kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим настоящих патриотов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

патриотическое воспитание, неотьемлемая часть нашей жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим настоящих патриотов»»

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

«Растим настоящих патриотов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости - это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д.С. Лихачёв

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств – работа сложная, требующая от нас – воспитателей большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический процесс, систематически и планомерно на протяжении всего учебного года.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, городу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – это частица Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.

Цели и задачи программы. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста: состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, городу, созданному трудами родных и близких людей.

Задачи патриотического воспитания детей:

Развивающие:

развивать интерес к родной природе;

Воспитательные:

воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

воспитывать уважение к труду;

создавать у детей положительный эмоциональный настрой;







Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Педагогические принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи,перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.

Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;

Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;

Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;

Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;

Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.

Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.









Цели-ориентиры для педагогов по патриотическому воспитанию

Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи (деревья качаются от сильного ветра; лужи замерзают из-за мороза и др.). Знакомить с элементарными правилами поведения в природе, ориентировать ребенка на их соблюдение.

Изучать отношение родителей воспитанников к природе родного края. Показывать им значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества. Обращать внимание родителей на организацию и содержание эколого-краеведческого воспитания ребенка в семье и детском саду.

Ориентировать родителей на организацию совместных с детьми прогулок по районам города (и за его пределами с целью знакомства с объектами природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Помогать родителям планировать выходные дни (прогулки, чтение, беседы), обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование у малышей позитивного поведения в природе. Рекомендовать родителям для домашнего чтения произведения местных поэтов и писателей, раскрывающие детям богатство природы родного края (сказки, стихи, загадки и пр.).

Поощрять родителей за ответственное отношение к при-роде.

Разрабатывать информационные и информационно-исследовательские проекты и дидактические игры для детей, ориентированные на решение познавательных задач.

Структура программы



Программа составлена для детей 3-7, и определена последовательность решения комплекса поставленных задач.

Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала.

Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке закрепляется и совершенствуется достигнутое ребенком на предыдущей. В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.

Задача педагога — создать условия для формирования нравственно- патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина России. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, родном районе, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.









Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: воспитывать любовь и уважения к семье, родным и близким людям

Задачи:

учить детей называть членов семьи;

учить рассказывать о своих родственниках

формировать доброжелательное отношение к членам семьи;

вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями;

воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь

Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старших группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.

Цель: дать представление детям о родной природе.

Задачи:

знакомить детей с растительным и животным миром края;

исчезающими видами растений;

учить видеть красоту природы;

воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.

Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках.

Цель: воспитание бережного отношения к малой родине через ее познание.

Задачи: закрепить название родного города,

формировать у детей чувство любви к родному городу;

познакомить с достопримечательностями родного города;

формировать патриотические чувства.









Родная страна



Цель: Формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.



Задачи: формировать у детей представления о России как о родной стране;



познакомить с государственным флагом, гербом и гимном;



воспитывать чувство гордости за свою страну.









Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.



Цель: формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте.









Задачи: воспитывать интерес к быту и изделиям декоративно-прикладного искусства;



воспитывать любовь к русским сказкам;



формировать представление о матрешке как о самом знаменитом русском сувенире.









Формы организации образовательного процесса. Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:



совместной деятельности взрослого и детей



самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).



Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).



Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:



Игровая



Коммуникативная



Познавательно-исследовательская



Музыкальная



Изобразительная (можно включить разделы по изо)



Восприятие художественной литературы с использованием фольклора



Конструктивная



Самообслуживание и элементарный бытовой труд



Двигательная



Методы и приемы:



целевые прогулки и экскурсии;



наблюдения;



рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;



беседы с детьми;



игры-головоломки;



использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);



обучение игре на русских народных инструментах (ложках);



проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «За околицей», «Посиделки», «Как у матушки во дому» и др.



использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;



проекты;



разучивание с детьми современных песен и стихотворений;



приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», «День посёлка» и т.д.).









При реализации регионального компонента ООП детского сада большую роль играет сотрудничество с семьями воспитанников.









ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ



При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями соблюдаются основные принципы:



открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);



сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;



создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;



Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:



развитие интересов и потребностей ребенка;



распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;



поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;



выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;



понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.



Данная цель реализуется через следующие задачи:



воспитание уважения к детству и родительству;



взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;



повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;



использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.



Цели-ориентиры для родителей

(семьи воспитанников)

Находить в условиях города любую возможность замечать красоту родной природы и предъявлять ее сыну/дочери. Организовывать активный отдых семьи в природе, ориентировать ребенка на природу как ценность; формировать у сына/дочери навыки безопасного для здоровья поведения во время отдыха. Обращать внимание ребенка на следы положительного и отрицательного отношения людей к природе. Учить высказывать свои оценочные суждения по результатам таких наблюдений. Привлекать ребенка к обсуждению эколого-краеведческих проблем родного края, города, села, области; воспитывать чувство сопереживания происходящему в природе. Показывать примеры природоохранной деятельности.

Активно привлекать сына/дочь к труду в природе (в том числе и к труду всей семьей). Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению природного наследия родного края; осуществлять поиск информации эколого-краеведческого содержания в районных, городских и областных библиотеках, Интернете; учить ребенка пользоваться энциклопедической литературой. Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия. Принимать участие в природоохранных мероприятиях. Оказывать посильную помощь в экологизации предметно-развивающей среды детского сада.



Изучать историю и культуру края. Понимать значение развития общекультурных компетенций для решения задач развития у сына/дочери интереса к познанию культурного наследия родного края.



Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного города (села), способами ее получения. Поддерживать у сына/дочери интерес к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному городу (селу). Показывать, как связана судьба семьи с судьбой родного края.

Вместе с ребенком совершать прогулки, экскурсии по родному городу (селу), путешествовать, показывая сыну/дочери пример познавательного отдыха, наполненного открытиями окружающего мира. Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах города (села), знаменитых людях (в том числе используя ресурсы Интернета). Участвовать в мероприятиях, проходящих в городе (селе), интересоваться происходящими событиями. Принимать участие в благоустройстве своего двора, района, приобщать к этому сына/дочь. Рассказывать о своей профессии, о ее значимости для города (села); гордиться своим предприятием. Предлагать ребенку отображать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности. Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.

Формы взаимодействия с семьями

Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.

Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Я живу в Москве», «Как мы отдыхаем» и др.

Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.

Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)

Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.

Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».

Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).

Встречи с родителями в «Художественной гостиной».

Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.

Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет.

Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 1 –ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ





ЦЕЛЬ «РОДНАЯ СЕМЬЯ» Сентябрь III неделя

Экскурсия «Наш детский сад»

Учить детей называть членов семьи, воспитывать уважительное к ним отношение. Продолжать формировать интерес к устному народному творчеству.

IV неделя Беседа «Моя семья»

Октябрь

I неделя Игра «Назови ласково»

II неделя Заучивание потешки «Наша Маша маленька»

III неделя Рассматривание фотографий «Моя семья»

IV неделя Проект «Семь –Я»

Ноябрь

I неделя ООД «Волшебная фея»

II неделя Игра «Еду–еду к бабе, деду». «РОДНОЙ ГОРОД»

III неделя

Экскурсия по близлежащей улице

Познакомить детей с городом, в котором они живут, учить называть его. Расширять представления детей о родном городе.

IV неделя

Просмотр презентации «Наш город Донецк»

Декабрь

I неделя Рисование «Дорога в детский сад»

II неделя Любование красотой снежинок «РОДНАЯ ПРИРОДА»

III неделя Рассматривание иллюстраций с овощами и фруктами

Помочь детям замечать сезонные изменения происходящие в природе. Воспитывать любовь к природе родного края.

IV неделя Чтение сказки «Репка»

Январь

II неделя Рисование «Снегопад»

III неделя Беседа «Кто живет в лесу»

IV неделя Загадывание загадок о животных

Расширять представления о животных.

Февраль

I неделя Проект «В гости к нам пришел зайчишка, длинноухий шалунишка»

II неделя Просмотр слайдов «Природа родного края»

III неделя Заучивание потешки «Котик серенький коток». «РОДНАЯ КУЛЬТУРА»

IV неделя Беседа «Вежливые слова»

Знакомить детей с русским народным творчеством, с прикладным искусством. Развивать интерес к устному творчеству.

Март

I неделя Рассматривание матрешки

II неделя Кукольный театр «Колобок»

III неделя Рисование «Матрешка в гостях у ребят»

IV неделя ООД «Прогулка с колобком»

Апрель

I неделя Пальчиковая гимнастика «Стоит в поле теремок»

II неделя Хороводная игра «Идет коза рогатая» «РОДНАЯ СТРАНА»

III неделя Просмотр слайдов «Весна –красна»

Воспитывать любовь к родной стране. Формировать у детей дружеские отношения друг к другу.

IV неделя Беседа «Я и мое имя»

Май

I неделя Лепка «Любимой мамочке испеку я прянички»

II неделя Заучивание потешки «Cолнышко ведрышко»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марина Михайловна Кугатова

Дата: 25.08.2021

Номер свидетельства: 585799


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства