kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Сигматизмы свистящих звуков. Способы их коррекции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка подготовлена для учителей-логопедов системы дошкольного образования для коррекции свистящих звуков разными способами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Сигматизмы свистящих звуков. Способы их коррекции"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 395 ГОРОДА ДОНЕЦКА»







Методическая разработка

«Сигматизмы свистящих звуков.

Способы их коррекции»








Составитель: учитель-логопед Зубенко С.В.




















МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №395 ГОРОДА ДОНЕЦКА»














Донецк

2021



Отсутствие звука


«Фокус»


  • За нижние резцы кладем узкую полоску легкой бумаги (фантик).

  • Фиксируем полоску кончиком широкого языка, проверяем.

  • Губы растянуты в улыбку, между зубами небольшая щель.





«Волшебная спичка»


  • Губы растянуты в улыбку

  • Язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами.

  • Между зубами кладем «спичку»

  • Стараемся сильно выдохнуть





1

































Попробуйте…


Постановка звука на вдохе


  • губы в улыбке

  • зубы в форме правильного прикуса

  • язык широкий на дне ротовой полости лежит так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами

  • ребенок должен «всосать» в себя немного воздуха, так мало, чтобы он почувствовал на кончике языка холодок. (если слышится просто «всхлип», значит сделан слишком глубокий вдох).

  • затем «выдуть» наружу ту маленькую порцию воздуха, которую он только, что вдохнул. В результате слышится тихий звук С.

  • В дальнейшем пусть на вдохе и выдохе (как бы «гоняя» туда-сюда одну и ту же крошечную порцию воздуха) произносит звук «с».

ВАЖНО! Воздух при вдохе должен точно попадать на кончик языка и тут же «сдуваться» именно с кончика языка.


12




12
































«Повторяй за мной»


  • Губы растянуты в улыбку.

  • Зубы заборчиком с небольшой щелью.

  • Язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами.



«Посвистим»


  • Губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком.

  • В момент произнесения звука [т] сильно выдыхаем.

  • Получаем «тсссссссссс…»










2































Межзубный сигматизм свистящих



Прием №1

  • упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки «Чистим нижние зубки»

  • выработка направленной воздушной струи идущей посередине языка

  • отработка звука И

  • используя прием подражания, предлагаем перевести широкий кончик языка за нижние резцы, сближаем их и «пускаем легкий ветерок».

Прием №2


  • сжать зубы и, не разжимая их, протяжно произнести: ссссссс. (На первых порах звук произносится со сжатыми зубами).

  • постепенно переходят к нормальному произношению





3
































Прием №3

  • Губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком.

  • Длительно произносим звук ссссссс…

  • В это время, нажимая на кончик языка петелькой зонда или уложенным поперек рта перед нижними клыками зондом (для звука Л) слегка отодвигаем язык от нижних зубов вглубь рта.

  • Образуется щель необходимая для воспроизведения свистящего звука.

Прием №4


  • многократно произносим слог ТА, вводим палочку от мороженного между альвеолами и передней частью спинки языка и слегка нажимаем ею вниз;

  • образуется щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий звук.


4































Носовой сигматизм свистящих



Прием №1

  • выработка удерживания широкого распластанного языка на нижней губе;

  • выработка умения направлять воздушную струю на кончик просунутого между губами языка , удерживать широкий кончик языка за нижними резцами;

  • длительно произносим звук Ф, просовываем широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами,

  • при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком Ф

  • постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.



5































Прием №2

  • приоткрыть рот и улыбнуться;

  • помещаем зонд за переднюю часть языка посередине, удерживая кончик языка основанием петельки зонда у нижних резцов;

  • предлагаем подуть на кончик языка, пытаясь произнести звук Ф, одновременно с этим слегка нажимаем зондом на язык, образуя желобок для выходящего воздуха и добиваясь нужного акустического эффекта.









6






























Боковой сигматизм свистящих


Прием №1

  • упражнения для распластывания языка, умения удерживать его широким, укреплять боковые края языка («Грибок»)

  • выработка направленной воздушной струи, идущей посередине языка

  • отработка звуков И, Ф (при последнем идет сильная воздушная струя направленная по середине)

  • предлагаем произнести звук Ф, выдвигая язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы

  • к шуму, свойственному звуку Ш, должен присоединиться свистящий звук.

Прием №2 опора на звук Х

  • Произнести шепотом сочетание мхи, затем то же самое звукосочетание произнести со сжатыми зубами. При этом слышится звук, близкий к «сь».

  • В результате упражнений звук закрепляется, и тогда можно обратить внимание на различие в звучании звуков «с» и «сь».

7



































Прием №3

  • Добиваются правильного звучания С при межзубном положении языка, затем используют механическую помощь для выработки продольного желобка по средней линии языка и переводят кончик языка за нижние резцы;

  • Иногда автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, лишь когда он перестанет отклонятся, переводят язык зазубное положение.

Прием №4 опора на звук Т

  • Добиваться образования «желобка» по средней линии языка.

  • Произносим Т с некоторым придыханием (наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.

  • На следующем этапе работы предлагаем ребенку опустить кончик языка за нижние резцы. Сжать зубы и произнести звук, близкий к Ц, в составе которого слышатся звуки Т и С.

  • Постепенно в ходе упражнений звук С удлиняется, а затем – отделяется.

  • После чего можно пояснить, что это правильно произносимый звук С.

8
































Призубный парасигматизм свистящих


Прием №1

  • Различение и сопоставление на слух звуков С – Т

  • Показ правильной артикуляции. Опора на кинестетические ощущение (ощутить холодную струю на тыльной стороне ладони при правильном протяжном произнесении звука С

Прием №2

  • улыбнуться

  • легким нажимом шпателя на передний край языка, опускаем его за нижние резцы, чтобы в результате выход воздуха осуществлялся через зубную щель.

  • предлагаем подуть на язык

«Ветерок»

  • Выгнуть спинку языка вверх при упоре кончиком в десны нижние резцов и подуть.

9
































Губно-зубной парасигматизм свистящих


«Чайник закипел»


  • Различение и сопоставление на слух звуков С –Ф.

  • Упражнения для отработки движений нижней губы вниз-вверх, удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов.

  • Умение с напряжением произносить сочетание гласных звуков ИЕ.

  • предлагается произнести звук С

  • оттягиваем вниз нижнюю губу, либо нажимает на подбородок и оттягивает его вниз («поднимаем крышку чайника – выпускаем пар»).


«Волшебный молоточек»

  • произносить многократно слог ТА

  • ввести палочку между альвеолами и кончиком

  • языка и слегка нажать им вниз, управляя палочкой, получаем нужный акустический эффект.

10



Шипящий парасигматизм свистящих

Прием №1

  • Различение правильного и неправильного звучания звука С (свист – шипение).

  • Временно использовать межзубную артикуляцию звука С.

  • В дальнейшем перейти к нормальному за зубному произношению со сжатыми зубами (как при исправлении межзубного сигматизма).

«Крутая горка»

  • Поднимание и опускание средней части спинки языка при опущенном у нижних десен кончике языка.

  • Задувание на язык при низком его положении.

  • Язык устанавливается глубоким «желобком», и произносится звук С, постепенно глубина «желобка» уменьшается.

«Веселая свистулька»

  • кончик языка между зубами.

  • длительное произнесение звука Ф.

  • добиваться правильного звучания звука С.

11














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Сигматизмы свистящих звуков. Способы их коррекции"

Автор: Зубенко Светлана Викторовна

Дата: 02.01.2021

Номер свидетельства: 569181


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства