Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Анализ коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога"»
Анализ коррекционно-развивающей работы
учителя-дефектолога
за 2017-2018 уч. г.
Деятельность учителя-дефектолога была направлена на выполнение перспективного плана работы на 2017-2018 учебный год, целью которого являлось создание психолого-педагогических условий для формирования коррекционно-образовательной среды, построения системы специального обучения и воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, консультирование родителей и педагогов по вопросам коррекционного развития детей.
Для достижения поставленной цели я вела работу по следующим направлениям:
-диагностическое;
-коррекционное;
-консультативно-просветительское и профилактическое;
-организационно-методическое;
-создание коррекционно-развивающей среды для воспитанников специализированной группы.
I. Диагностическое направление включало в себя психолого-педагогическое (исследование познавательных процессов по методике С.Д. Забрамной) первоначальное (стартовое), промежуточное (с целью определения и уточнения трудностей в усвоении программных достижений по различным направлениям и корригирования индивидуальных маршрутов) и итоговое обследование детей специализированной группы (отслеживание динамики воспитанников, изучение усвоения программных достижений с ребёнком).
Этапная диагностика(индивидуальная) с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов.
Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребёнком. Определение целей и задач коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.
Итоговаядиагностика(индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций.
Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.
Зачислено 11 детей в возрасте 4 – 7 лет.
Посещало занятия – 10 человек.
II. Коррекционно – развивающее направление включало в себя групповые и индивидуальные занятия. При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Работая с воспитанниками с ОВЗ, использовала парциальные программы коррекционного обучения и воспитания: «Программу обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной; «Коррекционно-развивающее обучение дошкольников с ЗПР» И.А. Морозовой, М.А. Пушкарёвой; «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Е.А. Екжановой Е.А. Стребелевой; программу для детей с нарушениями речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; «Познавательное и речевое развитие дошкольников» Микляевой.
Групповые занятия проводились по следующим аспектам: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, конструирование, сюжетно-ролевые игры. На каждом занятии была реализована интеграция областей.
За 2017-2018 учебный год были оснащены лексические темы: «Осень. Овощи т фрукты»; «Я вырасту здоровым», «Сохрани своё здоровье сам», «Посуда у тебя дома»; «Мебель в нашем доме»; «День народного единства», «Москва-столица России», «Дом, в котором мы живём»; «Поздняя осень»; «Подготовка диких животных к зиме»; «Транспорт»; «Человек и окружающий мир», «День Матери России», «Новый год», «Зимняя сказка», «Зимние забавы детей», «Ёлочные украшения», «Зима», «Зимующие птицы», «Стройка и строительные профессии»; «День Защитника Отечества», «Военная техника», «Военные профессии», «Февраль-последний месяц зимы»; «Машины, облегчающие труд людей»; «Международный женский день», «Весна. Признаки весны», «Перелётные птицы», «Моя семья»; «Мой дом»; «Мир космоса»; «Комнатные растения»; «Рыбы»; «День Победы», «Лето». На всех занятиях была реализована интеграция образовательных областей.
Индивидуальные занятия строились с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и включали в себя коррекционную работу, которая проводилась по основным направлениям:
- развитие сенсорных и перцептивных действий;
- формирование пространственной ориентировки;
- развитие моторной сферы;
- развитие познавательной и интеллектуальной деятельности;
- развитие эмоционально – волевой и игровой деятельности;
- развитие речевой активности.
На подгрупповых и фронтальных занятиях широко применяла мультимедийные технологии: показ презентаций; использовала развивающие мультфильмы и игры, мультимедийные дидактические пособия, прослушивание аудиосказок, песен, звуков природы, звуков, издаваемых животными и птицами; логоритмические упражнения; подвижные музыкальные физминутки;
- на подгрупповых и индивидуальных занятиях активно применяла традиционные и инновационные здоровьесберегающие технологии: дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, зрительную гимнастику, логоритмику, фонетическую ритмику, кинезиотерапию, су-Джок терапию; пескотерапию, музыкотерапию, сказкотерапию, мнемотехнику, биоэнергопластику, цветотерапию, психогимнастику, релаксацию.
