Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Сигматизмы свистящих звуков. Способы их коррекции"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 395 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Методическая разработка
«Сигматизмы свистящих звуков.
Способы их коррекции»
Составитель: учитель-логопед Зубенко С.В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №395 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Донецк
2021
Отсутствие звука
«Фокус»
За нижние резцы кладем узкую полоску легкой бумаги (фантик).
Фиксируем полоску кончиком широкого языка, проверяем.
Губы растянуты в улыбку, между зубами небольшая щель.
«Волшебная спичка»
Губы растянуты в улыбку
Язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами.
Между зубами кладем «спичку»
Стараемся сильно выдохнуть
1
Попробуйте…
Постановка звука на вдохе
губы в улыбке
зубы в форме правильного прикуса
язык широкий на дне ротовой полости лежит так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами
ребенок должен «всосать» в себя немного воздуха, так мало, чтобы он почувствовал на кончике языка холодок. (если слышится просто «всхлип», значит сделан слишком глубокий вдох).
затем «выдуть» наружу ту маленькую порцию воздуха, которую он только, что вдохнул. В результате слышится тихий звук С.
В дальнейшем пусть на вдохе и выдохе (как бы «гоняя» туда-сюда одну и ту же крошечную порцию воздуха) произносит звук «с».
ВАЖНО! Воздух при вдохе должен точно попадать на кончик языка и тут же «сдуваться» именно с кончика языка.
12
12
«Повторяй за мной»
Губы растянуты в улыбку.
Зубы заборчиком с небольшой щелью.
Язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами.
«Посвистим»
Губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком.
В момент произнесения звука [т] сильно выдыхаем.
Получаем «тсссссссссс…»
2
Межзубный сигматизм свистящих
Прием №1
упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки «Чистим нижние зубки»
выработка направленной воздушной струи идущей посередине языка
отработка звука И
используя прием подражания, предлагаем перевести широкий кончик языка за нижние резцы, сближаем их и «пускаем легкий ветерок».
Прием №2
сжать зубы и, не разжимая их, протяжно произнести: ссссссс. (На первых порах звук произносится со сжатыми зубами).
постепенно переходят к нормальному произношению
3
Прием №3
Губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком.
Длительно произносим звук ссссссс…
В это время, нажимая на кончик языка петелькой зонда или уложенным поперек рта перед нижними клыками зондом (для звука Л) слегка отодвигаем язык от нижних зубов вглубь рта.
Образуется щель необходимая для воспроизведения свистящего звука.
Прием №4
многократно произносим слог ТА, вводим палочку от мороженного между альвеолами и передней частью спинки языка и слегка нажимаем ею вниз;
образуется щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий звук.
4
Носовой сигматизм свистящих
Прием №1
выработка удерживания широкого распластанного языка на нижней губе;
выработка умения направлять воздушную струю на кончик просунутого между губами языка , удерживать широкий кончик языка за нижними резцами;
длительно произносим звук Ф, просовываем широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами,
при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком Ф
постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.
5
Прием №2
приоткрыть рот и улыбнуться;
помещаем зонд за переднюю часть языка посередине, удерживая кончик языка основанием петельки зонда у нижних резцов;
предлагаем подуть на кончик языка, пытаясь произнести звук Ф, одновременно с этим слегка нажимаем зондом на язык, образуя желобок для выходящего воздуха и добиваясь нужного акустического эффекта.
6
Боковой сигматизм свистящих
Прием №1
упражнения для распластывания языка, умения удерживать его широким, укреплять боковые края языка («Грибок»)
выработка направленной воздушной струи, идущей посередине языка
отработка звуков И, Ф (при последнем идет сильная воздушная струя направленная по середине)
предлагаем произнести звук Ф, выдвигая язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы
к шуму, свойственному звуку Ш, должен присоединиться свистящий звук.
Прием №2 опора на звук Х
Произнести шепотом сочетание мхи, затем то же самое звукосочетание произнести со сжатыми зубами. При этом слышится звук, близкий к «сь».
В результате упражнений звук закрепляется, и тогда можно обратить внимание на различие в звучании звуков «с» и «сь».
7
Прием №3
Добиваются правильного звучания С при межзубном положении языка, затем используют механическую помощь для выработки продольного желобка по средней линии языка и переводят кончик языка за нижние резцы;
Иногда автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, лишь когда он перестанет отклонятся, переводят язык зазубное положение.
Прием №4 опора на звук Т
Добиваться образования «желобка» по средней линии языка.
Произносим Т с некоторым придыханием (наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.
На следующем этапе работы предлагаем ребенку опустить кончик языка за нижние резцы. Сжать зубы и произнести звук, близкий к Ц, в составе которого слышатся звуки Т и С.
Постепенно в ходе упражнений звук С удлиняется, а затем – отделяется.
После чего можно пояснить, что это правильно произносимый звук С.
8
Призубный парасигматизм свистящих
Прием №1
Различение и сопоставление на слух звуков С – Т
Показ правильной артикуляции. Опора на кинестетические ощущение (ощутить холодную струю на тыльной стороне ладони при правильном протяжном произнесении звука С
Прием №2
улыбнуться
легким нажимом шпателя на передний край языка, опускаем его за нижние резцы, чтобы в результате выход воздуха осуществлялся через зубную щель.
предлагаем подуть на язык
«Ветерок»
Выгнуть спинку языка вверх при упоре кончиком в десны нижние резцов и подуть.
9
Губно-зубной парасигматизм свистящих
«Чайник закипел»
Различение и сопоставление на слух звуков С –Ф.
Упражнения для отработки движений нижней губы вниз-вверх, удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов.
Умение с напряжением произносить сочетание гласных звуков ИЕ.
предлагается произнести звук С
оттягиваем вниз нижнюю губу, либо нажимает на подбородок и оттягивает его вниз («поднимаем крышку чайника – выпускаем пар»).
«Волшебный молоточек»
произносить многократно слог ТА
ввести палочку между альвеолами и кончиком
языка и слегка нажать им вниз, управляя палочкой, получаем нужный акустический эффект.
10
Шипящий парасигматизм свистящих
Прием №1
Различение правильного и неправильного звучания звука С (свист – шипение).
Временно использовать межзубную артикуляцию звука С.
В дальнейшем перейти к нормальному за зубному произношению со сжатыми зубами (как при исправлении межзубного сигматизма).
«Крутая горка»
Поднимание и опускание средней части спинки языка при опущенном у нижних десен кончике языка.
Задувание на язык при низком его положении.
Язык устанавливается глубоким «желобком», и произносится звук С, постепенно глубина «желобка» уменьшается.