(Данная дидактическая настольная игра изготовлена учителем-логопедом Осташко Светланой Витальевной в рамках проекта «Овощи в коробке»).
Актуальность:
Залог здоровья дошкольников- правильное питание.
Правильное питание очень важно для гармоничного развития ребенка дошкольника и укрепления его физического здоровья. У детей дошкольного возраста происходит интенсивный рост и развитие, совершенствуются функции нервной системы, усиливаются процессы обмена веществ, формируются необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. Одним словом, правильное питание содействует формированию Здорового Образа Жизни дошкольников и является одним из факторов, обеспечивающих высокий уровень сопротивляемости детского организма к заболеваниям. Дети, питаясь дома вкусными булочками, сухариками, чипсами, отказываются пить молоко, есть полезные для здоровья каши и овощи, приготовленные поваром в детском саду. Они ждут, что мама вечером снова им купит шоколадку, пиццу, колу. А так как основы здоровья закладываются в семье, мы решили обратить пристальное внимание родителей и детей на здоровое питание, на пищу, богатую витаминами- это овощи. Важно донести до сознания детей пользу употребления в пищу овощей для здоровья человека, т. е. привить детям основы здорового питания.
Задачи:
-учить определять пространственное расположение предметов;
-уточнить знания детей об овощах, о месте их произрастания, о пользе овощей для человека;
-учить различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;
-учить использовать обобщающее понятия «Овощи»
-обобщать словарный запас за счет обозначения качеств;
1. Педагог просит ребенка собрать урожай. Ребенок поочередно снимает с грядок и называет их. Выполняя задания, ребенок закрепляет названия овощей.
2. Предложить ребенку разместить на «грядке» определенное количество овощей. Например: посадить 2 моркови и 3 капусты.
3.Сажая на «грядках» овощи, дети могут закреплять расположение предметов в пространстве. Например: педагог предлагает детям посадить морковь слева от неё капусту, а справа свеклу или чеснок.
4. Педагог загадывает ребенку загадку об овощах. Ребенок должен выбрать отгадку и расположить её на «грядке»
Сидит в темнице
А коса на улице. (Морковь)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява
Кто любит щи-
Меня в них ищи. (Капуста)
Вы ответьте мне ребятки,
Что растет на нашей грядке,
Маскируясь над землею
Очень ценною ботвою?
Вкус её своеобразный,
Цвет бордовый, одномастный.
Без неё борща не сваришь,
Винегрета не заправишь.
Под дождем не раз промокла
Кто, скажите детки?... (свекла)
Также проводится беседа о полезности овощей, какие блюда можно приготовить из них. Играя с такими маленькими предметами, развивается мелкая моторика рук, массируются биологически активные точки на пальцах.
Проект «Овощи в коробке».
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: воспитатели, дети логопедической подготовительной к школе группы.
Образовательные области: ознакомление с окружающим, развитие речи.
Актуальность: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают, какую пользу они приносят нашему здоровью. Участие детей в проекте «Овощи в коробке» позволит максимально обобщить и обогатить знания и представления об овощах и их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей.
Задачи проекта:
Образовательная: расширение словарного запаса (название и признаки овощей, понятие «огород»), формирование умения отвечать полным предложением на вопрос, составлять описательные рассказы, развивать, умения образовывать множественное число существительных от единственного числа, умение образовывать относительные прилагательные
Коррекционно-развивающая: развитие процессов концентрации внимания, зрительного восприятия, развития памяти, мышления, развитие мелкой моторики.
Воспитательная: воспитание любви к природе и бережного к ней отношения, воспитание умения работать в коллективе, воспитание дисциплинированности
Подборка игр используется не только на занятиях, но и во всех режимных моментах в течение дня.
1 этап - вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний
На этом этапе создавались условия для вызова у детей интереса к теме проекта, формировалась проблема. Этот этап характерен использованием методики «Три вопроса».
Что мы знаем об овощах? Что хотим узнать об овощах? Как необходимо ухаживать за овощами для получения хорошего урожая?
Методика «Три вопроса»
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Где можем это узнать?
Овощи растут на огороде.
Что нужно для роста и развития овощей?
Спросить у взрослых
Солнце – источник тепла и света.
Чем отличается посадочный материал?
В интернете
Овощи богаты витаминами.
Что вырастет из семечка?
В художественной литературе
2 этап – разработка проекта, планирование деятельности (воспитатели)
1. Выставка книг с русскими народными сказками, стихов, рассказов о растениях, овощах.
2. Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
1. Педагог просит ребенка собрать урожай. Ребенок поочередно снимает с грядок и называет их. Выполняя задания, ребенок закрепляет названия овощей.
2. Предложить ребенку разместить на «грядке» определенное количество овощей. Например: посадить 2 моркови и 3 капусты.
3.Сажая на «грядках» овощи, дети могут закреплять расположение предметов в пространстве. Например: педагог предлагает детям посадить морковь слева от неё капусту, а справа свеклу или чеснок.
