Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка ООД на тему: "Знакомство с мордовскими игрушками"»
ООД «Знакомство с мордовскими игрушками»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с элементами Мордовской национальной одежды.
2. Формировать у детей правильное произношение всех звуков как в отдельности, так и в составе слова.
3. Формировать фонематический слух.
4. Прививать детям любовь к родному краю.
Предварительная работа:
Прослушивание мордовской музыки, чтение мордовских народных сказок, рассматривание альбомов, книг о Мордовии.
Словарная работа:
Панар, пулай, кырганят
Оборудование:
Аудиозаписи с мордовской музыкой, кукла в национальном костюме, деревянные Тавленские игрушки, книга Мордовия- Народное искусство.
Методические приемы:
Сюрпризный момент, чередование хоровых и индивидуальных ответов, физкультурная пауза, обследование игрушки, вопросы к детям.
Ход НООД:
Включается запись мордовской песни:
«Вай велесь, велесь…»
- Ребята, скажите, на каком языке поют эту песню?
- На мордовском.
- Правильно.
- А как называется город, в котором мы живем?
- Саранск- это главный город нашей Мордовии. Он большой и красивый.
Нам в Саранск
Замечательно
Живется
Наша жизнь
В России
Светлой песней льется
Здесь мокшанки
И нарядны
И красивы
Мой Саранск
Саранск известен
Всей России
А. Мортынов
(Стук в дверь. Появляется кукла мокшанка- эрзя, в руке небольшая сумочка с игрушками)
- Шумбратодо ялгат! Здравствуйте ребята!
- Давайте познакомимся. Меня зовут Маруня.
Я живу в Мордовии. По национальности я- мордовка. Компазиторы очень много песен написали про мордовочек. Одну из них сегодня вам спает Иван Сяткин.
(Включается запись песни «Мордовочка»)
- Маруня, какая ты красивая! Правда ребята?
(Рассматривание куклы)
- На Маруне длинное платье, да не простое, а вышито мордовскими узорами. По-мордовски оно называется «Панар»
(Индивидуальное и хоровое повторение)
- Сзади у нее повязана набедренная повязка. Она очень красивая. Посмотрите, какие красивые узоры составлены из бисера. Здесь так же пришивались пуговицы, разная тесьма, нанизывались старинные монеты.
- Маруня, а для чего это делали?
- Это делали для того, чтоб красивую мордовскую девушку можно было не только увидеть, но и услышать из далека. По- мордовски эта повязка называется «пулай».
- «Пулай» (индивидуальные и хоровые повторения)
- Ребята! А что у меня на ногах? (Сапоги)
- В старину, сапоги стоили очень дорого. Одну пару сапог можно было купить, если продать хорошую лошадь, поэтому не каждый мог их себе позволить. А кто не мог купить сапоги, те надевали лапти. А вы знаете, что такое лапти?
(Демонстрация лаптей)
- Это обувь, которую плели из лыка.
- Маруня, а какой красивый у тебя головной убор!
- Это какошник. По- мордовски он называется «панга».
(Индивидуальная работа со словом «панга»)
-А бусы на моей шее по - мордовски называются «кырганят»
(индивидуальные и хоровые повторения)
- Ребята, я сегодня пришла к вам не одна, а со своими друзьями- игрушками, которые делают у нас в Мордовии.
(показ)
- Это матрешки- мордовочки. Их нельзя спутать с другими матрешками, т.к. они расписаны мордовскими узорами.
Пальчиковая гимнастика
Мы красавицы – матрешки (поворачивают руки как фонарики)
Разноцветные одежки (сжимают и разжимают пальцы)
Раз – Матрена, два – Малаша
Мила – три, четыре – Маша
Маргарита – это пять (поднимают пальчики)
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: Посмотрите какие матрешки у нас получились.
- Какая матрешка больше всех похожа на мордовскую? Почему?
Физминутка
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки
Воспитатель: Матрешки нарядные,
Озорные, ладные,
Всех детей благодарят
И сплясать для них хотят.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Найди матрешку». Посмотрите внимательно на рисунок найдите и покажите где нарисованы матрешки. Обведем их. А теперь найдем мордовскую матрешку, а где русская матрешка? Молодцы!
- А вот эти игрушки пришли к нам из деревни Подлесная Тавла.
- Что это?
- Кони.
- Из какого материала они сделаны?
- Из дерева.
- В Подлесной Тавлее созданы мастерские, где делают игрушки из дерева.
(Показ иллюстраций из книги «Мордовия. Народное исскуство. Стр. 120»)
- Здесь создаются резные деревянные скульптуры на темы мордовских сказок, разные игрушки с движениями (стр. 122- 123 )
- А вот эти игрушки свистульки (посвистеть), использовались не только для игр, но и как музыкальное сопровождение во время праздничных представлений. Часть людей пела, а часть свистели под музыку. Вот так (включается музыка, показ)
Воспитатель:
- На этом занятие закончено. Сейчас можете поиграть с игрушками, рассмотреть их поближе, познакомить их с нашими игрушками, которые живут у нас в группе.