Разработала и внедрила в учебный процесс исследовательский проект «В мире живых звуков».
III. Результативное направление включало в себя первоначальную (стартовую), промежуточную и итоговую диагностику.
Проанализировав полученные данные обследования и сделав количественно-качественный анализ, получилось следующее:
посещало занятия – 10 человек; с большей регулярностью – 8 человек.
Динамика развития по разделам
Диагностировалось 8 человек.
Уровни
Области
Формирование представлений о себе и окружающем мире
Развитие речи
ФЭМП
Конструир-е
Сюжетно-ролевая игра
н к
н к
н к
н к
н к
Очень низкий
- -
1 1
2 0
- -
- -
Низкий
4 1
- -
0 1
- -
- -
Ниже среднего
1 0
5 0
3 0
3 0
1 -
Средний
2 2
1 2
1 1
2 1
3 -
Выше среднего
1 2
0 5
1 2
1 4
3 4
Высокий
0 3
0 0
0 4
0 3
1 4
(н – начало учебного года, к – конец учебного года)
Итого:
Положительная динамика – 7 человек (88%).
Незначительная динамика – 1 человек (12%).
Без динамики – 0 человек (0%).
Сводная динамика по всем разделам
за 2017-2018 уч. г.
Начало занятий Конец занятий
Низкий – 1 человек (12,5%) Низкий – 0 человек (0%)
Ниже среднего –2 человека (25%) Ниже среднего – 1человек (12,5%)
Средний- 4 человека(50%) Средний – 1 человек (12,5%)
Выше среднего – 1 человек (12,5%) Выше среднего – 3 человека (37,55%)
Высокий– 0 человек (0%) Высокий – 3 человека (37,5%)
Динамика развития когнитивных способностей воспитанников:
Положительная динамика – 6 человек (75%)
Относительно положительная – 1 человек (12,5%)
Избирательная положительная динамика – 1 человек (12,5%)
Без динамики – 0 человек (0%)
Динамика показывает, что коррекционно-развивающая работа, осуществляемая мной, является эффективной.
IV. Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Работа с педагогами
В соответствии с годовым планом работы, была оказана научно-методическая помощь работникам ДОУ по вопросам коррекции:
Мастер класс по теме: «Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников».
Семинар-практикум
Консультации для педагогов по темам:
«Результат обследования детей с интеллектуальной недостаточностью»; «Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателей»; «Игры на развитие познавательной деятельности у дошкольников с ЗПР»; «Анализ результатов обследования детей с целью создания новых технологий»; «Использование логоритмики как эффективного средства развития слухового внимания и восприятия»; «Формирование фонематических процессов – важная составляющая в работе над развитием речи»; «Игры на развитие фонематического слуха и восприятия»; «Игры на развитие слухового внимания и памяти»; «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»; «Развитие речедвигательной активности у воспитанников с ДЦП»; «Роль пескотерапии в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР».
С целью повышения уровня компетентности педагогов в вопросах познавательно-речевого развития дошкольников мною был проведён мастер-класс по теме: «Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников». Разработаны памятки-буклеты по теме.
Работа с родителями
С целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса с родителями дошкольников специализированной группы проведены беседы, совместное нахождение способов и методов психолого-педагогической помощи ребёнку; знакомство родителей с основными приёмами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий.
В целях повышения компетенции родителям дошкольников, имеющих нарушения в интеллектуальной сфере, была оказана консультативная помощь по темам: «Развитие мышц речевого аппарата»; «Роль книги в развитии ребёнка»; «Фонематический слух – основа правильной речи»;«Игры и упражнения на развитие фонематических процессов»; «Развитие силы голоса. Игры для малышей»; «Развивающие игры в кругу семьи»; «Развитие речи дошкольников в играх»; «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»; «Как легче запомнить названия времён года, месяцев, дней недели»; «Развивающая речевая среда»; «Игры, которые лечат». Разработаны памятки для родителей.
