kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: «Профилактика психо-речевых нарушений в период формирования психофизиологических возможностей дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перид формирования психофизиологических возможностей дошкольников - важная с ступень в развитии детей. Данный материал содержит информацию по профилактике психо-речевых нарушений у детей дошкольного возраста. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Профилактика психо-речевых нарушений в период формирования психофизиологических возможностей дошкольников»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»»



«Профилактика психо-речевых нарушений в период формирования психофизиологических возможностей дошкольников»


Подготовила: учитель-дефектолог, учитель-логопед

Поволоцкая С.А.


Развитие механизмов деятельности мозга, необходимых для формирования психики, а, соответственно и речи, начинается ещё до появления ребёнка на свет, во время внутриутробного развития.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи, поэтому в дошкольном воспитании особенно актуальными стали вопросы оказания логопедической помощи.

Основные причины возникновения речевых нарушений:

  • ухудшение экологической обстановки;

  • увеличение числа патологий беременности и родов;

  • ослабление здоровья детей;

  • различные социальные причины.

Современные дети часто слышат неправильно оформленную речь. Таким образом, неполноценное речевое окружение также является одной из причин возникновения у детей нарушений развития речи.

В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Не последнюю роль в этом процессе играет дошкольное образование, одной из главных задач которого является психо-речевое развитие дошкольников.

Внимание к развитию речи ребёнка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растёт мозг ребенка и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. 

Профилактика нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклоне­ний в развитии таких психических процессов, как память, мышле­ние, воображение, а также сформировать комплекс неполноценно­сти, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения помо­жет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Огромная роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи.

Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. 
Сила воздействия театрализованной деятельности на ребёнка огромна, ее педагогические возможности – неисчерпаемы. Театрализованная деятельность весьма успешно используется в работе с детьми разного возраста в детском саду.
Нарушение речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и другие речевые нарушения, рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально – игровая) деятельность оказывает выраженное психо–терапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В игре формируется личность ребёнка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально – личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, а главное способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образцом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Таким образом, все члены педагогического коллектива детского сада, родители должны следить за речью ребёнка, развивать у него мелкую моторику, слуховую память и другие психические процессы, связанные с речью, а также сами говорить правильно и красиво.

Что касается профилактики непосредственно психо-речевых нарушений в раннем возрасте, то она складывается в основном из следующих моментов:

  1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов;

  2. Забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
    Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:

  • предупреждение ушибов головы;

  • предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (исключение непосредственных контактов с больными и пр.);

  • охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное "долечивание" ушных заболеваний;

  • охрана артикуляторных органов;

  • исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);

  • охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);

  • охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания).

Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем: обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания.

  • поощрение лепета ребёнка мимикой радости;

  • воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, начиная с первых дней его жизни;

  • медленное и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а также отчётливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно "приступить" к овладению речью;

  • отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;

  • приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;

  • систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно;

  • необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая "разговор" с животными, игрушками и пр.;

  • полное исключение случаев "сюсюкания" с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;

  • занятия ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

  • развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Что касается практической части профилактической работы по предупреждению речевых недостатков и психо­физических нарушений, то она требует определен­ной системы и особых методов работы: выработка правильного речевого дыхания; работа над голосом; формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие и коррекция познавательных процес­сов; развитие мелкой моторики и мимической мускулатуры.. От развития рече­вого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата зависит чистота речи.

Работать над произносительной стороной речи ребёнка необходимо с младшего дошкольного возраста, т. к. часто пе­ренос ее на старший возраст не приносит желаемых резуль­татов. Поэтому проводить профилактическую работу психо-речевых нарушений дошкольников необходимо с младшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы сформировать положительный настрой на совместную деятельность целесообразно использовать игру, рисование, лепку. Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами.

Ра­бота с использованием разно­характерных игр и упражнений, наглядности, при обеспече­нии высокой речевой активности детей будет способствовать не только восприятию речи и фонетическому её оформлению, но и повышению коэффициента здоровья дошкольников.

Организация профилактических занятий опирается на принципы по­степенности перехода от простого к слож­ному, системности и возрастной адресованности.

Работа с ребёнком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадицион­ных игровых приемов в работе с детьми, поэтому комплексы упражнений могут включать в себя ряд нетрадиционных упражне­ний для развития слухового внимания и фонематического воспри­ятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, общей координации движений, мимической мускулатуры.

Упражнения необходимо выполнять с постепенным наращиванием темпа и усложнением.

Упражнения сопровождаются красочными иллюстрациями и стихотворными текстами.

Рекомендации к проведению комплексов упражнений

1. Проводить ежедневно 2-3 раз в день:

  1. Выполнять стоя или сидя с обязательным сохранением правильной осанки.

  2. Добиваться четкого, точного, плавного выпол­нения движений.

  3. Артикуляционные движения вначале выполнять медлен­но, неторопливо, постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличить.

  4. Каждое упражнение выполнять от 5 до 10 раз.

  5. Учитывать эмоциональное состояние ребёнка.

  6. Упражнения проводить в проветриваемом помещении.

Комплекс предложенных упражнений представляют собой систему здоровьесберегающих упражнений, направленных на профилактику психо-речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

1. «Геометрические фигуры» - медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты впе­ред (ладонями вперед).

Задержать дыхание.

Медленно выдохнуть со звуком Э, руки при этом рисуют в воздухе полукруги

Задержать дыхание.

Снова глубокий медленный вдох.

Задержать дыхание.

(Медленно выдохнуть поочередно все звуки, руки при этом рисуют в воздухе нужную геометрическую фигуру).

2. Игровой массаж «Сказка «У бабушки с дедушкой»»

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губя тянуть вперёд).

3. «Ухо-нос» Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.


Утром проснулись (губы в

широкой улыбке),

Чистили мы свои верхние зубы,

Вправо и влево, внутри и снаружи.

С нижними зубками тоже мы

дружим.

Губы сожмём мы и рот

прополощем (поочерёдное

надувание щёк)

И самоваром пыхтим, что есть

мочи (надуваем щёки и выпускаем

воздух через рот).

4. «Хлоп — топ» - взрослый произносит различные звуки, ребёнок услышав звук [А] должен хлопнуть в ла­доши, на звук [Э] — топнуть ногой.












Список литературы

  1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Хлоп–топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. – М.: издательство «ГНОМ и Д», 2004.

  3. Косинова Е.М. Уроки правильной речи. – М.: ЭКСМО, 2004.

  4. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006.

  5. Нестерюк Т.В. Игровой самомассаж. – М.: издательство «Книголюб», 2007.

  6. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

  7. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М.: Айрис-пресс, 2007.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Поволоцкая Светлана Анатольевна

Дата: 06.07.2019

Номер свидетельства: 516487


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства