Методическая разработка на тему: «Профилактика психо-речевых нарушений в период формирования психофизиологических возможностей дошкольников»
Методическая разработка на тему: «Профилактика психо-речевых нарушений в период формирования психофизиологических возможностей дошкольников»
Перид формирования психофизиологических возможностей дошкольников - важная с ступень в развитии детей. Данный материал содержит информацию по профилактике психо-речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Профилактика психо-речевых нарушений в период формирования психофизиологических возможностей дошкольников»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»»
«Профилактика психо-речевых нарушений в период формирования психофизиологических возможностей дошкольников»
Подготовила: учитель-дефектолог, учитель-логопед
Поволоцкая С.А.
Развитие механизмов деятельности мозга, необходимых для формирования психики, а, соответственно и речи, начинается ещё до появления ребёнка на свет, во время внутриутробного развития.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.
В последнее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи, поэтому в дошкольном воспитании особенно актуальными стали вопросы оказания логопедической помощи.
Основные причины возникновения речевых нарушений:
ухудшение экологической обстановки;
увеличение числа патологий беременности и родов;
ослабление здоровья детей;
различные социальные причины.
Современные дети часто слышат неправильно оформленную речь. Таким образом, неполноценное речевое окружение также является одной из причин возникновения у детей нарушений развития речи.
В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Не последнюю роль в этом процессе играет дошкольное образование, одной из главных задач которого является психо-речевое развитие дошкольников.
Внимание к развитию речи ребёнка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растёт мозг ребенка и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Профилактика нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Огромная роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи.
Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Сила воздействия театрализованной деятельности на ребёнка огромна, ее педагогические возможности – неисчерпаемы. Театрализованная деятельность весьма успешно используется в работе с детьми разного возраста в детском саду. Нарушение речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и другие речевые нарушения, рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально – игровая) деятельность оказывает выраженное психо–терапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В игре формируется личность ребёнка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально – личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, а главное способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образцом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Таким образом, все члены педагогического коллектива детского сада, родители должны следить за речью ребёнка, развивать у него мелкую моторику, слуховую память и другие психические процессы, связанные с речью, а также сами говорить правильно и красиво.
Что касается профилактики непосредственно психо-речевых нарушений в раннем возрасте, то она складывается в основном из следующих моментов:
Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов;
Забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий. Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:
предупреждение ушибов головы;
предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (исключение непосредственных контактов с больными и пр.);
охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное "долечивание" ушных заболеваний;
охрана артикуляторных органов;
исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);
охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания).
Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем: обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания.
поощрение лепета ребёнка мимикой радости;
воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, начиная с первых дней его жизни;
медленное и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а также отчётливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно "приступить" к овладению речью;
отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно;
необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая "разговор" с животными, игрушками и пр.;
полное исключение случаев "сюсюкания" с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;
занятия ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Что касается практической части профилактической работы по предупреждению речевых недостатков и психофизических нарушений, то она требует определенной системы и особых методов работы: выработка правильного речевого дыхания; работа над голосом; формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие и коррекция познавательных процессов; развитие мелкой моторики и мимической мускулатуры.. От развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата зависит чистота речи.
Работать над произносительной стороной речи ребёнка необходимо с младшего дошкольного возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов. Поэтому проводить профилактическую работу психо-речевых нарушений дошкольников необходимо с младшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы сформировать положительный настрой на совместную деятельность целесообразно использовать игру, рисование, лепку. Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами.
Работа с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей будет способствовать не только восприятию речи и фонетическому её оформлению, но и повышению коэффициента здоровья дошкольников.
Организация профилактических занятий опирается на принципы постепенности перехода от простого к сложному, системности и возрастной адресованности.
Работа с ребёнком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в работе с детьми, поэтому комплексы упражнений могут включать в себя ряд нетрадиционных упражнений для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, общей координации движений, мимической мускулатуры.
Упражнения необходимо выполнять с постепенным наращиванием темпа и усложнением.
Упражнения сопровождаются красочными иллюстрациями и стихотворными текстами.
Рекомендации к проведению комплексов упражнений
1. Проводить ежедневно 2-3 раз в день:
Выполнять стоя или сидя с обязательным сохранением правильной осанки.
Артикуляционные движения вначале выполнять медленно, неторопливо, постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличить.
Каждое упражнение выполнять от 5 до 10 раз.
Учитывать эмоциональное состояние ребёнка.
Упражнения проводить в проветриваемом помещении.
Комплекс предложенных упражнений представляют собой систему здоровьесберегающих упражнений, направленных на профилактику психо-речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.
1. «Геометрические фигуры» - медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед).
Задержать дыхание.
Медленно выдохнуть со звуком Э, руки при этом рисуют в воздухе полукруги
Задержать дыхание.
Снова глубокий медленный вдох.
Задержать дыхание.
(Медленно выдохнуть поочередно все звуки, руки при этом рисуют в воздухе нужную геометрическую фигуру).
2. Игровой массаж «Сказка «У бабушки с дедушкой»»
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губя тянуть вперёд).
3. «Ухо-нос» Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Утром проснулись (губы в
широкой улыбке),
Чистили мы свои верхние зубы,
Вправо и влево, внутри и снаружи.
С нижними зубками тоже мы
дружим.
Губы сожмём мы и рот
прополощем (поочерёдное
надувание щёк)
И самоваром пыхтим, что есть
мочи (надуваем щёки и выпускаем
воздух через рот).
4. «Хлоп — топ» - взрослый произносит различные звуки, ребёнок услышав звук [А] должен хлопнуть в ладоши, на звук [Э] — топнуть ногой.
Список литературы
Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Хлоп–топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. – М.: издательство «ГНОМ и Д», 2004.
Косинова Е.М. Уроки правильной речи. – М.: ЭКСМО, 2004.
Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006.
Нестерюк Т.В. Игровой самомассаж. – М.: издательство «Книголюб», 2007.
Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М.: Айрис-пресс, 2007.