Проведены консультации по запросу родителей.
С целью наглядной агитации ежемесячно был оформлен стенд.
Для более успешного закрепления изученного материала, а также для развития ВПФ регулярно велись тетради взаимодействия с родителями. Достигнут взаимообмен и отдача педагог-родитель.
V. Организационно-методическая работа
В 2017- 2018 учебном году в своей работе я активно использовала ИКТ:
- принимала активное участие во всероссийских творческих конкурсах для педагогов и воспитанников, имею сертификаты победителя (I место):
октябрь – Всероссийское тестирование «Тотал Тест: Социально-психологическое развитие дошкольников;
январь – Всероссийский информационно-образовательный ресурс «Разумейки» в номинации: Сценарии досугов, развлечений, праздников в д/с, школах и т. по теме: «Сценарий интегрированного занятия ДОУ для детей специализированной группы «Подготовка диких животных к зиме»;
апрель – Всероссийский творческий конкурс «Время знаний» в номинации: Методическая разработка по теме: «Использование фонетических игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
Воспитанник является победителем (I место) Всероссийской викторины «Лимпопо» Угадай звук животного.
- регулярно обобщала педагогический опыт: размещала свои консультации и методические разработки на образовательных сайтах;
- опубликовала статью в журнале «Логопед» (№9, 2017 г.).
Являлась активным участником МО специалистов дошкольных учреждений.
Выступила на районном МО старших воспитателей с практическим показом открытого интегрированного занятия для детей специализированной группы по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Подготовка диких животных к зиме».
Активно участвовала в работе инновационной площадки муниципального уровня на базе ДОУ.
Принимала активное участие в жизнедеятельности ДОУ: участвовала в совместных мероприятиях.
Являюсь победителем (Iместо) в конкурсе педагогического мастерства «Лучший мастер-класс ДОУ».
Являлась секретарём ПМПк образовательного учреждения.
Вела работу по:
- составлению методических рекомендаций для педагогов ДОУ;
- разработке памяток и буклетов для родителей дошкольников и педагогов;
- изучению и внедрению вариативных форм оказания коррекционной помощи;
- изучению новинок методической литературы;
- подготовке и участию в педагогических совещаниях ДОУ.
- развитию предметно-окружающей среды (пополнение кабинета картотеками, дидактическими пособиями и наглядным материалом).
Также мною проводилась работа по ведению необходимой документации: заполнение диагностических карт и карт динамического наблюдения; ведение табеля посещаемости занятий; составление годового плана; составление перспективного плана; составление календарного плана; составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ; ведение тетради преемственности работы с воспитателями; составление конспектов фронтальных и индивидуальных занятий.
VI. Повышение профессиональной квалификации
Прошла обучение в АНО «Социально-гуманитарный институт» по программе: «Логопедическая ритмика» в объёме 72 часа.
Прошла обучение в Государственной организации образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи «Здоровье и развитие личности» по теме «Формирование речевых навыков у детей с моторной алалией» в объёме 4 часа.
Участвовала в семинарах, вебинарах и педагогических конференциях по вопросам коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОВЗ.
Вела активную работу по:
- отслеживанию и изучению новинок в методической литературе;
- самообразованию (приобретение и изучение методической литературы, обмен опытом на сайтах образования по теме: «Формирование фонематического слуха и восприятия как компонентов речевого развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС ДО».
Таким образом, план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные цели и задачи на 2017 - 2018 учебный год выполнены.
VI. Перспектива
Продолжить отслеживание литературы и изучение инновационных и нетрадиционных методик и технологий, применяемых в развитии познавательно-речевой деятельности у дошкольников с целью внедрения их в коррекционно-развивающий процесс; приобретение и изготовление дидактический пособий и наглядного материала; расширить рамки просветительско- профилактической работы с родителями и педагогами.