4. Педагог загадывает ребенку загадку об овощах. Ребенок должен выбрать отгадку и расположить её на «грядке»
Сидит в темнице
А коса на улице. (Морковь)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява
Кто любит щи-
Меня в них ищи. (Капуста)
Вы ответьте мне ребятки,
Что растет на нашей грядке,
Маскируясь над землею
Очень ценною ботвою?
Вкус её своеобразный,
Цвет бордовый, одномастный.
Без неё борща не сваришь,
Винегрета не заправишь.
Под дождем не раз промокла
Кто, скажите детки?... (свекла)
Задание 9. Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: педагог показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Задание 11.Д/и "Собери урожай"
Перед вами 3 корзинки: в первую корзинку мы соберем плоды, в названии которых 1 слог; во вторую - в названии которых 2 слога; в третью - 3 слога.
Как можно проверить, сколько слогов в слове? (прохлопать слово; простучать карандашом по столу; поставить руку под подбородок - сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов).
Ребята, в какой корзинке больше плодов? На сколько во второй корзине овощей и фруктов больше, чем в первой? И т.д.
Где растут овощи? Почему это место называется ОГОРОД?
Какие овощи растут в земле, а какие на земле? Дай полный ответ: «Морковь растет в земле. Капуста растет на земле» и т.д.
Догадайся, что растет на чесночной грядке? А как назвать грядку, где растет морковь, свёкла, лук, капуста, баклажаны, огурцы, помидоры?
Что такое УРОЖАЙ? Урожай каких овощей мы собираем? (употребление формы родительного падежа сущ-х)
Как мы собираем урожай? Что из овощей мы - срезаем - ……….. - срываем - ………. - выкапываем - …………. - выдергиваем - ………….
Для чего нам нужны овощи, что мы можем из них приготовить? (четко проговаривать предлог ИЗ).
Если овощи сварили, они стали ВАРЕНЫЕ. пожарили - ………., потушили - ……….., заквасили - ………… .
Учи наизусть, сопровождай речь движениями рук:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту жмем, жмем,
Мы капусту солим, солим
И в бочку кладем.
Ребром 2х ладоней поочередно стучим по столу.
Одновременно сжимаем 2 ладони в кулаки и разжимаем.
Пальцы обеих рук собрать в щепоть, имитируем соление.
Ладони обеих рук в форме ковшика как бы подхватывают «капусту» и закладывают в воображаемую бочку.
Установление смысловой связи.
Подумай и скажи, почему эти предметы нарисовали рядом:
Назови лишний предмет. Объясни свой выбор. - морковь, огурцы, репа, кабачок. (огурцы, т.к. слово во множ. числе) - Чесночок, огурчик, помидор, баклажанчик. (помидор, т.к. все остальные названы ласково) - капуста, морковь, репа, редька. (капуста, т.к. она растет НА земле) - лук, перец, чеснок, тыква. (тыква, т.к. о ней мы скажем ОНА МОЯ)
Игра «Определи, на какой звук…»
В игре могут принимать участие 3-5 и более детей. Каждый игрок выбирает себе цветные или не цветные карточки с овощами и накладывает на них квадраты, которые соответствуют характеристикам звуков (гласных и согласных, твердых, мягких звуков, звонких (колокольчики)
Игра «Какого цвета овощи?» помогает в игровой форме запомнить названия овощей, запомнить характеристики гласных и согласных звуков.
Ход игры «Большой — маленький»
Цель: словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
огурец — огурчик, помидор — помидорчик...
Игра «Назови как можно больше признаков»
Цель: согласование существительных с прилагательными
Ход игры. Воспитатель предлагает детям, глядя на карточки, догадаться о каком овоще говорит (овоще). Далее дети сами загадывают загадки.
Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец; большой, и т. д.
Игры «Интересные загадки»
Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».
Ход игры. Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь и показывают карточку-отгадку.
План:
1. Как выглядит (форма, цвет, размер)
2. Где растет, как за ним ухаживают.
3. Что из него можно сделать.
Игры «Заготовки на зиму»
Цель: Пополнять и активизировать словарь детей на тему «Овощи». Продолжать учить детей образовывать прилагательные от существительных.
Ход игры. Сок из моркови – морковный, а из томатов, и т. д.
Салат из свеклы – свекольный, а из капусты, кабачков, чеснока, моркови и т. д.
Суп из картофеля – картофельный, а из гороха, и т. д.
Игры «Чудесный мешочек"
Цель: Закрепить названия овощей, их цвета.
Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход игры. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
Игры «Один — много»
Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Тыква-тыквы, кабачок-кабачки».
Игры «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.
Ход: Педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, огурца и предлагает его назвать. Затем объясняет: «Этот огурец большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Показывает картинку (огурчик) Аналогично рассматриваются другие овощи (репа - репка, морковь - морковочка) .
Значимость проекта:
Детские словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса.
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
Учитель-логопед Осташко С.В.
Используемые материалы :
1. Т.А. Шорыгина «Овощи, какие они?»
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения6 Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.А.Данилина, 2006г