kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через методы ТРИЗ. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время мы стали часто слышать что, современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Процесс воспитания и обучения ребенка - это процесс, всегда ориентированный на определенную возрастную группу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через методы ТРИЗ. "»

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через методы ТРИЗ.


В последнее время мы стали часто слышать что, современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Процесс воспитания и обучения ребенка - это процесс, всегда ориентированный на определенную возрастную группу. Задачи, средства и методы воспитания должны соответствовать возможностям и особенностям развития ребенка в данном возрасте, только в этом случае воспитание может быть эффективным. Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умение видеть и проблему в целом, и отдельные последствия своих действий. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе такими, на которые пока никто не знает ответа, также необходимо формирующемуся уму, как витамины -растущему организму. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. В своей работе мы стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Чему и как учить сегодня ребенка - дошкольника? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими, творческими личностями? На наш взгляд эффективным помощником в достижении этих целей является система ТРИЗ -теория решения изобретательских задач. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем!" Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию - это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми."Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" –утверждал автор ТРИЗ –Г.С.Альтшуллер. Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это -формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Поэтому основной задачей мы ставим не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки с конфетами?

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала Баба-Яга и хочет съесть. Что делать?".

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

В своей работе педагоги используют различные методы и приёмы ТРИЗ и РТВ:

- «Системный оператор»;

- метод фокальных объектов;

- метод каталога;

- метод маленьких человечков;

- метод «эмпатии»;

- метод противоречий.

Для воспитанников нашего детского сада одним из полюбившихся методов и приёмов ТРИЗ и РТВ является - «Мозговой штурм». Для развития связной речи широко используем этот метод, т.к. он позволяет детям высказывать свое мнение, аргументировать его, учит детей выслушивать других, давать оценку другим. Предлагаем детям разные темы: по хорошо известным сказкам (спасение Колобка от Лисы, Красной Шапочки от Волка), по бытовым проблемам (как выбраться из комнаты, если тебя закрыли, чем и на чем рисовать, если в группе кончилась бумага и сломались все карандаши) Активно используются в совместной и самостоятельной деятельности типовые приемы фантазирования (ТПФ). Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку, приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, наоборот. Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник оживления (Оживление снега, его ощущения от прихода весны).

- Круги Луллия. Для определения уровня развития воображения и творческого мышления проводим тренинги в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой);

- Игра “Черное-белое”

Детям предлагается классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. (Кто может жить в черном домике ? (волк; баба Яга, Бармалей и др.). А кто может жить в белом домике? (Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка и др.). Затем детям предлагается проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?

Применяем методики ТРИЗ не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Часто педагоги используют специальную Игрушку – героя, который «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задают проблемные вопросы, с ним проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия. Непременным условием развития познавательной активности является обогащенная развивающая предметно-пространственная среда.


Список литературы

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач [Текст] / Г.С. Альтшуллер. -М., 2007. -400 с

2. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [Текст] / В. Богат.-Дошкольное воспитание, 2014. -С.19.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 2011. -94с.

4. Гин С.И.Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / С.И. Гин. -Минск, 2007.

5. Корзун А. В.Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. [Текст] /А.В. Корзун.-Мн., 2012.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Дворцевая Елена Васильевна

Дата: 29.07.2019

Номер свидетельства: 517173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства