Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Использование театрализованной деятельности в логопедической работе"»
Использование театрализованной деятельность в работе логопеда.
Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В игре ребёнок познаёт мир, учится преодолевать трудности. Исправление недостатков речи , это огромный труд. Поэтому, задача учителя-логопеда вовлечь ребёнка в игру так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. В этом логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности.
На занятии пригодятся любые куклы, персонажи, игрушки. Вот, например, на первом фронтальном занятии используются куклы — Незнайка, Петрушка, Всезнайка. Незнайка, по замыслу учителя-логопеда, не умеет правильно произносить звуки, неправильно образует и употребляет слова, а Всезнайка учит детей правильно выполнять задания, быть сдержанными, внимательными. На дальнейших занятиях эти персонажи вводятся отдельно. Незнайке ребята объясняют правильную артикуляцию звуков, вместе с ним произносят слова с изучаемым звуком.
Куклы можно использовать при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить образовывать уменьшительно –ласкательную форму существительных, исправлять деформированную фразу (правильно ли сказал Незнайка?). При помощи кукол можно проводить целые занятия или фрагменты, например, ввести куклу только для проведения артикуляционной гимнастики или для того, чтобы дать задание. Куклы используются по очереди, чтобы интерес к ним не угасал. А если это случилось, можно убрать эти куклы на месяц и, после перерыва, они опять воспринимаются детьми как добрые друзья.
Для автоматизации звуков так же можно использовать игрушки, выступающие в роли образа или модели звука: например, жук – Ж, комар – З, змея-шипелка – Ш и т.п. При этом можно придумать целые этюды: жук и комар делят картинки, в названии которых есть звуки Ж и З. Удобно использовать простые игрушки , можно из пальчикового театра: во-первых, они не занимают много места на столе, во вторых, с помощью них можно многократно повторять слоги и слова и это не будет утомительно. Например, перед ребёнком раскладываются несколько игрушек и логопед даёт задание научить эти игрушки проговаривать звук Ш. Ребёнок подносит змею-шипелку к каждой игрушке по очереди и проговаривает звук изолированно или слоги, после этого можно предложить ребёнку игру «Кто сказал неправильно?» — указывая на игрушку слева направо, проговаривать слоговую цепочку, один из слогов в которой будет отличаться от всех остальных, например, ша-ша-са-ша (по типу «четвёртый лишний»). Игрушки для автоматизации звуков Так же можно многократно проговорить слова, предложения. Из занятия в занятие можно менять игрушки, задания, вносить элемент соревнования. Можно ещё много говорить об использовании игрушек на логопедических занятиях, но уже и так понятно, что использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым.