и тихим голосом.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Дыхательная гимнастика.
Основной этап Коррекция звукопроизношения
1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях,связной речи.
Работа над слоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
1. Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационноправильно оформляя их.
2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
1. Плавно переключаться со слога на слог.
2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
3. «Наращивать» слова.
4. Произносить слова со стечением согласных.
5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове. Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к
Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и],[ы], [э],
2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных
звуков (ау, уа и т. д.).
3. Выделение гласного в начале слова (Оля, в конце обучению грамоте
Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
4. Подбор слов на гласные звуки.
5. Знакомство с согласными звуками.
Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
6.Знакомство с понятиями: «гласный звук» и«согласны звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
8. Определение последовательности звуков в слоге,слове.
9. Определение количества звуков в слоге, слове.
10. Определение ударного слога, звука в слове.
11. Составление звуко-слоговой схемы слов.
Развитие словаря
1. Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе
систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
4. Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
Словообразование
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам(дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим тема(листочек,картошечка, пальтишко; кругленький).
4. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными вроде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
5. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
7. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
9. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
10. Согласование числительных два и пять с существительными.
11. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
12. Совершенствование навыков составления ииспользования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
13. Закрепление навыков анализа простых
распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.
3. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного вопросы полным ответом.
4. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
5. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
6. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) общения.
7. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
8. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
9. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
10. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному плану.