Методическая разработка по теме: «Современные форма взаимодействия музыкального руководителя с многодетными семьями»
Методическая разработка по теме: «Современные форма взаимодействия музыкального руководителя с многодетными семьями»
Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств. Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное развитие детей.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. От того, какую музыку будет преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут созданы для его музыкально-эстетического развития, зависит в будущем развитие его музыкальных способностей, интересов, а, следовательно, и развитие личности в целом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Современные форма взаимодействия музыкального руководителя с многодетными семьями»»
Методическая разработка по теме: «Современные форма взаимодействия музыкального руководителя с многодетными семьями»
Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств. Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное развитие детей.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. От того, какую музыку будет преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут созданы для его музыкально-эстетического развития, зависит в будущем развитие его музыкальных способностей, интересов, а, следовательно, и развитие личности в целом.
В современной многодетной семье у большинства родителей не хватает времени, мудрости и терпения на воспитание детей и общения с другими семьями со схожими проблемами. Построение собственной карьеры, зарабатывание материального благосостояния отодвигает на второй план проблемы воспитания детей. Такие родители считают, что проблемами воспитания и развития их детей должны заниматься детский сад и школа. И поэтому важнейшей задачей дошкольного учреждения на современном этапе является привлечение семей воспитанников к сотрудничеству в вопросах воспитания детей и создания единого образовательного пространства
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, вместе творить. Как изменить такое положение? Как создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея информацией, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Тесное сотрудничество педагогов и многодетных родителей позволило создать единое образовательное пространство развития ребенка, направленное на формирование у него целостной картины мира. Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению детей, педагогов и родителей , дает возможность открыто высказывать свое мнение, делиться своими проблемами, развивает творческие способности родителей. Совместная деятельность объединяет педагогов, детей и родителей, учит взаимопониманию, доверию, делает нас настоящими партнерами.
Опыт работы показал, что успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления, приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.
Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга, а для этого мы должны вооружать семью знаниями и умениями по музыкально-эстетическому развитию детей. В целях повышения эффективности взаимодействия ДОУ и семьи используем разнообразные направления и формы организации работы с родителями.
Создание единого пространства развития ребёнка – тема не новая, устранение противоречий семейного воспитания и воспитания в ДОУ ключ к решению многих задач стоящих перед педагогикой. Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в такой семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме есть музыкальный инструмент, на котором играют родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Таких семей крайне мало.
В детском саду мы учим детей вслушиваться в музыку, «купаться» в ней, проявлять творческую фантазию, импровизировать, петь, танцевать, прививаем культурные и эстетические ценности. А дома взрослые навязывают ему «современную эстраду», ведь ребёнок поневоле слышит то, что включают взрослые. Получается не что иное, как раздвоение эталонов, это неправильная позиция родителей. Безразличие взрослых – это проблема. Много ошибок родители совершают по незнанию, здесь помощь детского сада оказывается просто необходимой.Родители не должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений.
Мамы и папы должны быть осведомлены о проведении индивидуальной работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях, иметь представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах и т.д. Я предлагаю родителям различные формы сотрудничества.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организуется в нескольких направлениях:
Повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, ;
Пропаганда музыкального искусства (информационный блок на музыкальной страничке, возможность пользования фонотекой «Музыкальный киоск»);
Вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);
Совместная культурно - досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Приобщение многодетных родителей к миру искусства и творческое развитие через работу клуба по интересам.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с многодетными родителями;
Разработка методических материалов и рекомендаций по активному вовлечению многодетных родителей в образовательный процесс ДОУ.
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.
С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.
Взаимодействие с многодетной семьей осуществляется в следующих формах:
1. Музыкальная ННОД (открытые музыкальные занятия).
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (День открытых дверей):
Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.
2. Мастер-классы, занятия-практикумы.
приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика...);
с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).
3.Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации.
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Мама, папа, брат, сестра и я -наша дружная и большая семья», «8 Марта»).
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
Подготовка отдельных номеров;
Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
Помощь в оформлении помещения;
Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
4.Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.
Он содержит информацию, касающуюся:
Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;
Значимости музыкального воспитания детей;
Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;
Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;
Об особенностях эмоционального мира дошкольника;
Фотографии занятий, выступлений.
5. Индивидуальные беседы с родителями.
6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
«Музыкальное воспитание в семье»,
«Родителям о музыкальном воспитании»,
«Советы: музыкальное воспитание»,
«Как слушать музыку с ребёнком».
7. Папки – передвижки.
Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»:
«Музыкальные игры в детском саду»,
«Ваш ребёнок любит петь?»,
«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,
«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,