Преподаватели высшей квалификационной категории: Басаргина Л.А.
Чаусова Е. П.
Группа: 2-09-ТОР-24 ГОУ СПО «ВПТ»
Дата проведения урока: 06. 09. 2011
Эпиграф:
Мужество необходимо не только
для отважных поступков, но и
для продуктивных занятий и
мышления.
А. Дистервег.
Цель учебного занятия:
- Дидактическая (образовательная): Завершить формирование знаний и умений необходимых в дальнейшем для решения технических задач, проектной деятельности, изучения специальных учебных дисциплин.
- Развивающая: Отработка приёмов нестандартного мышления (действий). Научиться высказывать и облекать мысли в красочную литературную доходчивую форму. Способствовать формированию умений: преодолевать трудности, закаливать волю.
- Воспитательная: Добиваться осознанного отношения к обучению, понимания важности и ценности самой сущности знаний, их величия и могущества. Способствовать расширению интеллектуального кругозора, привитие интереса к изучаемым дисциплинам.
Межпредметные связи:
Математика: темы «Математические действия» ,
«Свойства пропорции», « Декартова система
координат»
Физика: раздел- Механика с элементами относительности: темы « Свойства
твердых тел», «Деформация»
Черчение: тема «Общие правила оформления чертежей» (Масштаб, линии чертежа, геометрические построения)
Культура речи: тема «Речевой этикет, профессиональные термины, специальная лексика»
История: тема «Христианская Европа и Исламский мир в средние века Литература: тема «Западная литература средних веков»
Внутрипредметные связи: раздел – теоретическая механика (тема: плоская система произвольно расположенных сил)
Педагогические технологии, используемые на учебном занятии: - Игровая технология;
- Технология личностно - ориентированного обучения; - Технология активных методов обучения;
- Технология работы в группе.
-Место занятия в системе общепрофессиональных дисциплин: это интеграция выше перечисленных дисциплин с выработкой общих компетенций и создание фундамента для выработки профессиональных компетенций.
Носители учебной информации( собственные средства обучения )- компонент системы дидактических средств:
- фрагменты мультфильмов( «Шамаханская царица и три богатыря»);
- фрагменты кинофильмов(«Дон Кихот»);
- звуковые слайды;
- компьютерные обучающие программы;
-
Историческая справка.
Происхождение турниров теряется в глубине веков. Турниры возникли
как средство обучения юношей из знатных родов воинскому искусству.
Спортивные состязания – гиппика, гимназия, очень напоминают средне-
вековые турниры, которые проводились еще во времена Римской империи.
Историки сходятся во мнении ,что первые рыцарские турниры стали
проводиться в девятом веке. Турнир- слово французское, синонинами которого являются слово бугурд (Италия) и слово хейстильюд ( Англия).
Основной формой турнирных схваток в 12 в. были групповые бои( меле) .
В 13в. появились копейные поединки. Самым загадочным и малоизвестным
видом турнира был круглый стол. В начале 13в. покровительницами
турниров становится дамы. В 14в. турниры приобретают еще большую
регламентированность. В 15в. особую популярность приобретает вид
турнира под названием па д,АРМ. Такие турниры организовывались
по мотивам какой либо истории, а собственно схватка составляла лишь
часть ее. Считается, что именно на турнирах первой половины 15в.
родилась традиция , существующая до сих пор,- рукопожатие ,которым
рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг
на друга зла.
ГЛОССАРИЙ
Исторических терминов.
Бугурт - название турнира вообще, позднее так обозначали состязания, проводившиеся в легких доспехах или вообще без них, в которых могли принимать участие не только знать, но и горожане, и которыми часто сопровождались фестивали.
Блазонировать – описывать герб.
Гиппика гимназия – спортивные соревнования всадников времен римской империи.
Герольд – специалист по геральдике, бывший одновременно распорядителем на торжествах ( в том числе на турнирах) при дворах королей и знатных сеньоров.
Джауст – копейный поединок двух рыцарей.
Зачинщик – рыцарь, посылающий вызов на турнир другому рыцарю.
Защитник – рыцарь, принимающий вызов зачинщика.
Круглый стол – вид турнира, популярный особенно в Англии.
Меле – групповая схватка между противоборствующими командами.
Па д’арм – сложная форма турнира.
Ристалище – площадь, на которой проходили турнирные схватки.
Турнир – военное состязание рыцарей в средневековой Европе.
Хейстильюд – тоже самое, что и турнир.
ГЛОССАРИЙ
Технических терминов.
Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо
явления, предполагаемое проверкой опытом, чтобы стать теорией
Деформация- способность материала изменять свою форму и размеры под действием нагрузки.
Внутренняя сила – сила, которая возникает в поперечном сечении бруса при его загружении.
Жесткость – ЕА ( произведение модуля упругости и площади поперечного сечения бруса).
Напряжение – есть внутренняя сила, отнесенная к единице площади поперечного сечения.
Пластическая деформация- деформация, которая не исчезает после прекращения действия нагрузки.
Продольная сила – внутренняя сила при деформации растяжения и сжатия.
Упругая деформация – деформация, которая исчезает после прекращения действия нагрузки.
Эпюра – график изменения внутреннего усилия по длине бруса.
Основные этапы урока.
Организационный момент.
Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению ранее полученных знаний.
Представление команд и жюри.
Разминка через контроль знаний в нетрадиционной форме (веерный опрос, вакансия, три в одном, древо познания). Формирует и закрепляет первичные умения и навыки и применение их в нестандартных ситуациях ( от простого к сложному)
Копейный поединок (Джауст) – конкурс капитанов.
6. Работа с командой ( во время конкурса капитанов) -- «Сказка о королеве «Деформация» - перемена »
Итак, мы начинаем турнир, в борьбу вступает 2 команды : команды Шик (шикарная искрометная команда) и Блеск ( блестящая лучезарная единственно сильная команда)
Представляю команды
Шик Блеск
Пучинский капитаны Рыбалкин
Рогожкин Ендовицкий
Буркин Марков
Сафронов Брандт
Морозов Нагиев
Хорьков Неумывакин
Сопельняк Вавилов
Михайленко Гневшев
Левин Гусейнов
Красников Кодиров
Шаповалов Полковников
1)Представление команд. (девиз, герб)
Девиз команды «Блеск»
Растяжение и сжатие –наши общие понятия.
Напряжение растет- ведь победа к нам идет!
Девиз команды «Шик»
Мы растянем и сожмем, все пружины мы порвем.
И к победе все придем.
Клятва перед боем
Мы рыцари, готовы драться,
Соблюдая честь и закон,
И хотим в любви к предмету признаться
Мы клятву верности даем.
2.Второй конкурс (разминка – подготовка к бою) .
Состоит из 4 ступеней. Прежде чем вступить в бой, команды должны
подготовиться. Для этого они должны мобилизовать все свои силы. Как
известно, любой рыцарь , вступающий в борьбу имеет даму сердца, которая
дарит ему какой- либо пустяк: ленту , перчатку, веер….
2. 1ступень (веерный опрос)
2.2. ступень( вакансия).
Каждая дама имеет воздыхателя: ушел один, приходит другой. Свято место-
пусто не бывает. Итак, конкурс- вакансия.
σ = E ? ;
∆l = ;
[N]= [σ]*? ;
ε = ;
2.3 ступень (три в одном)
Каждая дама думает ,что ее рыцарь самый смелый , самый красивый,
самый умный, вообще самый, самый …….итак, начинаем конкурс три
в одном.
σ – записать три формулы.
∆l – записать три формулы.
ε – записать три формулы.
2.4. ступень ( древо познания)
В каждом рыцаре должно сочетаться ум и честь, честь и ум…..И так,
конкурс- древо познания.( оценивается в 3 балла)
Вопросы:
Для чего используется метод сечений?
Виды деформаций?
Что называется нормальным напряжением?
В чем суть проверочного расчета при растяжении и сжатии?
Что называется эпюрой?
В чем суть проектного расчета при растяжении и сжатии?
Что называется опасным сечением?
В чем суть гипотезы Бернулли?
3.Копейный поединок - Джауст
Обычно, прежде чем сойтись в сражении, на поле боя вызываются
два самых сильных бойца. Капитаны команд к бою. Начинаем копейный
поединок – джауст
Капитаны решают задачи: строят эпюры продольных сил и нормальных напряжений при деформации растяжения и сжатия.( этот конкурс оценивается в 5 баллов)
Пока капитаны решают задачи, команды отдыхают, т.е наступает пауза.(перемена)
4.Сказка - пауза
Во время паузы смотрим сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жила королева – деформация. Было у нее две дочери: принцесса Растяжение и принцесса Сжатие.
Сказка наша не простая.
Все у ней и так и сяк, и дома наперекосяк.
Ну а дочки, две девицы, никто замуж не берет.
Тут царица разозлилась и указ сей издала:
Кто умен, решит задачи, получит принцессу и полцарства в придачу
И гонцы уже трубят,
О приказе говорят,
И зеваки все собрались за задачи миром взялись
Задача 1:
Показать на пружинах деформацию растяжения и деформацию сжатия.
Задача 2: Показать на моделях деформации: упругую и пластическую (остаточную)
8.Изменение положения тела, вызванные деформацией растяжения?
9.О каких сечениях говорит гипотеза Бернулли?
10.Как называется нагрузка, которая сообщает конструкции или отдельным её частям ускорение?
11. Основной закон сопромата?
По вертикали:
1.Один вид напряжения?
2.Как называется свойства материала изменять свою форму под действием внешней нагрузки?
3.Как называется внутренняя сила при растяжении?
4.Если сила направлена к заделке, то какая возникает деформация ?
5. Вид напряжения, которое определяется отношением предельного напряжения к допускаемому коэффициенту запаса прочности.
5
д
о
п
11
г
у
к
а
7.
с
д
в
и
г
К
А
1.
8.
п
е
р
Е
м
е
щ
е
н
и
е
н
2
м
О
д
о
6.
р
а
с
т
я
ж
е
н
и
е
м
ф
3.
а
о
п
4.
9.
п
л
о
с
к
и
х
р
р
с
ь
м
о
ж
о
а
10.
д
и
н
а
м
и
ч
е
с
к
а
я
ц
с
т
и
л
и
я
ь
е
н
а
я
6.Подведение итогов
Басаргина Л.А:
Сегодня на нашем занятии были реализованы все цели и задачи поставленные в начале урока вы показали свои знания и умения по теме « деформация и растяжение» в рамках рыцарского турнира т.е в нетрадиционной форме вы проявили профессионализм, умение в любой ситуации выглядеть как грамотный специалист. А теперь каково ваше мнение:
1.Понравилась ли вам данная форма проведения урока?
2. Чем понравилась?
3. С какими учебными дисциплинами переплетается техническая механика на нашем уроке?
4. Что полезного вы подчеркнули для себя в этом Рыцарском турнире?
Чаусова Е.П
Кроме того сегодня вы проявили рыцарское благородство и мужество, старались соблюдать речевой этикет, были дружественными по отношению друг к другу. По ДОН-КИХОТОВСКИ придерживались главного принципа эпохи Возрождения : « Все в человеке, все для человека»
Преподаватель высшей категории : Басаргина Л.А
Преподаватель высшей категории : Чаусова Е.П
Таблица результатов Рыцарского турнира
Представление команд
Разминка
Копейный поединок
Дом. Задание
Итого
Герб
Девиз
Веерный опрос
Вакансия
Три в одном
Древо познания
Капитаны
Сказка
Команда БЛЕСК
Команда ШИК
Разработка открытого урока
учебная дисциплина: «Техническая механика»
специальность: 150411
Рассмотрено и одобрено на заседании предметно –
цикловой комиссии спецмеханических дисциплин
протокол №6 от 25.02.2013г.
Председатель: Докучаева Е. Ю.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДЕФОРМАЦИЯ КРУЧЕНИЯ: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, ПОСТРОЕНИЕ ЭПЮР ВНУТРЕННИХ УСИЛИЙ»
учебная дисциплина: «Техническая механика»
специальность: 150411
группа: ТОР-26
дата: 01.03.2013г
Хороший учитель не пропускает ни
пропускает ни одного случая, чтобы
научить чему-либо полезному.
Я. А. Коменский.
Тип урока :урок приобретения новых знаний с элементами проблемного
обучения.
Цели урока:
Обучающая:
- студент должен знать основные определения и допущения;
- иметь представление об внутренних усилиях, возникающих в поперечных сечениях бруса:
- научиться строить эпюры крутящих моментов.
Развивающая:
развивать умение составления фактов, их анализа и вывода;
развивать творческое мышление в процессе изучения обще
профессиональных дисциплин;
развивать способность взаимосвязывать деформации;
развивать умение видеть изучаемый материал в будущем при изучении спецдисциплин
Воспитывающая
: продолжить формирование логического мышления;
формировать убежденность студентов в значимости изучаемой дисциплины.